Психологические особенности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 09:20, курсовая работа

Описание

цель курсовой работы: рассмотреть психологические особенности дошкольников. Конкретными задачами исследования являются:
1) Изучение психолого-педагогической и методической литературы;
2) Выявить взаимосвязь взаимоотношений между родителями и психологическими особенностями дошкольника;
3) Рассмотреть понятия: личность дошкольника, эмоционально –мотивационная регуляция поведения, игровая деятельность;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I Теоретический обзор литературы по проблеме психологически особенностей дошкольников……………………………….…6
1.1 Личность дошкольника…………………………………………..6
1.1.1 Общая характеристика дошкольного возраста……………………..6
1.1.2 Ценность дошкольного детства……………………………………..9
1.1.3 Усвоение нравственных норм……………………………………...11
1.2 Эмоционально –мотивационная регуляция поведения…………….14
1.3 Формирование личностных качеств у ребенка – дошкольника……20
1.4 Роль семьи в воспитании дошкольника……………………………..24
1.5. Психологические новообразования дошкольного возраста………26
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование психологических особенностей дошкольников…………………………………………………………………....29
2.1 Цель, процедура и методы проведения исследования……………...29
2.2 Методики диагностики………………………………………………30
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………...32
2.4 Общие результаты исследования……………………………………...37
Заключение………………………………………………………………..41
Список использованных источников……………………………………43
Приложение 1……………………………………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

Аносова. Психологические особенности дошкольников..doc

— 291.00 Кб (Скачать документ)

     Рекомендации  родителям

     Для повышения мотивации к школьному  обучению и дальнейшей успешной учёбе  родители:

  • Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.
  • Установите четкие и определенные требования к ребенку. В разговоре с ребенком называйте как можно дольше предметов, их признаков, действий с ними. Ваши объяснения должны быть простыми и  понятными. Говорите четко, ясно. Будьте терпеливы.
  • Сначала спрашивайте «Что?», а затем «Зачем?» и «Почему?».
  • Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.
  • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
  • Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.
  • Чаще хвалите ребенка. Поощряйте игры с другими детьми

     Не  делайте!

  • Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
  • Не задавайте слишком много вопросов.
  • Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
  • Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.
  • Не поправляйте ребенка постоянно, то и дело повторяя: «Не так, переделай».
  • Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя».
  • Не критикуйте ребенка с глазу на глаз, тем более не делайте это в присутствии других людей.
  • Не придумывайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.
  • Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил, всех ваших чувств, абстрактных рассуждений и объяснений.
  • Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу неожиданных скачков в развитии ребенка или некоторого регресса.
  • Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с соседскими, ни с его приятелями или родственниками.
 
 
 
 
 
 
 
---
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данной работе были рассмотрены психологические  особенности дошкольников.

     Дошкольное  детство — это возраст, в котором  появляются начальные формы учебной  деятельности, когда ребенок уже может обучаться с помощью взрослого, но только когда обучение ведется соответственно уровню его психического развития и с учетом ведущей деятельности ребенка.

     Важным  аспектом развития ребенка-дошкольника  является его социализация, обусловленная прежде всего общением со взрослыми и другими детьми. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

     К концу дошкольного возраста ребенок  уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

     В результате экспериментального исследования психологических особенностей дошкольников по нескольким методикам были показаны психологические особенности дошкольников, а именно уровень развития внимания, восприятия, мышления, памяти.

     В результате исследования сделаны следующие  выводы:

     1. Неадекватное отношение родителей  к ребенку обуславливает его  тревожное состояние, эмоциональный  психологический дискомфорт.

     2. Уровень сформированности самостоятельности зависит от развития личности ребенка и от создания условий родителями.

     3. Не все дети – дошкольники возраста 6 лет готовы к школьному обучению.

     4. Особенностью эмоциональной сферы школьника, является его значительная эмоциональная возбудимость, которая накладывает отпечаток на весь психический облик ребенка.

