Психологические особенности личности тренера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:13, реферат

Описание

Чтобы понять психологические особенности спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов – личности тренера. Его представляли то, как человека догматичного и грубоватого, стремящегося воспитать такие же качества у спортсменов, находящихся под его началом, то, как неудачника со свистком на шее. В некоторых случаях – это был портрет мужественного рыцаря с сильной волей и высокими моральными принципами, готового защитить своих воспитанников от заблуждений, подготовить к жизни. Сформулировать у них положительные черты характера и воспитать стойкость деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие о личности……………………………………………………..……5
2. Требования к личности тренера……………………………………...…….9
3. Профессионально важные качества тренера…………………….………13
4. Психологические особенности взаимоотношений учеников и тренеров…………………………………………………………………...……..21
5. Стили руководства командой……………………………………..……….25
Выводы…………………………………………………………………….…….30
Заключение.……………………………………………………………………..32
Список литературы…………………..………………………………………………….33

Работа состоит из  1 файл

Мастерство тренера.docx

— 67.12 Кб (Скачать документ)

Развивая дискуссию и  обсуждая вопросы, касающиеся деятельности коллектива, тренер развивает деловую  личную инициативу и самостоятельность  у своих подопечных, не пересекая  ту грань, за которой он может оказаться  у них на поводу. Коллективно обсуждая те или иные проблемы, тренер-демократ делает это не ради формы. Он действительно  желает знать мнение спортсменов, чтобы  учесть его, принимая решение. Вместе с  тем ответственные и срочные  дела, требующие немедленных действий, тренер выполняет сам.

В общении со своими учениками  у тренера, пользующегося коллегиальными методами управления, отсутствует диктаторский тон, нет раздраженности и нервозности. Все обращения выполняются им в форме просьб, советов, рекомендаций.

Контролируя деятельность членов коллектива, тренер старается сосредоточить  свой контроль на главном, не переходя на мелочную опеку. В отношениях с  людьми он объективен, справедлив, вежлив, деликатен, доброжелателен и всегда доступен для контакта, в работе не боится конкуренции, а в своем  окружении предпочитает видеть квалифицированных  специалистов.

Либеральный (попустительский, или свободный) стиль руководства  характеризуется минимальным вмешательством тренера в процесс управления командой. Такой тренер находится  как бы в стороне от того, чем  занимаются все ее члены. Контроль за деятельностью подчиненных он осуществляет от случая к случаю, основное свое назначение видит в снабжении их информацией и посредничестве между своим коллективом и другими, что мешает ему знать внутренние процессы взаимодействия.

Требования, советы, рекомендации в общении с учениками у  тренера-либерала отсутствуют, их заменяют просьбы и уговоры. Любые объяснения нарушения дисциплины, невыполнения задания он принимает без критической  оценки.

Такой тренер крайне равнодушен к мнению учеников и окружающих о  нем, малообщителен и безынициативен во всем, безразличен к своей управленческой деятельности.

В жизни редко встречаются  тренеры, деятельность которых четко  укладывалась бы в рамки одного стиля  руководства. Обычно в своей работе любой тренер применяет все три  стиля, но выраженность каждого из них  бывает различной. Преобладание одного или двух из них характеризует  тот или иной индивидуальный стиль  руководства тренера. [9 стр.87-88]

Индивидуальный стиль  руководства тренера обусловлен личностными качествами тренера; поведением тренера, тоном голоса, каким он отдает распоряжения, внешним видом; необходимостью, разумностью приказов и их своевременностью; психическим состоянием спортсменов. Если, например, тренеру присущи такие качества, как высокомерие, тщеславие, предвзятость в оценках людей, грубость, безразличие к. ним, то негативное отношение сначала возникает к личности тренера, а затем ко всему, что исходит от него, и станет длительным, стойким. Выполнение любого его приказа в таких случаях явно или скрыто саботируется, а если и выполняется, то безответственно, с сарказмом и презрением.

Позитивное отношение  спортсменов к личностным качествам  тренера оказывает стимулирующее  воздействие на оперативность и  четкость выполнения тренерских указаний, положительное восприятие методов  его руководства. Даже эмоциональные  срывы тренера, если они кратковременны, не способны вызвать отрицательного отношения в целом к методу его управления, поскольку спортсмены понимают, что раздражительность не свойственна их наставнику и вызвана, видимо, чрезвычайными обстоятельствами.

