Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение гиперактивности детей предшкольного возраста. Для достижения поставленной цели перед нами следующие задачи:
изучить психологические особенности детей дошкольного возраста;
рассмотреть проблему гиперактивности в современной психологической литературе;
Введение 2
Глава 1. Теоретические проблемы исследования гиперактивности в предшкольном возрасте 2
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста 2
1.2. Проблема гиперактивности в современной психологической литературе 2
1.3. Причины гиперактивности у детей 2
Глава 2. Эмпирическое исследование гиперактивности у детей предшкольного возраста 2
2.1. Организация и методы исследования 2
2.2. Анализ результатов исследования 2
Выводы 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2
2
Тема: «Психологические особенности гиперактивности детей в предшкольном возрасте»
(курсовая работа)
Введение
Глава 1. Теоретические проблемы исследования гиперактивности в предшкольном возрасте
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
1.2. Проблема гиперактивности в современной психологической литературе
1.3. Причины гиперактивности у детей
Глава 2. Эмпирическое исследование гиперактивности у детей предшкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность проблемы. В настоящее время с каждым годом отмечается увеличение детей, с трудностями в обучении, которые проявляются уже в дошкольном образовательном учреждении. Часто эти дети оказываются гиперактивными. Такие дети находятся под врачебным наблюдением, которое не всегда приводит к положительным изменениям. Коррекция нарушений, связанных с гиперактивностью, предполагает совместные усилия врачей, психологов и педагогов.
Повышенная двигательная активность является симптомом нарушения психической деятельности ребенка при различных нарушениях развития и чаще всего - последствием раннего органического поражения ЦНС. Хотя этот синдром называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания.
Социальная значимость проблемы определяется тем, что без своевременной и квалифицированной помощи у таких детей к подростковому возрасту может наблюдаться нарастание нарушений поведения.
Актуальной проблемой при этом становится оказание психологической помощи детям предшкольного возраста, так как в этот период возрастные (онтогенетические) трудности накладываются на типологию гиперактивности. Конечно, высокая двигательная активность, в силу психофизиологических причин, свойственна всем детям в дошкольном возрасте. Но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, что затрудняет социальную адаптацию ребенка, мешает его развитию и обучению.
Целью курсовой работы является изучение гиперактивности детей предшкольного возраста. Для достижения поставленной цели перед нами следующие задачи:
изучить психологические особенности детей дошкольного возраста;
рассмотреть проблему гиперактивности в современной психологической литературе;
определить причины гиперактивности у дошкольников;
провести эмпирическое исследование гиперактивности детей у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: дети старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп в количестве 20 чел.
Предмет исследования - особенности гиперактивного поведения детей.
Гипотеза исследования – гиперактивность детей с возрастом имеет тенденцию к нарастанию - это может привести к негативным последствиям. Предшкольный возраст – очень важный этап развития жизни ребенка. Гиперактивность может неблагоприятно отразиться на поведении в школе, а соответственно и успеваемости.
Методика исследования: 1. Критерии гиперактивности (П. Бейкер и М. Алворд); 2. «Выявление внимания у дошкольников» (по Р.С. Немову)
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность [2; с.45]. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Назовем основные направления психического развития в дошкольном детстве.
Во-первых, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства [15;с.52].
Во-вторых, расширяется сфера деятельности ребенка. От общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. Малыш начинает играть, рисовать, конструировать, выполнять трудовые поручения. Одновременно он осваивает цели и мотивы этих видов деятельности, у него формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.) [14; с.32].
В-третьих, в этот период детства интенсивно идет познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком. Он научается не только понимать речь, но осваивает фонетику и грамматику родного языка. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. Речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности. Формируется произвольность психических процессов, т.е. умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение.
Познавательные процессы начинают характеризоваться сознательным использованием социально выработанных средств (символических и знаковых). Происходит изменение в системе отношений взрослого к ребенку, с одной стороны и ребенка к самому себе, своему месту в мире взрослых с другой. У ребенка впервые появляется представление о себе как о члене общества. Постепенно у него накапливается осознание социальной значимости своих индивидуальных качеств и социального положения (Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер) [17; с.23].
Особую ответственность дошкольного периода детства перед следующим периодом развития Д.Б. Эльконин усматривал в том, что в течение его происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в трудовых функциях людей и общественных мотивах и задачах их деятельности. На этой основе к концу названного периода у детей возникает тенденция к осуществлению серьезной, общественно значимой и оцениваемой деятельности. Именно это имеет определяющее значение для готовности ребенка к школьному обучению, социальная зрелость, а не техничекие умения (чтение, счет) создает такую готовность [14;с.84].
В предшкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.
Предшкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.) [18; с.32].
Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.
До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: «захотел – сделал». Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри», его поведение понятно и легко «читается» окружающими.
Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел - осознал – сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.
У детей 6-7 летнего возраста в связи с продвижением их в общем психическом развитии появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как социально значимой деятельности. Психологическая сущность этого стремления заключается в том, что старшие дошкольники начинают стремиться к новому положению в системе доступных им общественных отношений и к новой социально значимой деятельности. Появление такого стремления возникает на том уровне, когда ребенку становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Иначе говоря, у ребенка появляется осознание своего социального Я и притязание на социальное признание [2; с. 42].
Т.А. Нежнова считает, что формирующееся «социальное Я» ребенка проявляется в субъективном переживании ребенком удовлетворения –неудовлетворения занимаемым им положением, соответствия – несоответствия социальным ожиданиям [17; С.45].
У детей 6-7 лет уже должна быть сформирована самооценка. Среди новых качеств самооценки в этом возрасте выделяются усиление роли когнитивных компонентов: критичность, дифференциация и интеграция, независимость, устойчивость, рефлексивность, регулятивная функция. Самооценка определяет уровень притязания на социальное признание.
У детей 6-7 лет выражена потребность признании. Они ориентированы на собственную активность, повышение значимости в признании интеллектуальных и нравственных качеств за счет снижения ориентации на признание физических, повышение значимости потребности в дружеских отношениях, оказании помощи близким и посторонним, покровительстве младшим. Депривация потребности ребенка в признании находит выражение в специфических формах неодобряемого поведения – грубости, капризности, зазнайстве, непослушании, замкнутости, пассивности и др. При этом депривация притязания на признание в этом возрасте приводит к негативным изменениям в структуре самосознания и личности [18; с. 53].
У детей формируется психологическое время личности. Они осознают себя во времени, ориентируясь на жизненную перспективу будущего, подкрепленную конкретными представлениями о возможности занять более значимую социальную позицию. Тесно прослеживается взаимосвязь временной ориентации личности и притязания на признание. С депривацией потребности ребенка в признании ученые связывают снижение оптимистического отношения к будущему, желание переместиться в прошлое.
Детям 6-7 лет присуще осознание новых прав и обязанностей, реализующееся в знании и умении ориентироваться в социальных нормах и правилах поведения, понимать их значение. У них формируется эмоциональное отношение к нравственным нормам, четкое представление о своих правах, и путях реализации этих прав.
В предшкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность.
Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения это, прежде всего, проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («в школе — большие, а в детском садике — только малыши»), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье [2; с.55].
Информация о работе Психологические особенности гиперактивности детей в предшкольном возрасте