     На  основе этих выводов можно сделать  заключение о том, что наша гипотеза о накопленном в преддошкольный период развития опыт создаёт предпосылки для перехода ребёнка-дошкольника к более сложным видам деятельности, к приобретению более сложных и разнообразных знаний и умений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. «Возрастная психология» - М. «Академия» 1997 г.
  2. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика» - М., 1985.
  3. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 год.
  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. «Словарь-справочник по       психодиагностике» - СПб.: Питер, 2003.
  5. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—Ч. П.—М., 1981.—С. 135.
  6. Венгер Л.Д., В.С.Мухина «Психология». М. Просвещение. 1988 г.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 тт. Т.2. М., 1982.
  8. Гомезо М.В., М.В.Матюхиной «Возрастная и педагогическая психология». М. Просвещение. 2001 г.
  9. Готовность к школе /Под ред. И. В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г.
  10. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1977. 247 с.
  11. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.
  12. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Москва. 1983 г.
  13. Крайг Г., Бокум Д. «Психология развития» - СПб.: Питер, 2006.
  14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995
  15. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник;     Изд. «Роспедагенство»; Москва 1996
  16. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера/ Москва. 1988 г.
  17. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога». Москва 1999 г.
  18. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987. 160 с.
  19. Руденко А.В.Учебное пособие по педагогической психодиагностике. Министерство образования Украины. ДИСО. Донецк:1998 год.
  20. Урунтаева Г.А. «Детская психология». Москва. 1996 г.
  21. Урунтаева Г.А., Ю.А. Афонькина «Практикум по детской психологии».  
  22. Москва. 1995 г.
  23. Щербаков А.И. «Практикум по общей психологии». Москва 1979 г.
  24. Эльконин Д.Б. «Детская психология». Москва. 1960 г.
  25. Якобсон П.М. «Психология чувств и мотивации» Москва 1998г.
  26. «Хрестоматия по возрастной психологии» - Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.,1996.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     

                                                            Приложение 1  
 

       
 

       
 
 
 
 
 
 

       
 
 

       
 
 
 
 
 
 

     

       

                                                           

         Приложение 2

      Ф.И.

ребенка

Психологические особенности
восприятие объем внимания воображение память Образно-логическое мышление Личностные  особенности(самооценка)
     1. Азаренко Карина выс. уровень выс. уровень выс. уровень выс. уровень средн. уровень оч. выс. уровень
     2. Арзуманов Артем выс. уровень выс. уровень средн. уровень средн. уровень выс. уровень средн. уровень
     3. Бовкун Влад низкий уровень низкий уровень низкий уровень низкий уровень средн. уровень средн. уровень
     4. Горбунков Никита средн. уровень выс. уровень средн. уровень средн. уровень оч. выс. уровень оч. выс. уровень
     5. Гутин Слава средн. уровень средн. уровень средн. уровень средн. уровень средн. уровень средн. уровень
     6. Дулоглу Карина оч. выс. уровень оч. выс. уровень выс. уровень выс. уровень выс. уровень средн. уровень
     7. Квас Настя средн. уровень средн. уровень низкий уровень выс. уровень средн. уровень оч. выс. уровень
     8. Комогорцев Илья оч. выс. уровень выс. уровень средн. уровень низкий уровень средн. уровень средн. уровень
     9. Манаков Андрей низкий уровень низкий уровень низкий уровень низкий уровень средн. уровень средн. уровень
     10. Марченко Марина средн. уровень средн. уровень низкий уровень средн. уровень средн. уровень выс. уровень
     11. Мирошниченко  Аня выс. уровень выс. уровень выс. уровень средн. уровень оч. выс. уровень средн. уровень
     12. Рудюк Тоня выс. уровень выс. уровень средн. уровень оч. выс. уровень средн. уровень средн. уровень
     13. Степанова Даша оч. выс. уровень оч. выс. уровень выс. уровень выс. уровень выс. уровень средн. уровень
     14. Цыбенко Лида средн. уровень выс. уровень выс. уровень выс. уровень средн. уровень средн. уровень
     15. Шаповалов Коля низкий уровень средн. уровень низкий уровень средн. уровень средн. уровень средн. уровень
     16. Штром Максим выс. уровень выс. уровень низкий уровень средн. уровень выс. уровень низкий уровень

Информация о работе Психологические особенности дошкольников