Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение гиперактивности детей предшкольного возраста. Для достижения поставленной цели перед нами следующие задачи:
изучить психологические особенности детей дошкольного возраста;
рассмотреть проблему гиперактивности в современной психологической литературе;
Введение 2
Глава 1. Теоретические проблемы исследования гиперактивности в предшкольном возрасте 2
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста 2
1.2. Проблема гиперактивности в современной психологической литературе 2
1.3. Причины гиперактивности у детей 2
Глава 2. Эмпирическое исследование гиперактивности у детей предшкольного возраста 2
2.1. Организация и методы исследования 2
2.2. Анализ результатов исследования 2
Выводы 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2
Сталкиваясь с этим, он часто сознательно выбирает для себя роль классного шута, надеясь таким образом наладить отношения со сверстниками. Но общаться с гиперактивным ребенком могут лишь младшие дети или сверстники с аналогичными проблемами. Дома же гиперактивный ребенок постоянно страдает от того, что его то и дело сравнивают с братьями и сестрами, которые лучше и ведут себя, и учатся.
Родителей раздражает его беспокойный характер, частые перемены настроения, недисциплинированность. Он безответственно относится к повседневным поручениям, неаккуратен. У большинства детей с гиперактивностью низкая самооценка, а некоторые из них еще и упрямы, лживы, вспыльчивы, задиристы, агрессивны, вороваты. В старшем дошколном возрасте эти проблемы усиливаются, так как гиперактивный ребенок не в состоянии в полной мере соответствовать требованиям к обучению, несмотря на часто хороший общий уровень интеллектуального развития.
На занятиях ему сложно справиться с предлагаемыми заданиями, поскольку он не может организовать и завершить работу. Навыки чтения и письма у него значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания, что трудности формирования навыков письма и чтения связаны с недостаточностью координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.
Из рис. 2.1. видно, что в подготовительной группе процент гиперактивных детей больше. Можно сделать вывод, что по сравнению со старшей группой в преддошкольном возрасте гиперактивность прогрессирует и приобретает более обостренные черты. Это, по-видимому, напрямую связано с изменением образа жизни в связи с увеличением образовательной нагрузки, обусловленной подготовкой ребенка к поступлению в школу.
В подготовительной группе увеличивается физическая и психологическая нагрузка на ребенка, изменяются методы воспитания и обучения. Новые требования, множество занятий, наставления взрослых и родителей «учится хорошо», «вести себя хорошо» и боязнь не исполнить ожидания взрослых – все это может сильно отразиться на поведении гиперактивного ребенка. Поступление в школу – это стресс даже для нормальных детей, а уж для гиперактивных тем более.
Результаты исследования внимания (методика 2) показаны на рис. 2.2 и в Приложении 3.
Рис. 2.2. Исследование концентрации и устойчивости внимания
Как видно на рис. 2.2, в старшей группе превалирует в основном средняя концентрация и устойчивость внимания (60%). Детей с низкой концентрацией и устойчивостью было выявлено всего 10% (1 человек). У остальных 30% детей старшей группы достаточно высокий уровень концентрации и устойчивости внимания.
В подготовительной группе показатели несколько иные. Так детей с высоким уровнем концентрации и устойчивости внимания уже 50%, однако, количество детей с низкими показателями также больше, чем в старшей группе на целых 20%. Детей со средним уровнем концентрации и устойчивости и внимания выявлено было 20% от общего количества испытуемых этой группы.
Таким образом, результаты исследования внимания показывают, что в предшкольном возрасте устойчивость и концентрация внимания детей резко улучшается, однако количество детей с низким уровнем данного показателя также увеличивается.
Для выявления связи гиперактивности с концентрацией и устойчивостью внимания нами был проведен корреляционный анализ. С помощью метода ранговой корреляции Спирмена мы попытались выяснить, влияет ли гиперактивность детей на концентрацию и устойчивость внимания, так важных для обучения в школе.
Корреляционный анализ показал, что корреляция между двумя признаками статистически значима в одной группе. В подготовительной группе была выявлена сильная отрицательная связь (rs = -0.773) для p<0,01. Это значит, что в преддошкольном возрасте чем сильнее гиперактивность ребенка, тем ниже его концентрация и устойчивость внимания.
Таким образом, гипотеза о том, что гиперактивность детей с возрастом имеет тенденцию к нарастанию, а это может привести к негативным последствиям, полностью подтвердилась.
1. В подготовительной группе гиперактивных детей на 30 % больше, чем в старшей группе дошкольников.
2. Тенденция к увеличению гиперактивности напрямую связана с увеличением образовательной нагрузки, обусловленной подготовкой к поступлению в школу.
