Психологические особенности гиперактивности детей в предшкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:40, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение гиперактивности детей предшкольного возраста. Для достижения поставленной цели перед нами следующие задачи:
 изучить психологические особенности детей дошкольного возраста;
 рассмотреть проблему гиперактивности в современной психологической литературе;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические проблемы исследования гиперактивности в предшкольном возрасте 2
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста 2
1.2. Проблема гиперактивности в современной психологической литературе 2
1.3. Причины гиперактивности у детей 2
Глава 2. Эмпирическое исследование гиперактивности у детей предшкольного возраста 2
2.1. Организация и методы исследования 2
2.2. Анализ результатов исследования 2
Выводы 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2

Работа состоит из  1 файл

курс гиперактивность.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности [1; С. 72].

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Под словом «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную — знания и представления о себе (Кто я?) — и оценочную, или самооценку (Какой я?) [12; с.38].

Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе.

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной [15;с.65]. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

 

1.2. Проблема гиперактивности в современной психологической литературе

 

Проблема изучения гиперактивности у детей имеет свою историю. Эмпирически дети с гиперактивным поведением были выявлены давно. Родоначальником изучения двигательных расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга считается Э.П. Дюпье.

Первые описательные характеристики мы находим в работах, относящихся к концу XIX века, например, в книге Ф. Штольца «Недостатки в характере ребенка. Вторая залетая книжка». В ней описана группа детей, названная автором «беспокойными», «ртутными», которые отличаются от других детей тем, что их подвижность распространяется на весь организм. Руки и ноги находятся в беспрестанном непроизвольном движении, но данные движения эти дети выполняют нетвердо и неуверенно, они излишне «мечутся» во все стороны и своей неуклюжестью осложняют дело [5; с.65]. По мнению автора, таких детей можно назвать «трепещущими», а болтливость многих из них ничто иное, как перенесение мускульного беспокойства на область речи.

Изучение нарушений моторики особенно интенсивно начало развиваться в первой трети двадцатого века, в основном в плане недоразвития моторной сферы. Двигательные расстройства, изучали за рубежом А.Валлон, а в России М.О. Гуревич.

Впервые целенаправленное изучение гиперактивных детей было начато в 30-е годы за рубежом. В результате был выделен так называемый «синдром гиперактивности», который в последствии систематически привлекал внимание ученых [19; с.25].

Так, был выделен так называемый синдром гиперактивности у детей, проявляющийся повышенной моторной активностью, беспокойством, драчливостью, агрессивностью, дезадаптированностью при поступлении в школу и трудностях в обучении. В 80-е годы в США диагноз «гиперактивность» был заменен на «расстройство поведения, связанное с дефицитом внимания, с гиперактивностью или без нее» [3; с.29].

Зарубежные исследования представлены такими именами как Дж. Добсон, М. Раттер и др. [8; 19]. Гиперактивность рассматривается ими не как отдельное явление, требующее самостоятельного изучения, а как бы вскользь, наряду с другими нарушениями поведения.

В отечественной науке также нет отдельных исследований по проблеме гиперактивности. Лишь отрывочные сведения, упоминания о таких сверхактивных детях. Отечественный ученый, педагог и общественный деятель В.Л. Сащенко еще в 30-е годы в своей книге «Педагогическая коррекция» писал о детях с «болезненно выраженной активностью», которая создает большие затруднения в детском коллективе: ребенок невнимателен, много шалит, много болтает, много кричит, дразнит товарищей, без конца смеется над каждым пустяком. Он безмерно рассеянный, не может или с величайшим трудом доводит начатое дело до конца. У такого ребенка нет тормоза. Нет должного самоконтроля» [10; с.55].

Наряду с В.П. Кащенко, другими отечественными учеными, обращавшимся к проблемам гиперактивных детей были М.И. Буянов, В.И. Гарбузов и др. В целом, анализируя историю изучения проблем, связанных с гиперактивным поведением у детей, можно выделить два самостоятельных направления: медицинское (клиническое) и психолого-педагогическое. Наибольшее число опубликованных работ являются исследованиями медико-клинического направления.

