Психологические особенности личности тренера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:13, реферат

Описание

Чтобы понять психологические особенности спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов – личности тренера. Его представляли то, как человека догматичного и грубоватого, стремящегося воспитать такие же качества у спортсменов, находящихся под его началом, то, как неудачника со свистком на шее. В некоторых случаях – это был портрет мужественного рыцаря с сильной волей и высокими моральными принципами, готового защитить своих воспитанников от заблуждений, подготовить к жизни. Сформулировать у них положительные черты характера и воспитать стойкость деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие о личности……………………………………………………..……5
2. Требования к личности тренера……………………………………...…….9
3. Профессионально важные качества тренера…………………….………13
4. Психологические особенности взаимоотношений учеников и тренеров…………………………………………………………………...……..21
5. Стили руководства командой……………………………………..……….25
Выводы…………………………………………………………………….…….30
Заключение.……………………………………………………………………..32
Список литературы…………………..………………………………………………….33

Работа состоит из  1 файл

Мастерство тренера.docx

— 67.12 Кб (Скачать документ)

  ГБОУ Спортивно-педагогический колледж Москомспорта

РЕФЕРАТ

На тему: «Психологические особенности личности тренера»

 

 

Выполнил студент: Солодкин П.Ю.




 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие о  личности……………………………………………………..……5

2. Требования к  личности тренера……………………………………...…….9

3. Профессионально  важные качества тренера…………………….………13

4. Психологические особенности взаимоотношений учеников и тренеров…………………………………………………………………...……..21

5. Стили руководства  командой……………………………………..……….25

Выводы…………………………………………………………………….…….30

Заключение.……………………………………………………………………..32

Список литературы…………………..………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Чтобы понять психологические  особенности спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере  одного из важнейших ее факторов –  личности тренера. Его представляли то, как человека догматичного и  грубоватого, стремящегося воспитать  такие же качества у спортсменов, находящихся под его началом, то, как неудачника со свистком на шее. В некоторых случаях – это  был портрет мужественного рыцаря с сильной волей и высокими моральными принципами, готового защитить своих воспитанников от заблуждений, подготовить к жизни. Сформулировать у них положительные черты  характера и воспитать стойкость  деятельности.

Спортсмен любого уровня –  от новичка до мастера высокого класса – совершенствует свои навыки и  тренированность в условиях перегрузки нервной и физиологических систем. Высокий уровень физической подготовленности можно достичь только при условии  полного понимания и сотрудничества между тренером и спортсменом.

Некоторые авторы и исследователи  предприняли попытку дать ориентировочные  ответы на следующие вопросы: Существует ли идеальный тип личности тренера? Как воспринимают личностные особенности  тренера его воспитанники? Какими важными чертами должен обладать тренер как педагог?

Изучение личности тренера  началось в середине 20 века. Ряд ученых-психологов внесли огромный вклад в изучение этого вопроса. В конце 60-х годов  в Англии англичанин Хендри пытался выявить личностные особенности, необходимые идеальному тренеру, и опросил для этого спортсменов и самих тренеров. Огилви и Татко изучали особенности характера тренера. Большой вклад в изучение личности тренера внесли такие исследователи как М.Мосстон, Джон Лой, Джон Вуден, Барри Хуссман, Нил и ряд других зарубежных ученых-психологов.

Разработкой данного вопроса  активно занимались также и отечественные  ученые. С 50-х годов 20 века. Советские  специалисты внесли немалый вклад  в изучение личности тренера. Следует  отметить работу таких психологов как  Р.Л.Кричевский, А.Н.Леонтьев, Г.М.Андреева, И.П.Волков, Ю.А.Коломейцев, И.Н.Решетень

Общая характеристика работы

Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие  его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения  им различными умениями. Все сказанное  приобретает особую остроту в  спорте высших достижений. В этой сфере  деятельности наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные  отношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как  создать такой социально-психологический  климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации  спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремлению к  достижению высоких результатов. Профессионально  важные качества личности тренера и  пути формирования этих качеств представляются нам особенно интересными.

