Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:13, реферат
Чтобы понять психологические особенности спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов – личности тренера. Его представляли то, как человека догматичного и грубоватого, стремящегося воспитать такие же качества у спортсменов, находящихся под его началом, то, как неудачника со свистком на шее. В некоторых случаях – это был портрет мужественного рыцаря с сильной волей и высокими моральными принципами, готового защитить своих воспитанников от заблуждений, подготовить к жизни. Сформулировать у них положительные черты характера и воспитать стойкость деятельности.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие о личности……………………………………………………..……5
2. Требования к личности тренера……………………………………...…….9
3. Профессионально важные качества тренера…………………….………13
4. Психологические особенности взаимоотношений учеников и тренеров…………………………………………………………………...……..21
5. Стили руководства командой……………………………………..……….25
Выводы…………………………………………………………………….…….30
Заключение.……………………………………………………………………..32
Список литературы…………………..………………………………………………….33
ГБОУ Спортивно-педагогический колледж Москомспорта |
РЕФЕРАТ |
На тему: «Психологические особенности личности тренера» |
Выполнил студент: Солодкин П.Ю. |
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие о
личности……………………………………………………..
2. Требования к
личности тренера……………………………………
3. Профессионально
важные качества тренера…………………
4. Психологические
особенности взаимоотношений учеников
и тренеров…………………………………………………………
5. Стили руководства командой……………………………………..……….25
Выводы………………………………………………………………
Заключение.…………………………………………………
Список литературы…………………..…………
Введение
Чтобы понять психологические
особенности спортивной деятельности,
необходимо разобраться в характере
одного из важнейших ее факторов –
личности тренера. Его представляли
то, как человека догматичного и
грубоватого, стремящегося воспитать
такие же качества у спортсменов,
находящихся под его началом,
то, как неудачника со свистком на шее.
В некоторых случаях – это
был портрет мужественного
Спортсмен любого уровня –
от новичка до мастера высокого класса
– совершенствует свои навыки и
тренированность в условиях перегрузки
нервной и физиологических
Некоторые авторы и исследователи предприняли попытку дать ориентировочные ответы на следующие вопросы: Существует ли идеальный тип личности тренера? Как воспринимают личностные особенности тренера его воспитанники? Какими важными чертами должен обладать тренер как педагог?
Изучение личности тренера началось в середине 20 века. Ряд ученых-психологов внесли огромный вклад в изучение этого вопроса. В конце 60-х годов в Англии англичанин Хендри пытался выявить личностные особенности, необходимые идеальному тренеру, и опросил для этого спортсменов и самих тренеров. Огилви и Татко изучали особенности характера тренера. Большой вклад в изучение личности тренера внесли такие исследователи как М.Мосстон, Джон Лой, Джон Вуден, Барри Хуссман, Нил и ряд других зарубежных ученых-психологов.
Разработкой данного вопроса активно занимались также и отечественные ученые. С 50-х годов 20 века. Советские специалисты внесли немалый вклад в изучение личности тренера. Следует отметить работу таких психологов как Р.Л.Кричевский, А.Н.Леонтьев, Г.М.Андреева, И.П.Волков, Ю.А.Коломейцев, И.Н.Решетень
Общая характеристика работы
Мастерство тренера во
многом определяется имеющимися у него
качествами, которые придают своеобразие
его общению с учащимися, определяют
быстроту и степень овладения
им различными умениями. Все сказанное
приобретает особую остроту в
спорте высших достижений. В этой сфере
деятельности наиболее важно знать,
как сформировать позитивные межличностные
отношения в команде, как избежать
конфликта или выйти из него, как
создать такой социально-
1. Понятие о личности
Существующие понятия «личность» и «человек» представляют собой определенное единство, они неотделимы друг от друга, но по своему содержанию эти понятия не тождественны. Для уяснения сущности понятия «личность» необходимо знать следующее:
а) человек — это живое существо, обладающее сознанием и речью, отражающее и преобразующее окружающую действительность, способное изобретать орудия и применять их в своей практической деятельности, ведущее общественный образ жизни, добывающее средства к жизни с помощью труда;
б) индивид — каждый отдельный человек;
в) индивидуальность — неповторимые, только данному человеку принадлежащие черты и особенности; то, чем один человек отличается от других;
г) коллектив — та или иная совокупность людей, объединенных общностью целей и вида деятельности, совместно добивающихся решения стоящих перед данным коллективом задач;
д.) личность — конкретный
человек во всем многообразии его
социальных и психологических
Исследуя проблему личности, отечественная психология имеет в виду психологические особенности и свойства человека, развивающиеся и проявляющиеся у него как члена общества. Личность немыслима вне общества так же, как и человеческое общество не может существовать без составляющих его личностей. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива: семьи, школы, предприятия и др. Активная деятельность, взаимоотношения в коллективе в значительной степени определяют и формируют индивидуальные черты личности.