В медицинской литературе проблема гиперактивного поведения у детей поднималась неоднократно и нашла свое разрешение в основном, в плане объяснения причин, порождающих данное явление, и разработке методов медикаментозной коррекции двигательной сверхактивности (М.И. Буянов, М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий).

В ряде работ гиперактивность, как особый вариант поведения, связывается, прежде всего, с избытком двигательной активности ребенка. Оно квалифицируется как один из ведущих симптомов «легкой дисфункции мозга» (ЛМД) или так называемой «минимальной мозговой дисфункции» (ММД), т.е. как симптом болезни, патологии, хотя и не являющейся грубой (В.И. Гарбузов, З. Тржесоглава, В. Суходолей и др.). При этом становится вопрос о медикаментозной терапии данного явления.

Многие авторы отмечают, что собственно расторможенность поведения у гиперактивных детей с возрастом снижается и может полностью исчезнуть к десятилетнему возрасту даже безо всякого медикаментозного вмешательства. Более того, М.О. Гуревич и Н.И. Озерецкий пишут об отсутствии физиологических отклонений головного мозга при подобных синдромах: «Так как при двигательной недостаточности в ее различных формах в большей части нет грубых очаговых поражений, то обычные невротические методы исследования здесь не дают достаточных результатов» [7; с.35].

Несмотря на возрастную нормализацию двигательной активности, вторичные психологические проблемы гиперактивных детей с возрастом не уменьшаются, а, как правило, усиливаются. Сами врачи указывают, что, несмотря на то, что такие дети находятся под постоянным врачебным наблюдением, в большинстве случаев не снимается потребность в их психологическом консультировании и коррекции.

Дж. Добсон, представитель клинического направления, описывая гиперактивных детей, отмечает их чрезмерно активное поведение, рассеянность, т.е. неумение и невозможность сосредоточиться, невнимательность и беспокойность [8; с.25].

Анализ работ клинического направления позволяет сделать следующие выводы:

1.    Психофизиологической основой гиперактивного поведения у детей может явиться незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства работы головного мозга (по типу ММД или ЛДМ).

2.    Проявления гиперактивного поведения, как правило, захватывают несколько сфер, среди которых чаще всего встречаются различные варианты сочетания 3-х симптомов: избытка двигательной активности, нарушений эмоционального поведения и дефицита внимания.

На наш взгляд, очень важным является попытка исследователей решить вопрос об отнесении гиперактивности к нормальной или патологической активности детей.

В исследованиях В. Петрунек, В.П. Таран, направленных на изучение темперамента, дается характеристика холерического темперамента, близкого к характеристике изучаемого нами гиперактивного типа поведения: ребенок активен, непоседлив, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми, но если общение не интересно, тут же охладевает, внимание отвлекается. Он неусидчив и беспокоен, хватается за многие дела, но при снижении интереса быстро отвлекается, меняя игру. Легко возбудим, часто вступает в конфликты, драчлив, но не злопамятен [2; с.45].

Близкий по описаниям гиперактивному тип поведения обнаружен исследователями акцентуированных характеров детей при «гипертимном» типе акцентуации. Так в работах А.Е. Личко, Н.В. Бердниковой о «гипертимах» говорится, что характерный для них тип поведения начинает проявляться еще в детстве. Это подвижные, неугомонные, крикливые, любящие командовать дети [9; с.34].

В школьные годы они неусидчивы, суетливы, порой назойливы. Замечания учителей их огорчают, но ненадолго. В подростковом возрасте психомоторные отклонения несколько сглаживаются, но заметно сохраняется приподнятый фон настроения [5; с.55]. Эти подростки находят признание у сверстников и часто становятся неформальными лидерами. Официальное лидерство их тяготит повседневностью выполнения разнообразных мелких обязанностей. Они пользуются уважением, сверстникам импонирует их физическая сила, находчивость в сложных ситуациях. Легко возбудимы, не терпят опеки, в определенных ситуациях агрессивны.