 

 

 

 

 

 

1. Понятие о личности

Существующие понятия  «личность» и «человек» представляют собой определенное единство, они  неотделимы друг от друга, но по своему содержанию эти понятия не тождественны. Для уяснения сущности понятия «личность» необходимо знать следующее:

а) человек — это живое  существо, обладающее сознанием и  речью, отражающее и преобразующее  окружающую действительность, способное  изобретать орудия и применять их в своей практической деятельности, ведущее общественный образ жизни, добывающее средства к жизни с  помощью труда;

б) индивид — каждый отдельный  человек;

в) индивидуальность — неповторимые, только данному человеку принадлежащие  черты и особенности; то, чем один человек отличается от других;

г) коллектив — та или  иная совокупность людей, объединенных общностью целей и вида деятельности, совместно добивающихся решения  стоящих перед данным коллективом  задач;

д.) личность — конкретный человек во всем многообразии его  социальных и психологических особенностей, субъект общественной деятельности и общественных отношений.

Исследуя проблему личности, отечественная психология имеет  в виду психологические особенности  и свойства человека, развивающиеся  и проявляющиеся у него как  члена общества. Личность немыслима  вне общества так же, как и человеческое общество не может существовать без  составляющих его личностей. Человек  всегда является членом того или другого  общественного коллектива: семьи, школы, предприятия и др. Активная деятельность, взаимоотношения в коллективе в значительной степени определяют и формируют индивидуальные черты личности.

Поскольку личность социально  обусловлена, это понятие относится  только к человеку и не применимо  по отношению к животным, жизнедеятельность  которых определяется исключительно  биологическими закономерностями.

Отличительными особенностями  личности являются:

1. Самосознание. Человек  как личность сознает себя, прежде  всего как живое, наделенное  соответствующей телесной организацией  существо, отождествляет себя со  своим физическим «Я». Вместе  с тем в сознании «Я» человек  отражает в той или иной  степени и свойственные ему  психологические особенности и  черты. Одновременно он противопоставляет  свое «Я» другим людям, выделяет  себя как личность из окружающей  людской среды.

2. Сознание непрерывности  и тождественности своего «Я».  В процессе своей жизни человек  все время изменяется, развивается  под влиянием, как природных условий,  так и социальной среды. В  разные периоды жизни человека (ребенок, юноша, взрослый, старик) резко меняется не только его  телесный облик, но и психологические  черты. И все же, несмотря на  эти изменения, человек не теряет  своего «Я», продолжает сознавать  свою тождественность с тем,  чем он был в прожитые периоды  своей жизни.

3. Индивидуальность —  это устойчивое своеобразие психических  процессов, состоянии и свойств, принадлежащих данной личности как в специфических особенностях качества их содержания, так и в способах и формах проявления. В реальной действительности психические процессы и состояния никогда не являются изолированными функциями мозга; они всегда принадлежат тому или другому конкретному человеку, обусловлены особенностями его личности и выполняемой им деятельностью. То же самое относится и к свойствам личности: они всегда индивидуальны, принадлежат именно этой, а не другой личности. В виду крайнего многообразия индивидуальных особенностей людей нельзя найти две личности, которые были бы тождественны, т. е. полностью повторяли бы друг друга.

4. Саморегулирование —  способность сознательно управлять  своим поведением, психическими  процессами и состояниями в  связи с требованиями социальной  среды или условиями выполняемой  деятельности. Человек не механически  приспосабливается к окружающей  его среде, не автоматически  «уравновешивается» с ней в  ответ на исходящие от нее  раздражения. Он сам является  вместе с тем сознательным  членом этой среды, избирательно  воспринимает ее воздействия,  перерабатывает, оценивает их и  управляет своим поведением в  связи с этой оценкой.

5. Активность. Личность всегда  деятельна, без этого она не  может существовать в окружающей  ее социальной и природной  среде. Только в процессе социально  обусловленной деятельности человек  превращается в личность: в зависимости  от характера (типа), содержания  деятельности, способов ее выполнения  и формируются свойственные личности  социально-психологические черты  и особенности. Вместе с тем  именно в деятельности выражается  присущее личности качество активности: «Всякая деятельность человека  исходит от него как личности, как субъекта этой деятельности»  (С. Л. Рубинштейн).

6. Релятивность (от лат. ел. реляцио — отношение). Человек, являясь активным членом общества, всегда находится в определенных отношениях (семейных, бытовых, производственно-трудовых, социально-классовых, идейных и пр.) с окружающими его людьми и обществом в целом. Вне этих объективных отношений он не может существовать как конкретный член общества, неизбежно вступая в связи с этим в различные межлюдские формы поведения. Эти общественные отношения и определяют собой истинную сущность человека, которую нельзя понять, если рассматривать его как всего лишь отдельное существо, изолированно (абстрактно) от общества, членом которого он всегда и неизбежно является.