На отношение спортсменов  к стилю руководства тренера  оказывает воздействие также  своевременность и разумность его  руководящих указаний. Способность  отдавать такие распоряжения, которые  соответствуют ситуации, времени  и приводят спортсмена или команду  к успеху, создает авторитет тренеру. Спортсмены стараются передать такому тренеру всю инициативу, считая, что все сказанное и сделанное  им обернется пользой для команды, Правда, в этом кроется опасность самоустранения спортсменов от принятия каких бы то ни было решений. Перед тренером в таком случае встает проблема развития личности спортсменов, борьбы с социальным инфантилизмом, неумением вести себя в той или иной ситуации, принимать самостоятельные решения. [9 стр.88-94].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

1. Личность немыслима  вне общества так же, как и  человеческое общество не может  существовать без составляющих  его личностей. Человек всегда  является членом того или другого  общественного коллектива: семьи,  школы, предприятия, спортивной  команды и др. Активная деятельность, взаимоотношения в коллективе  в значительной степени определяют  и формируют индивидуальные черты  личности.

2. Современный спорт требует  незаурядных способностей от  тренера. Он должен владеть  всем арсеналом современных знаний, учитывать психологические, социальные, материально-технические и все  другие аспекты подготовки спортсмена. Успехи спортсменов во многом  зависят от личности тренера  - его знаний, педагогического таланта,  авторитета, воли, способности к  творческому обобщению. По своей  сути тренер - это, прежде всего  педагог, и к нему предъявляются  все те же требования, как и  к любому воспитателю.

3. Мастерство тренера  во многом определяется имеющимися  у него качествами, которые придают  своеобразие его общению с  учащимися, определяют быстроту  и степень овладения им различными  умениями. Наиболее важными из  них являются профессионально  важные качества личности тренера:  мировоззренческие, нравственные, коммуникативные  (включая педагогический такт), волевые,  интеллектуальные, — включая перцептивные, аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти), — двигательные (психомоторные).

4. Многое во взаимоотношениях  между тренером и учениками  зависит от поведения самого  тренера. Дело в том, что  представление о качествах «идеального  тренера» расходятся у тренеров  и учеников. Первые акцентируют  внимание, прежде всего, на деловых  и профессиональных качествах  педагога (эрудиция, требовательность, строгость, умение находить оптимальные пути для решения трудных ситуаций). Чуткость, отзывчивость, общительность, доброжелательность тоже отмечаются учителями, но им не придается решающего значения. Ученики же, наоборот, выдвигают эти качества на первое место. Вначале спортсмены смотрят, «какой он человек», а потом уже обращают внимание на то, как тренер проводит тренировку.

5. Индивидуальный стиль  руководства тренера обусловлен  личностными качествами тренера;  поведением тренера, тоном голоса, каким он отдает распоряжения, внешним видом; необходимостью, разумностью  приказов и их своевременностью; психическим состоянием спортсменов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мастерство тренера базируется на четырех компонентах: педагогической направленности, знаниях, умениях и  профессионально важных качествах. В своей работе я попыталась рассмотреть  профессионально важные качества личности тренера.

 

Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива, который в значительной степени определяет и формирует индивидуальные черты его личности; успехи спортсменов во многом зависят от личности тренера - его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли, способности к творческому обобщению; к профессионально важным качествам личности тренера относятся: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные, волевые, интеллектуальные, двигательные; тренер сам способен построить благоприятные взаимоотношения со своими учениками; индивидуальный стиль руководства тренера обусловлен личностными качествами тренера.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. Социальная психология коллектива. – М., Просвещение.

 

  1. В. Пораносич, Л.Лазаревич. Психодинамика спортивной группы.- М., ФиС, 1997. с.16-21

 

  1. В.Д. Гончаров. Человек в мире спорта. – М., ФиС, 1987

 

  1. Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практ. Пособие. – Мн.: Новое знание, 2000. – 208 с.

 

  1. Волков Н.Н., Топчиян В.С. Моделирование личности и деятельности тренера и совершенствование высшего физкультурного образования. ANALYTIC – SERIAL //Теория и практика физической культуры. – 1989. –№10. – С. 7-9.

 

  1. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера / Предисл. Н.В. Кузьминой, А.Ц. Пуни, А.В. Тарасова. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 375 с.

 

  1. Ильин Е.Л. психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры:2-е изд., испр. И доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.: ил.

 

  1. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 128 с., ил. – (Наука – спорту; Психология).

 

  1. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 224 с.

 

  1. М.В.Саная. психологические особенности деятельности и личности тренера: Лекции для студентов. – М., РГАФК/РГАФК.ВООК, 1997. – 27 с.

 

  1. Психология: Учеб. для ин-тов физ. Культ./Под ред. В.М.Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 367 с., ил.

 

  1. Резников Ю.О. и др. Диагностика профессионально важных качеств личности тренера /Ю.О. Резников, О.О. Барташников, Т.Ю. Горячун. ANALYTIC-BOOK. – 1992 // 3 Региональная научно-практическая конференция «Роль физической культуры в здоровом образе жизни». – Львов, 1992. – С. 123-124.

 

  1. Сучилин А.А. Изучение личностных качеств тренера //Вопросы оптимизации учебно-тренировочного процесса юных футболистов: Сб. науч. тр. – Волгоград, 1988. –С. 69-78.

 


Информация о работе Психологические особенности личности тренера