Психологические особенности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 09:20, курсовая работа

Описание

цель курсовой работы: рассмотреть психологические особенности дошкольников. Конкретными задачами исследования являются:
1) Изучение психолого-педагогической и методической литературы;
2) Выявить взаимосвязь взаимоотношений между родителями и психологическими особенностями дошкольника;
3) Рассмотреть понятия: личность дошкольника, эмоционально –мотивационная регуляция поведения, игровая деятельность;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I Теоретический обзор литературы по проблеме психологически особенностей дошкольников……………………………….…6
1.1 Личность дошкольника…………………………………………..6
1.1.1 Общая характеристика дошкольного возраста……………………..6
1.1.2 Ценность дошкольного детства……………………………………..9
1.1.3 Усвоение нравственных норм……………………………………...11
1.2 Эмоционально –мотивационная регуляция поведения…………….14
1.3 Формирование личностных качеств у ребенка – дошкольника……20
1.4 Роль семьи в воспитании дошкольника……………………………..24
1.5. Психологические новообразования дошкольного возраста………26
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование психологических особенностей дошкольников…………………………………………………………………....29
2.1 Цель, процедура и методы проведения исследования……………...29
2.2 Методики диагностики………………………………………………30
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………...32
2.4 Общие результаты исследования……………………………………...37
Заключение………………………………………………………………..41
Список использованных источников……………………………………43
Приложение 1……………………………………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

Аносова. Психологические особенности дошкольников..doc

— 291.00 Кб (Скачать документ)

                                     ВВЕДЕНИЕ. 

     Дошкольное  детство — один из самых важных этапов жизни ребенка. В период дошкольного  детства ребенок активно познает  окружающий мир, накапливает новый  опыт и учится строить отношения  в разных сферах. Важным аспектом развития ребенка-дошкольника является его социализация, обусловленная прежде всего общением со взрослыми и другими детьми. Две наиболее значимые сферы для ребенка в этот период — это семья и детский сад. Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. И чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из «гнезда», найти свое место среди других людей.

     Ребенок взрослеет и меняется, соответственно, и детско-родительские отношения  должны развиваться, однако родители зачастую стараются общаться с ним, как  привыкли. Непонимание и конфликты  в семье неизбежны как следствие  такого общения. Поскольку отношения внутри семьи и за ее пределами взаимосвязаны, то проблемы в отношении к себе, другим людям могут проявляться у ребенка в виде эмоциональных переживаний или даже в виде болезни. Соответственно, учиться понимать друг друга в собственной семье не менее важно, нежели в незнакомой обстановке с новыми людьми. И такое учение, в конце концов, дает результаты: открываясь навстречу другим, мы начинаем лучше понимать самих себя, открывать новые личностные возможности. Нужно создать благоприятную атмосферу для развития ребенка.

     Дошкольное  детство — это возраст, в котором  появляются начальные формы учебной  деятельности, когда ребенок уже  может обучаться с помощью  взрослого, но только когда обучение ведется соответственно уровню его  психического развития и с учетом ведущей деятельности ребенка.

     Именно  в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, формируется его  мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире.

     В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

     Развитие  психологии современного человека закладывается  в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия  на него окружающих людей и, прежде всего  самых близких для ребёнка людей,  его семьи. Тем самым подтверждается роль, которая оказывается психологом-педагогом в формировании личности, формировании психологических её характеристик.

     В воспитании и развитии дошкольника  важны все факторы воздействия  на ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.

     Однако, психологическое влияние на развитие личности не заканчивается воздействием на построение внутренней личностной структуры. Важно отметить и значимость влияния психолога на развитие всех характеристик человека, в том числе и физических, и психических. Дело в том, что все действия (бездействия) человека напрямую зависят от его психических характеристик, от состояния психики личности на данный момент. Исходя из чего, важно отметить и значительную роль, оказываемую именно психологом на психологические особенности дошкольника.

     Исходя  из актуальности проблемы, была определена цель курсовой работы: рассмотреть  психологические особенности дошкольников.  Конкретными задачами исследования являются:

     1) Изучение психолого-педагогической  и методической литературы;

     2) Выявить взаимосвязь взаимоотношений между родителями и психологическими особенностями дошкольника;

     3) Рассмотреть понятия: личность  дошкольника, эмоционально –мотивационная регуляция поведения, игровая деятельность;

       Объект исследования: психологические  особенности дошкольника.

     Предмет исследования: дети дошкольного возраста 3-7 лет.

     На  основании анализа литературы нами была сформулирована следующая гипотеза исследования: мы предполагаем, что накопленный в преддошкольный период развития опыт создаёт предпосылки для перехода ребёнка-дошкольника к более сложным видам деятельности, к приобретению более сложных и разнообразных знаний и умений.

     Структурно  работа составлена из двух глав (теоретического обзора литературы и экспериментальной части), заключения, приложений, списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА I Теоретический обзор литературы по проблеме психологических особенностей дошкольников 

     
    1.   Личность дошкольника
 

     1.1.1 Общая характеристика дошкольного возраста 

     В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет. Ему предшествуют периоды  младенчества (от 0 до 1 года) и раннего  детства (от 1 до 3 лет).

     Ребенок младшего дошкольного возраста решает задачи с помощью внешних ориентировочных действий, т. е. находит решение методом проб и ошибок (наглядно-действенное мышление), тогда как в среднем дошкольном возрасте он уже после ознакомления с несколькими вариантами решения способен решить задачу в уме, без предметных действий. Мышление уже не связано только с практическими предметными действиями и непосредственным восприятием, становится наглядно-образным.

