Психологические особенности гиперактивности детей в предшкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:40, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение гиперактивности детей предшкольного возраста. Для достижения поставленной цели перед нами следующие задачи:
 изучить психологические особенности детей дошкольного возраста;
 рассмотреть проблему гиперактивности в современной психологической литературе;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические проблемы исследования гиперактивности в предшкольном возрасте 2
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста 2
1.2. Проблема гиперактивности в современной психологической литературе 2
1.3. Причины гиперактивности у детей 2
Глава 2. Эмпирическое исследование гиперактивности у детей предшкольного возраста 2
2.1. Организация и методы исследования 2
2.2. Анализ результатов исследования 2
Выводы 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2

Работа состоит из  1 файл

курс гиперактивность.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

 

1.3. Причины гиперактивности у детей

 

 

Можно выделить следующие основные группы причин: 1.  Физиологические причины. 2.  Психологические причины.

К физиологическим причинам можно отнести следующие:

1. Нейробиологические теории сторонники их утверждают, что существуют какой-то медиатор (возможно моно - или катехоламины, серотонин), влияющий на моторику и приводящий к нарушениям поведения.

2. Авторы нейропсихологических теорий считают, что существует дефицит в механизме ингибирования в головном мозге, в так называемой системе «ингибирования поведения», т.е. нет контроля и «гашения» поведения. Кроме того, дети с гиперактивностью имеют более низкую величину усилия на раздражитель [7; с.39].

3. Нейроанатомическая теория сравнивает поведение гиперактивных детей с таковым у детей с дисфункцией лобной доли, но этому нет достаточного подтверждения современными методами диагностики (компьютерная томография).

4. Теории токсических веществ, приписывающие различным веществам (ароматизаторам, пищевым добавкам, салицилатам), а также чрезмерному потреблению сахара и сахарозы.

Перейдем к рассмотрению психологических взглядов на происхождения гиперактивности у детей. Точку зрения о психической депривации, как причине гиперактивности у детей, высказывает З. Матейчик, объясняя это тем, что при недостатке внешних импульсов и серьезной нехватке в своем окружении смысловых, эмоциональных, а иногда и социальных импульсов, ребенок сам проявляет лихорадочное стремление к их получению через ярко выраженное беспокойство поведения [11; с.23].

Бывают случаи возникновения гиперактивности в результате эмоционального стресса или переутомления. То есть, когда человек испытывает сильный эмоциональный стресс, то внутреннее напряжение, возникающее в этот момент, находит выход в усилении физической активности.

М. Раттер видит причины гиперактивного поведения в своеобразном крайнем проявлении особенностей темперамента [19; с.41]. А американские исследователи говорят о нарушениях внимания, и более всего поддерживающего, как об основной причине гиперактивного поведения у детей [8; с.53].

В исследованиях, рассматривающих гиперактивность как один из вариантов аффективного развития, наряду с причинами, о которых говорилось выше, важной причиной аффективного развития авторы считают неблагополучие окружающей среды, отсутствие коррелирующего влияния на воспитание детей, влияния семьи [4; с.45].

Нередко недостаточность нервной системы в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий закрепляется в психопатические черты характера, устойчивую аффективность. Большое влияние на возникновение аффективного развития имеет семья, т.к. взрослый для ребенка является центром его эмоциональной жизни, и неудовлетворенность ребенка в общении с близкими взрослыми очень часто является причиной аффективного поведения ребенка.

Д. Бретт считает, что у некоторых детей импульсивность может быть приобретенной поведенческой моделью, которая формируется в результате подражания импульсивным членам семьи или развивается в процессе воспитания в семье, где быстроту предпочитают старательности и вдумчивости [10; с.65].

Таким образом, к основным психологическим факторам возникновения гиперактивности исследователи относят: психическую депривацию, социальные факторы, эмоциональный стресс или переутомление, особенности темперамента, нарушения внимания.

Скорее всего, говоря о причинах гиперактивного поведения, нельзя выделить только одну из них. Специалисты считают, что никогда нельзя предполагать наличие одного фактора, а всегда следует предусматривать возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга [6; с.56].

Как уже упоминалось раньше, большинство исследователей характерным возрастом для проявления признаков гиперактивного поведения считают дошкольный возраст. М.И. Буянов еще четче очерчивает время возникновения гиперактивного поведения - от четырех до семи лет, объясняя это следующим образом. Во время созревания детского организма ребенок проходит несколько этапов. Один из них приходится на период от четырех до семи лет, когда преобладает психомоторный уровень реагирования организма на воздействие из внешней среды. Неблагоприятные воздействия на центральную нервную систему, к которым относятся родовые травмы, ушибы головного мозга, инфекционные заболевания, делают более явным то, что присуще возрастным особенностям здорового ребенка [4; с.49].

Поэтому у детей с ослабленной нервной системой так часто расторможенность и неуправляемость поведения. В период попадания ребенка в более сложные жизненные условия, каковой, например, является ситуация начала систематического обучения в школе, все эти проявления становятся более выраженными [9; с.39].