Объективно существующие в обществе отношения, являющиеся необходимым  условием жизнедеятельности самого общества, субъективно отражаются в  сознании человека в виде тех или  других понятий, эмоциональных переживаний, волевых стремлений, социальных чувств и убеждений и др., представляющих в своей совокупности важные черты  личности, практически проявляющиеся  в поведении и деятельности человека.

7. Структурное единство. Личность представляет собой  сложное явление. Она многообразна  в своих психологических особенностях, свойствах и отношениях. Однако  свойства личности (темперамент  и характер, интересы и способности  и пр.) не являются разобщенными  и независимыми друг от друга.  Все они представляют собой  свойства или психологические  стороны личности как реального  единства. Этим обусловлены их  взаимосвязь и взаимозависимость.  Личность всегда едина при  всём многообразии своих свойств.  Последние не являются каком-то механической суммой отдельных качеств: они закономерно связаны друг с другом, будучи свойствами единой личности, и в своей совокупности представляют ее психологическую структуру.[15 стр.61-63]

Значительный вклад в  изучение психологической структуры  личности внесен отечественными учеными. Так, А.Г. Ковалев различает в этой структуре: темперамент (природные  свойства личности); направленность (потребности, интересы, идеалы); способности (совокупность интеллектуальных, эмоциональных и  волевых свойств) К.К. Платонов предложил  рассматривать психологическую  структуру личности как динамическую функциональную систему, в которой  основное значение имеют: 1.направленность (социально обусловленная сторона  личности); 2.темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности (биологически обусловленная сторона личности) 3. привычки, знания, умения, навыки (обусловленная жизненным опытом и воспитанием сторона личности); 4. индивидуальные особенности психических функций, их качественное своеобразие и уровень развития. Из этой динамической системы, как видим, исключены способности человека и его характер, которые, по мнению К.К.Платонова, не представляют структурных особенностей личности.[15 стр.69]

 

2. Требования к личности тренера

Современный спорт требует  незаурядных способностей от тренера. Он должен владеть всем арсеналом  современных знаний, учитывать психологические, социальные, материально-технические  и все другие аспекты подготовки спортсмена. Успехи спортсменов во многом зависят от личности тренера - его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли, способности к  творческому обобщению. По своей  сути тренер - это, прежде всего педагог, и к нему предъявляются все  те же требования, как и к любому воспитателю.

Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие  его общению с учениками, определяют быстроту и степень овладения: им различными умениями. К профессионально  важным качествам тренера относятся  нравственные, коммуникабельные, волевые, интеллектуальные и психомоторные.

Тренер должен обладать полым  комплексом нравственных качеств: гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и др., так как нравственное воспитание учеников должно базироваться не только на словесной форме воздействия  на них, но, прежде всего на личном примере. Личный пример - лучшая проповедь. Тренер обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования.

Нельзя, воспитывая у учеников уважительное отношение к труду, самому проявлять халатное отношение  к своим обязанностям: опаздывать на занятия, приходить на него несобранным, отменять запланированные мероприятия.

Тренер должен обладать и  такими нравственными качествами, как  принципиальность, правдивость, самокритичность, трудолюбие и справедливость.

Коммуникативные качества, к которым относится общительность, вежливость, доброжелательность и ряд  других, помогают тренеру устанавливать  контакт с учениками в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы тренера.

Развитие волевых качеств  является предпосылкой успеха в профессиональной деятельности тренера. Важнейшими волевыми качествами тренера считаются: целеустремленность, инициативность, смелость, решительность, выдержка и самообладание. Все эти  качества находятся в тесной взаимосвязи  и взаимовлиянии.

Невыдержанный тренер не может  успешно вести воспитательную работу с учениками, так как в их глазах он не обладает авторитетом. Нетерпеливые тренеры, желая быстрее достичь  результата, своих учеников, форсируют  нагрузки, нарушая тем самым принципы постепенности и доступности  и ставя под угрозу здоровье учеников. Тренер без самообладания будет  теряться в конфликтных и неожиданно возникающих ситуациях. Не обладая  настойчивостью, тренер не сможет неукоснительно проводить в воспитании учеников свою линию.

Информация о работе Психологические особенности личности тренера