     Наглядно-образное мышление — одно из основных новообразований дошкольного возраста, здесь оно формируется и переживает свой рассвет. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления происходит в тесной связи с формированием логического мышления, основы которого закладываются в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте у ребенка уже возможно логическое построение рассуждения в том случае, когда речь идет о знакомой ситуации. Однако познание действительности, ее существенных связей и зависимостей происходит главным образом на основе наглядно-образного мышления — основной формы мышления в этом возрасте. Чем лучше и полнее использованы возможности этого возрастного периода, чем лучше развиты элементарные формы мышления ребенка — наглядно-действенное и наглядно-образное, тем легче происходит переход к более сложным формам мышления, в том числе логическому, понятийному.

     К трем годам ребенок начинает осознавать себя как личность и добиваться самостоятельности, независимости от взрослых наряду с  желанием жить совместной жизнью со взрослым, быть таким, как взрослый. Этот период нередко знаменуется возникновением так называемого кризиса трех лет и характеризуется рядом симптомов, описанных многими исследователями, прежде всего Л. С. Выготским, который дал не только точное описание этого периода, но и научное его объяснение с точки зрения «зоны ближайшего развития», причем Л. С. Выготский подчеркивал как отрицательные стороны кризиса, так и положительные (1984, т. 4, с. 368-375).

     Однако  Л. С. Выготский подчеркивал, что за всеми отрицательными сторонами кризиса необходимо видеть и позитивные черты: отделение от взрослого, выделение себя как личности, проявление самостоятельности.

       В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сю-лсетно-ролевая игра ребенка, которая имеет важное значение для его психического развития. Как отмечал Д. Б. Эльконин (1989), основным мотивом деятельности ребенка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый.

     В процессе развития ребенка-дошкольника  происходит изменение его мотивационно-потребностной сферы: в начале дошкольного возраста мотивы носят характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией. К концу дошкольного возраста мотивы ребенка существуют в виде обобщенных намерений, начинается осознавание мотивов, формируется первичная иерархия мотивов. Появление и развитие в этот период соподчинения мотивов можно рассматривать в качестве критерия развития личности ребенка. Если в раннем дошкольном возрасте лишь закладываются основы иерархии мотивов, то к семи годам фактически происходит ее формирование.

     Именно  в дошкольном возрасте происходит первоначальное формирование этических инстанций  и моральных чувств ребенка, когда  он начинает усваивать основные правила  взаимоотношений между людьми и  уже может оценить свои поступки как хорошие или плохие. В младшем дошкольном возрасте моральная оценка поступка еще совпадает с эмоциональной, т. е. категории «хорошо», «плохо» еще подчиняются оценкам «нравится», «не нравится» со стороны ребенка Позже, ближе к середине дошкольного возраста, на первый план уже выходят моральные понятия, которые подчиняют себе эмоциональные. К концу дошкольного возраста ребенок способен совершать поступки исходя из интересов другого человека, а не своих собственных проявлять чувства симпатии, помощи, заботливости. Большую роль в формировании моральных чувств ребенка играет взрослый, который является образцом для подражания, прямо и косвенно влияет на личностное развитие дошкольника.

     В процессе игр с правилами происходит развитие произвольного поведения ребенка. Формирование произвольного поведения Д. Б. Эльконин также связывал с постепенным подчинением своих поступков тому образцу, которым являются для ребенка поведение и мнение, оценка взрослого. В связи с этим к концу дошкольного возраста у ребенка появляется способность управлять собой, своим поведением и поступками, дальнейшее развитие произвольности происходит в младшем школьном возрасте при переходе ребенка к систематическому обучению в школе.

     Кроме того, в дошкольном возрасте происходит развитие продуктивных видов деятельности, таких как рисование, лепка, конструирование; закладываются основы трудовой деятельности: самообслуживание, помощь дома, в детском саду. Постепенно сфера общения ребенка расширяется и он начинает вступать в контакты не только со взрослыми, но и с другими детьми, чаще всего со сверстниками. Такое общение занимает все более важное место в жизни ребенка.

     В целом можно сказать, что умственное, психическое развитие ребенка, ведущая  деятельность, общение со взрослыми и сверстниками создают предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка на данном возрастном этапе. Именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, формируется его мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире.

     Таким образом, в период дошкольного детства  ребенок проходит путь от осознания  себя как «Я сам», как физически  самостоятельного индивида к осознанию  своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста. 

     
      1. Ценность  дошкольного детства
 

     В педагогической практике дошкольный возраст  традиционно рассматривался как  период, в течение которого психическое и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему органично перейти к систематическому школьному обучению.

     До  недавнего времени многие родители и воспитатели считали (а некоторые  убеждены в этом и до сих пор), что не имеет смысла предъявлять какие-либо особые требования к развитию ребенка-дошкольника, если оно находится в пределах возрастной нормы. Они были убеждены, что достижение ребенком 6-7-летнего возраста или поступление в школу автоматически приведет его к достижению требуемого уровня школьной зрелости.

     С точки зрения многих взрослых, ценность дошкольного этапа жизни ребенка  состоит лишь в том, чтобы как  можно лучше подготовить ребенка  к школе, как можно большему успеть его научить, что, безусловно, сужает и обедняет психическое и личностное развитие ребенка. Известнейший педагог и детский врач Я. Корчак настойчиво подчеркивал самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни. Он обращал внимание на то, что сегодня ребенка не хуже, не менее ценно, чем завтра, отмечая при этом, что многие родители ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня. Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни. По его мнению, детство — фундамент жизни: без полноценного, наполненного детства последующая жизнь будет ущербной. Все это в полной мере справедливо и по отношению к дошкольному периоду жизни ребенка.

Информация о работе Психологические особенности дошкольников