Психологические особенности общения в процессе использования Интернет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:24, реферат

Описание

Человеческое общество эволюционировало от первобытной общины до информационного общества. Вместе со способом организации изменялись орудия, техника. Часто освоение нового орудия являлось детерминантой эволюции (освоение предком человека палки, совершенствование рубил до топоров и т.п.), т.к. это позволяет освоить новый вид деятельности или усовершенствовать старый. Таким образом, появление компьютерных технологий явилось объективным закономерным следствием развития науки. Сначала компьютер предназначался исключительно для ускорения вычислений, решая узкий круг задач, но уже через 10-20 лет он стал необходимым условием для осуществления многих видов деятельности. Скорость обработки и передачи данных, легкость освоения и использования позволили применить компьютер для общения. Телефон, телеграф, почта казалось, полностью удовлетворяли потребность в общении, но они не обладали такой скоростью, простотой и удобством как Интернет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Раздел 1. Общение как объект изучения социальной психологии…………….4
Раздел 2. Психологические особенности виртуального общения…………….14
Раздел 3.Последствия виртуального общения…………………………………....27
Раздел 4. Понятия и критерии Интернет-зависимости ……………………..….. 28
Раздел 5. Причины Интернет-зависимости ……………………………………. 31
Заключение…………………..……………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Псих особен общения в процессе использования Интернет.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет педагогики и  психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Психологические особенности общения в процессе использования Интернет».

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

 вечернего отделения

факультета 

педагогики и психологии

Чагина Н.Ю.

 

 

 

Воронеж 2011

 

Оглавление:

 

Введение…………………………………………………………………...3

Раздел 1. Общение как объект изучения социальной психологии…………….4

Раздел 2. Психологические особенности виртуального общения…………….14

Раздел 3.Последствия виртуального общения…………………………………....27

Раздел 4. Понятия и критерии Интернет-зависимости ……………………..….. 28

Раздел 5. Причины Интернет-зависимости  ……………………………………. 31

Заключение…………………..……………………………………………………..35

Список литературы………………………………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человеческое общество эволюционировало от первобытной общины до информационного  общества. Вместе со способом организации  изменялись орудия, техника. Часто освоение нового орудия являлось детерминантой эволюции (освоение предком человека палки, совершенствование рубил до топоров и т.п.), т.к. это позволяет освоить новый вид деятельности или усовершенствовать старый. Таким образом, появление компьютерных технологий явилось объективным закономерным следствием развития науки. Сначала компьютер предназначался исключительно для ускорения вычислений, решая узкий круг задач, но уже через 10-20 лет он стал необходимым условием для осуществления многих видов деятельности. Скорость обработки и передачи данных, легкость освоения и использования позволили применить компьютер для общения. Телефон, телеграф, почта казалось, полностью удовлетворяли потребность в общении, но они не обладали такой скоростью, простотой и удобством как Интернет. Т.е. человечество не испытывало острой потребности в новом средстве связи, но оно появилось, независимо от чьей-либо воли, как случайное изобретение, и быстро обрело популярность. У людей есть выбор: они могут использовать традиционные средства связи, но при этом они не достигнут высоких результатов или же потратят гораздо больше времени.

Основной тенденцией общественного  развития в ХХ веке стал рост городов. Численность населения и его  высокая концентрация создают особые законы общественной жизни, задают ей более высокий ритм. Для мегаполисов характерна ситуация, когда в течение дня горожанин встречается с множеством людей, которых совершенно не знает. Из-за обилия информации человек постоянно испытывает перегрузки, что заставляет его сужать входы для информации. Создается так называемый «эффект большого города», когда нормой становится максимальное невмешательство в жизнь другого человека (С.Милграм «Опыт городской жизни: психологическое исследование»), а значит возникают затруднения при переходе к более серьезным и глубоким отношениям из-за боязни нарушить «право личной жизни». В итоге получается парадоксальная ситуация: чем больше город, тем больше процент одиноких людей. Норма максимального невмешательства ведет к затруднению в сближении, так как любое проявление внимания может быть истолковано как попытка «влезть в чужую жизнь». Человек нуждается  в таком общении, в ходе которого он мог бы: поделиться важными для него мыслями, идеями, чувствам, переживаниями, обретя полное понимание со стороны другого, получить поддержку, достичь  безусловного доверия, не встретив при этом критики, осуждения.