3. Гипеарктивность влияет на функции внимания, в частности снижает способность к его устойчивости и концентрации.
4. Гиперактивность может неблагоприятно отразиться на поведении в школе, а соответственно и успеваемости.
5. Гипотеза полностью подтвердилась.
Предшкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Сказанное дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольника имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств желаний.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление.
Синдром гиперактивности стал сейчас очень распространенным. Он проявляется неусидчивостью, трудностью сосредоточения внимания, излишней подвижностью. Такие проявления являются нормальными у маленьких детей, но у школьников они мешают обучению и социализации.
Гиперактивные дети плохо переносят ситуации, где требуется ограничение движений, мыслей, это вызывает у них нарастание тревоги, которую они пытаются избежать, начиная метаться, перескакивая в своем внимании с одного объекта на другой. Они одновременно и стремятся к близкому контакту с другими, требуют внимания, но одновременно и бегут от него, плохо перенося как общение, так и одиночество.
С момента рождения единственной активностью ребенка является действие и только постепенно, по мере развития мышления, появляется возможность заменить действие мыслью, представлением, словом. Эта способность позволяет приспособиться к реальности, получать отсроченное удовольствие.
У гиперактивных детей недостаточно сформировано пространство «психологического», между эмоциями и конкретным действием нет промежуточного звена в виде осмысления, фантазий, психической переработки, которая позволила бы канализировать возбуждение и тревогу в безопасное русло. Они переживают чувство внутреннего непостоянства. Поэтому важнейшим моментом в терапии таких детей будет установление дистанции, формирование пространства для психического функционирования.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что в предшкольном возрасте гиперактивность имеет тенденцию к возрастанию. То есть в подготовительной группе, к примеру, на 30% гиперактивных детей больше, чем в старшей группе. Тенденция к увеличению гиперактивности напрямую связана с увеличением образовательной нагрузки, обусловленной подготовкой детей к школе.
Гипеарктивность влияет на функции внимания, в частности снижает способность к его устойчивости и концентрации. В конце концов это может неблагоприятно отразиться на поведении в школе, а соответственно и успеваемости. Поэтому гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. В их расписании необходимо выделить время на дополнительные занятия. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить воспитателей, педагогов, родителей и остальных взрослых правильно обращаться с гиперактивным ребенком.
1. Безруких М.М, Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ребенка? - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного развития. – М., 2005. – С.25.
3. Бурменская Г.В.. Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 136 с.
4. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М. 1992. - 255 с.
5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. Пер. с франц. - М.: Просвещение, 1997. - 196 с.
6. Гарбузов В.И. Нервные дети. - Л.: Медицина, 1990. - 77 с.
7. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. - М., Л.: Медгиз, 1990. – 156 с.
8. Добсон А. Непослушный ребенок. – М.: Пенаты, 1992. - 150 с.
9. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.: Школа-Пресс 1, 2001. – 98 с.
10. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб., 1997. – 145 с.
11. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза).- М.: ММА имени И.М.Сеченова. 1994.- 12 с.
12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.-144 с.
13. Матейчек 3. Родители и дети. Пер. с чеш. - М.: Просвещение, 1992. -318 с.
14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 1998. – 456 с.
15. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. -4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1: Общая псиъология. – 567 с.
16. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. -4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2002. –Кн. 3: Психодиагностика. – 640 с.
17. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М.: Педагогика, 1992. – 160 с.
18. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996. - 352 с.
19. Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ./ Под ред. А.С. Спиваковский. - М.: Прогресс, 1987. - 420 с.
20. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. - М., 1997. – 52 с.
Приложение 1
Лист к методике «Проставь значки»
Приложение 2
Результаты методики «Критерии гиперактивности»
Старшая группа
№ | Имя | Кол-во проявляющихся признаков |
1 | Юля О. | 2 |
2 | Алина К. | 1 |
3 | Саша М. | 2 |
4 | Айдар Х. | 3 |
5 | Оля Б. | 1 |
6 | Радик Ш. | 0 |
7 | Вова Я. | 0 |
8 | Коля Н. | 1 |
9 | Таня Р. | 4 |
10 | Андрей И. | 8 |
Подготовительная группа
№ |
| Кол-во проявляющихся признаков |
1 | Денис И. | 8 |
2 | Аня К. | 1 |
3 | Дима К. | 6 |
4 | Анвар М. | 1 |
5 | Олеся Н. | 2 |
6 | Ринат Н. | 1 |
7 | Вера Ш. | 0 |
8 | Катя П. | 6 |
9 | Тимур Х. | 0 |
10 | Наташа Р. | 1 |
Информация о работе Психологические особенности гиперактивности детей в предшкольном возрасте