Поскольку личность социально обусловлена, это понятие относится только к человеку и не применимо по отношению к животным, жизнедеятельность которых определяется исключительно биологическими закономерностями.
Отличительными особенностями личности являются:
1. Самосознание. Человек
как личность сознает себя, прежде
всего как живое, наделенное
соответствующей телесной
2. Сознание непрерывности
и тождественности своего «Я».
В процессе своей жизни
3. Индивидуальность —
это устойчивое своеобразие
4. Саморегулирование —
способность сознательно
5. Активность. Личность всегда
деятельна, без этого она не
может существовать в
6. Релятивность (от лат. ел. реляцио — отношение). Человек, являясь активным членом общества, всегда находится в определенных отношениях (семейных, бытовых, производственно-трудовых, социально-классовых, идейных и пр.) с окружающими его людьми и обществом в целом. Вне этих объективных отношений он не может существовать как конкретный член общества, неизбежно вступая в связи с этим в различные межлюдские формы поведения. Эти общественные отношения и определяют собой истинную сущность человека, которую нельзя понять, если рассматривать его как всего лишь отдельное существо, изолированно (абстрактно) от общества, членом которого он всегда и неизбежно является.
Объективно существующие в обществе отношения, являющиеся необходимым условием жизнедеятельности самого общества, субъективно отражаются в сознании человека в виде тех или других понятий, эмоциональных переживаний, волевых стремлений, социальных чувств и убеждений и др., представляющих в своей совокупности важные черты личности, практически проявляющиеся в поведении и деятельности человека.
7. Структурное единство.
Личность представляет собой
сложное явление. Она
Значительный вклад в
изучение психологической структуры
личности внесен отечественными учеными.
Так, А.Г. Ковалев различает в этой
структуре: темперамент (природные
свойства личности); направленность (потребности,
интересы, идеалы); способности (совокупность
интеллектуальных, эмоциональных и
волевых свойств) К.К. Платонов предложил
рассматривать психологическую
структуру личности как динамическую
функциональную систему, в которой
основное значение имеют: 1.направленность
(социально обусловленная
2. Требования к личности тренера
Современный спорт требует незаурядных способностей от тренера. Он должен владеть всем арсеналом современных знаний, учитывать психологические, социальные, материально-технические и все другие аспекты подготовки спортсмена. Успехи спортсменов во многом зависят от личности тренера - его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли, способности к творческому обобщению. По своей сути тренер - это, прежде всего педагог, и к нему предъявляются все те же требования, как и к любому воспитателю.
Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учениками, определяют быстроту и степень овладения: им различными умениями. К профессионально важным качествам тренера относятся нравственные, коммуникабельные, волевые, интеллектуальные и психомоторные.
Тренер должен обладать полым комплексом нравственных качеств: гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и др., так как нравственное воспитание учеников должно базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но, прежде всего на личном примере. Личный пример - лучшая проповедь. Тренер обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования.
Нельзя, воспитывая у учеников уважительное отношение к труду, самому проявлять халатное отношение к своим обязанностям: опаздывать на занятия, приходить на него несобранным, отменять запланированные мероприятия.
Тренер должен обладать и такими нравственными качествами, как принципиальность, правдивость, самокритичность, трудолюбие и справедливость.
Коммуникативные качества,
к которым относится
Развитие волевых качеств является предпосылкой успеха в профессиональной деятельности тренера. Важнейшими волевыми качествами тренера считаются: целеустремленность, инициативность, смелость, решительность, выдержка и самообладание. Все эти качества находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии.
Невыдержанный тренер не может успешно вести воспитательную работу с учениками, так как в их глазах он не обладает авторитетом. Нетерпеливые тренеры, желая быстрее достичь результата, своих учеников, форсируют нагрузки, нарушая тем самым принципы постепенности и доступности и ставя под угрозу здоровье учеников. Тренер без самообладания будет теряться в конфликтных и неожиданно возникающих ситуациях. Не обладая настойчивостью, тренер не сможет неукоснительно проводить в воспитании учеников свою линию.
Информация о работе Психологические особенности личности тренера