Таким образом, поведение гиперактивных детей характеризуется излишней подвижностью, (все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться).

Наличие у ребенка восьми из нижеперечисленных четырнадцати симптомов, которые постоянно наблюдаются в течении, как минимум, шести последних месяцев, является основанием для диагноза синдром дефицита внимания.

Критерии Американской Психиатрической Ассоциации, модифицированные В.Р. Кучмой и И.П. Брязгуновым [11; с.29]:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается

2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе.

5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

9. Неумение играть тихо, спокойно.

10. Болтливость.

11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Частая потеря вещей, необходимых ребенку для занятий в детском саду и дома.

14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений.


Глава 2. Эмпирическое исследование гиперактивности у детей предшкольного возраста

 

2.1. Организация и методы исследования

 

В данном исследовании участвовало две группы испытуемых. В первую группу испытуемых вошли дети старшего  дошкольного  возраста. Возраст этих детей – 5-6 лет. Вторую группу составили дети подготовительной к школе группы. Возраст этих детей – около 7 лет. Исследование проводилось на базе психолого-педагогического центра раннего развития «Егоза» г. Казани.

В процессе данного исследования нами было изучено гиперактивного поведения этих детей. Для этого мы должны были провести сравнение особенностей гиперактивного поведения детей в старшей и подготовительной группах. Выявить тенденцию изменения гиперактивности и установить возможные причины изменения.

В своей работе нами были использованы следующие методики.

Методика 1. «Критерии гиперактивности». Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка [18].

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в  младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет).

Если проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, психолог может предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Методика 2. «Проставь значки» (Р.Немов) [16].

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед нача­лом выполнения задания ребенку показывают рисунок (Приложение 1) и объясня­ют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков про­ставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответ­ственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в тече­ние двух минут, а общий показатель переключения и распреде­ления его внимания определяется по формуле:

где S — показатель переключения и распределения внимания;

N — количество геометрических фигур, просмотренных и по­меченных соответствующими знаками в течение двух минут;

п — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные зна­ки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими зна­ками, геометрические фигуры.

Оценка результатов производится по  сумме набранных баллов:

10 баллов   — показатель S больше чем 1,00.

8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов — показатель  S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

4-5 баллов — показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50. 0-3 балла — показатель 5 находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития:

10 баллов              — очень высокий.

8-9 баллов              — высокий.

6-7 баллов              — средний.

4-5 баллов              — низкий.

0-3 балла              — очень низкий.

 

2.2. Анализ результатов исследования

 

Результаты по критериям гиперактивности (методика 1) были занесены в таблицы (Приложение 2). Графическое изображение полученных результатов можно увидеть на рис. 2.1.

Как видно из рис. 2.1, в старшей группе из 10 человек гиперактивным можно назвать только одного (10%). Гиперактивность данного ребенка (мальчика) проявляется расстройством внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Ребенок подвижен чрезвычайно: он постоянно бегает, крутится, куда-то забирается.

Рис. 2.1. Критерии гиперактивности

 

 

Воспитатель характеризует ребенка так: «не может усидеть на месте, как будто бы к ним прикрепили мотор». Особенно гиперактивность  отмечается в часы сна, а также в беспокойстве, посторонних движениях при выполнении заданий, требующих усидчивости. Ребенок ерзает на стуле, не в состоянии удержать в покое руки и ноги. 

В подготовительной группе количество гиперактивных детей составило 30%. Причем у мальчиков – 20%, у девочек – только 10%. Чрезмерная двигательная активность может сочетаться с деструктивным поведением. На занятиях гиперактивные дети постоянно мешают педагогу и провоцируют одногруппников. Хотя в непривычной обстановке, при встрече с незнакомыми людьми, они могут вести себя какое-то время спокойно, что объясняется усилением тормозных механизмов на фоне волнения.  Ребенок не способен сосредоточиться больше чем на несколько минут.

Невнимательность, быстрое переключение с одного занятия на другое создают проблемы при общении со сверстниками. Но надо отметить, что если такой ребенок занят делом, с которым успешно справляется, то он способен сосредотачиваться на несколько часов. Причина такой «избирательности» – в заинтересованности, увлеченности и удовольствии от данной деятельности. Гиперактивному ребенку трудно сконцентрироваться из-за того, что он постоянно отвлекается. Гиперактивный ребенок больше, чем другие дети, подвержен различным травмам, поскольку часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. И, как уже говорилось, у него возникают проблемы в общении. Хотя ребенок очень разговорчив и легко вступает в контакт, его действия не всегда соответствуют ситуации, поскольку он не восприимчив к оттенкам межличностных взаимоотношений.

Наконец, гиперактивный ребенок просто непредсказуем – его поведение зависит также от времени суток и от конкретной ситуации. В группе он шумит, берет без спроса чужие вещи, мешает окружающим, отвлекая их. Отсюда конфликты.

Информация о работе Психологические особенности гиперактивности детей в предшкольном возрасте