Психологические особенности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 09:20, курсовая работа

Описание

цель курсовой работы: рассмотреть психологические особенности дошкольников. Конкретными задачами исследования являются:
1) Изучение психолого-педагогической и методической литературы;
2) Выявить взаимосвязь взаимоотношений между родителями и психологическими особенностями дошкольника;
3) Рассмотреть понятия: личность дошкольника, эмоционально –мотивационная регуляция поведения, игровая деятельность;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I Теоретический обзор литературы по проблеме психологически особенностей дошкольников……………………………….…6
1.1 Личность дошкольника…………………………………………..6
1.1.1 Общая характеристика дошкольного возраста……………………..6
1.1.2 Ценность дошкольного детства……………………………………..9
1.1.3 Усвоение нравственных норм……………………………………...11
1.2 Эмоционально –мотивационная регуляция поведения…………….14
1.3 Формирование личностных качеств у ребенка – дошкольника……20
1.4 Роль семьи в воспитании дошкольника……………………………..24
1.5. Психологические новообразования дошкольного возраста………26
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование психологических особенностей дошкольников…………………………………………………………………....29
2.1 Цель, процедура и методы проведения исследования……………...29
2.2 Методики диагностики………………………………………………30
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………...32
2.4 Общие результаты исследования……………………………………...37
Заключение………………………………………………………………..41
Список использованных источников……………………………………43
Приложение 1……………………………………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

Аносова. Психологические особенности дошкольников..doc

— 291.00 Кб (Скачать документ)

     Для выявления уровня развития восприятия, дошкольникам предлагается серия рисунков,  в которых не хватает какой-то существенной детали. С помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания.

     Результаты:

     3 чел. ( 19%) – очень высокий уровень(ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.)

     5 чел.(31%) – высокий уровень (время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.)

     5 чел. (31%)  -  средний уровень (время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.)

     3 чел.(19%) – низкий уровень (время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.)(Приложение 1) 

Кол-во

испытуемых

очень высокий уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень
16чел.

100%

3 чел

19%

5 чел.

31%

5 чел.

31%

  1. чел.
19%
 

     Методика 2. «Запомни и расставь точки»

     Для выявления объема внимания, дошкольникам листы с точками, которые предлагается воспроизвести в пустой карточке. Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек.

     Результаты:

     2 чел.(13%) –  очень высокий уровень (ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек)

     8 чел.(49%) – высокий уровень (ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек)

     4 чел. (25%)–  средний уровень (ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на от 3 до 4 точек)

     2 чел.(13%) -  низкий уровень (ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки) (Приложение 2) 

Кол-во

испытуемых

очень высокий  уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень
16чел.

100%

2 чел

13%

8 чел.

49%

4чел.

25%

2чел.

13%

 

     Методика 3. «Нарисуй что-нибудь»

     Оценка  рисунка ребенка производится в  баллах.

     Результаты:

     5 чел. (31%) – высокий уровень(ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.)

     5 чел. (31%)– средний уровень (ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.)

     6 чел.(38%) – низкий уровень (ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.) (Приложение3) 
 

Кол-во

испытуемых

очень высокий  уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень
16чел.

100%

0 чел

0%

5 чел.

31%

5 чел.

31%

6чел.

38%

 

     Методика 4. «Выучи слова»

     Результаты:

     1 чел. (6%)– очень высокий уровень(ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6)

     5 чел (31%). – высокий уровень( ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов)

     7 чел.(44%) -  средний уровень (ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.)

     3 чел. (19%)– низкий уровень(ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.) (Приложение 4) 

Кол-во

испытуемых

очень высокий  уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень
16чел.

100%

1 чел

6%

5 чел.

31%

7 чел.

44%

3чел.

19%

 

     Методика 5. «Что здесь лишнее?»

     Дл  определения образно-логического мышления ребенку предлагается серия картинок. На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Оценивается время на определения лишних картинок.

     Результаты:

     2 чел.(13%) – очень высокий уровень(ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.)