Некоторые проявления гиперактивного поведения (например, быстрая смена настроения и др.) можно обнаружить в характеристике еще одного типа акцентуации  характера,  выделяемого  авторами  как  «лабильный»  тип  Н.В. Бердникова, А.Е. Личко. Таким образом, можно предположить, что гиперактивное поведение в детстве является первоосновой для возможного развития акцентуированного характера гиперактивного или лабильного.

О.В. Халецкая и В.М. Трошин описывают «гипердинамический синдром», выделяя в нем: двигательную расторможенность, (т.е. гиперактивность, которая не имеет определенной цели, при этом ничем не мотивирована и не зависит от ситуации); нарушения внимания (проявляющиеся в трудности сосредоточения, отвлекаемости), легкую истощаемость; нарушения координации движений (при ходьбе дети часто пошатываются, задевают окружающие предметы); двигательное беспокойство (иногда отдельные мышечные подергивания) [6; с.38].

Детям, страдающим гиперактивностью, плохо удаются спортивные игры, они не могут обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстают от сверстников, испытывают затруднения при выполнении мелких движений. По мере роста ребенка и развития критического отношения к себе его поведение становится более правильным, улучшается успеваемость в школе, несколько сглаживается двигательный дефект.

Некоторые психологи считают основным проявлением синдрома двигательной расторможенности считает общее двигательное беспокойство, неусидчивость, множество ненужных, нецеленаправленных, лишних движений, которые носят резкий, неожиданный, непрогнозируемый характер [20; с.15]. Привлечь внимание такого ребенка почти не представляется возможным. Дети крайне неусидчивы. Беспрерывно бегают, хватают любые предметы, которые находятся в их поле зрения. Схватив одну вещь, они тут же ее бросают и хватаются за другую, задают много вопросов, ответы на них не слушают. Их внимание трудно привлечь как в привычной, так и в новой обстановке. Не стесняясь и не робея при чужих людях, они бывают неусидчивы, бегают по комнате, хватают все, что попадается им под руку. Их внимание удается привлечь лишь на незначительное время. Некоторые дети могут быть агрессивными, раздражительными, оказывают сопротивление всякому воздействию со стороны окружающих.

Довольно дискуссионным является вопрос о возрастной динамике синдрома гиперактивного поведения у детей. Большинство авторов считают, что синдром расторможенности встречается у детей в возрасте от 1,5 до 15 лет [5; с.23]. Еще до прихода в школу, в период дошкольного детства, гиперактивные дети обращают на себя внимание воспитателей и родителей особенностями своего поведения.

В.Г. Гарбузов отмечает, что пик проявления синдрома гиперактивного поведения наблюдается в 6-7 лет с обратным развитием в благоприятных случаях к 14-15 годам, а при неправильном воспитании начинает сокрушительно сказываться в 13 лет и старше, определяя в таком случае судьбу взрослого человека [6; с.36].

Как уже было сказано, двигательное беспокойство, впервые проявляясь в раннем и преддошкольном возрасте, достигает максимума к началу обучения в школе. В более старшем возрасте, к 9 - 10 годам, дети становятся спокойнее. Двигательная расторможенность у них уменьшается, постепенно сглаживается и может полностью исчезнуть к 14-15 годам. Но проблемы, порождаемые гиперактивным поведением, остаются, приводя к серьезным личностным нарушениям и возможности формирования социально опасных, антиобщественных форм поведения.

Что же является причиной явления гиперактивности у детей. Этот вопрос является наиболее изученным, особенно медицинскими исследователями, занимающимися этой проблемой. Хотя и в этом вопросе на сегодняшний день нет единого мнения. Понимание причин этого явления дает возможность наметить систему психолого-педагогической коррекции гиперактивности как особо варианта развития и сформулировать конкретные принципы реализации индивидуального подхода к этим детям[20; с.45].

Информация о работе Психологические особенности гиперактивности детей в предшкольном возрасте