     4 чел.(25%) – высокий уровень (ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин)

     5 чел.(31%) – средний уровень (ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.)

     5 чел.(31%) – низкий уровень (ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.)(Приложение 5) 

Кол-во

испытуемых

очень высокий  уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень
16чел.

100%

2 чел

13%

4 чел.

25%

5 чел.

31%

5чел.

31%

 

     Методика 6. «Какой Я?»

     Для определения самооценки ребёнка-дошкольника, экспериментатор спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

     Ответы  типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

     Результаты:

     3 чел. (19%) – очень высокий уровень

     1  чел. (6%)– высокий уровень

     11 чел. (69%) -  средний уровень

     1 чел.(6%) -  низкий уровень (Приложение 6) 

Кол-во

испытуемых

очень высокий  уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень
16чел.

100%

3 чел

19%

1 чел.

6%

11 чел.

69%

1чел.

6%

 
 

     2.4 Общие результаты  исследования

     В данной работе были рассмотрены психологические особенности дошкольников.

     Нами была сформулирована следующая гипотеза исследования: мы предполагаем, что накопленный в преддошкольный период развития опыт создаёт предпосылки для перехода ребёнка-дошкольника к более сложным видам деятельности, к приобретению более сложных и разнообразных знаний и умений.

     В результате экспериментального исследования психологических особенностей дошкольников по нескольким методикам, были показаны особенности мышления, восприятия, внимания, памяти у детей дошкольников.

     В результате проведенных диагностик можно сделать следующие выводы:

     1. Имеющиеся эмпирические данные (Приложение7), касающиеся психологической готовности детей 6 -летнего возраста к обучению в школе, показывают, что 44 % дошкольников (7 чел.) полностью готовы к обучению в школе,  13 % дошкольников ( 2 чел. ) не  готовых  к школьному обучению, а 43% дошкольников ( 7 чел. ) имеют средний уровень готовности к обучению в школе.

     2. В целом группе отмечается высокий уровень развития внимания, восприятия, мышления, но низкий уровень развития воображения ( 38 %).

     3. У 69% дошкольников отмечается адекватная самооценка. Это значит, что ребенок умеет оценивать собственные силы и возможности, личностные качества, умеет относится к себе критически.  6 % дошкольников имеют заниженную самооценку и 25 % дошкольников – завышена самооценка.

     Практические  рекомендации

     Психологам:

     Определяя психологическую готовность  к  школьному  обучению,  детский  практический психолог должен четко  понимать, для чего он это  делает.  Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностики  готовности к школе:

     1. Понимание особенностей  психологического  развития  детей  с  целью определения индивидуального подхода к  ним  в  учебно- воспитательном процессе.

     2. Выявление детей не готовых  к  школьному  обучению,  с  целью проведения с ними мероприятий, направленных на  профилактику школьной неуспеваемости.

     3.  Распределение  будущих   первоклассников   по   классам   в  соответствии  с их «зоной ближайшего развития», что позволяет каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

     4. Отсрочка на 1  год  начала  обучения  детей,  не  готовых   к школьному обучению, что возможно только  детям  шестилетнего   возраста.

     По  итогам диагностического обследования возможно создание спецгруппы и класса  развития,  в  которых  ребенок   сможет   подготовиться   к   началу систематического обучения в школе.  Так  же  создаются  группы  коррекции  и развития   с соблюдением основных  методологических принципов ведения группы развития:

  1. развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребёнка;
  2. субъективное отношение к ребёнку;
  3. развивающая работа должна строиться на основе индивидуального подхода, учитывающего зону ближайшего развития ребёнка;
  4. занятия должны проходить в игровой форме и вызвать у  участников группы живой интерес;
  5. Отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными
  6. недопустимы менторская позиция и порицание за неуспех;
  7. ребёнок должен иметь право на ошибку  ;
  8. успех должен переживаться ребёнком как радость; этому способствует положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группы;
  9. больше внимания на занятиях должно уделяться развитию у детей способности к самостоятельной оценки своей работы.

Информация о работе Психологические особенности дошкольников