Интернет предоставляет такую  возможность. Благодаря анонимности, доступности и ощущению безопасности человек  может формировать доверительные  отношения даже с малознакомыми  людьми, не опасаясь негативных последствий, ведь в случае неудачи всегда есть возможность просто отключиться от Интернет или уйти на другой ресурс. В виртуальной реальности не имеют значения такие способы определения социального статуса как внешний вид, возраст, пол. Интернет позволяет формировать новую идентичность, создавать новый образ и осуществить, таким образом, нереализованные потребности. К тому же, в виртуальном пространстве можно встретить человека, с которым в реальности никогда и ни при каких условиях не встретил. Благодаря легкости освоения и использования Интернет он завоевывает все большую аудиторию. Интернет специфичен и мало напоминает реальное общение.

 

Раздел 1. Общение как объект изучения социальной психологии.

На данный момент существует множество различных психологических направлений, каждое их которых дает свое определение общения, выделяя ведущую детерминанту, обуславливающую возникновение, ход и виды общения. Среди них можно выделить те, которые внесли наибольший вклад в разработку проблемы общения:

  • Отечественная психология: (московская и ленинградская школы)
  • Психоаналитическое направление
  • Психогенетическое направление
  • Нейро-лингвистическое программирование

А. А. Бодалев дает следующее определение  общения: «Общение — это взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определенное взаимообращение». Бодалев рассматривает межличностное общение как необходимое условие бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. На общение влияют характеристики общности, где протекает общение, и главная для данной общности деятельность. Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, задают образцы поведения, которым личность приучается следовать при взаимодействии с другими людьми.

 Настоящим межличностным общением Бодалев признает диалогическое общение, где оба партнера равны. Он выделяет две роли человека в процессе общения: как субъект он познает своего партнера, определяет к нему свое отношение (интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной задачи и в то же время он сам является объектом познания для того, с кем общается. Бодалев вводит такое понятие как «симптомокомплекс». Он является системой понятий и представлений, которая осуществляет применение именно в данном конкретном сочетании вербальных и невербальных средств общения, чтобы получить в процессе общения желаемый результат.

По соотношению «познавательного», «эмоционально-отношенческого» и  «поведенческого» компонентов симптомокомплексов выделяются следующие типы личности:

  • тип человека-субъекта общения, который абсолютно не понимает уникальности партнера по общению, подгоняя внутренний мир другого человека под свое стереотипное видение.
  • тип человека-субъекта общения, который не способен проявлять проницательность, не может разнообразить формы обращения с представителями одних общностей людей. Но одновременно с этим он демонстрирует умение схватывать личностное своеобразие другого человека, точно выбирать поведение, ведущее к цели общения, если партнер принадлежит к иной общности.
  • небольшая группа людей, внутри их как бы сосуществовали многочисленные и разнообразные оценочные эталоны. В то же время в поведенческий компонент этих симптомокомплексов входил состоящий из широкого набора способов обращения с другими людьми инструментарий, отличающийся многообразием как вербальных, так и невербальных средств.

   - тип людей-субъектов общения,  у которых присутствует дисбаланс  познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов, входивших в симптомокомплекс. У одних из них может быть высокая способность проникать в истинную личностную суть других людей и одновременно неумение устанавливать с ними поведенческий контакт в такой форме, какую каждый из них заслуживал. Или у части может наблюдаться совершенно неадекватная реакция на людей или на их общности.

А.В. Петровский рассматривает общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Таким образом общение выступает как часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода). Создав предмет в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию человек через созданный предмет «транслирует» себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, продолжает себя в других людях  и даже в себе как в «другом». Общение как продолжение себя в другом есть уже общение второго рода.

Петровский выделяет три стороны  процесса общения:

  • обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений. Обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками, известны участвующим в общении лицам, т.е. они используют общий язык.
  • Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм — принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей, что позволяет человеку соотносить формы своего поведения с эталонами, отбирать нужные, социально одобряемые, направлять и регулировать свои отношения с другими людьми. Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «используемых» общающимися людьми. Под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию. Один и тот же человек, как правило, выполняет различные роли, входя в различные ситуации общения. Исполнение роли обязательно получает общественную оценку, и сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.
  • Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Перцептивный аспект общения — это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Познавая других людей, индивид получает возможность лучше, более надежно определить перспективы совместной деятельности с ними. Петровский выделяет три важнейших механизма межличностного восприятия: идентификация, рефлексия и стереотипизация. Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнером по общению, выступает в форме рефлексии. Стереотипизация — классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениями, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Стереотип — сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом.

Б. Г. Ананьев определяет общение как механизм, посредством  которого устанавливаются и развиваются связи человека с «миром предметов» и «миром людей». Общение определяется им как ведущий вид деятельности. Особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Межличностное взаимодействие всегда определяется системой общественных отношений, в которую оно включено, но поскольку оно также постоянно выступает как межиндивидуальная связь и индивидуальная форма деятельности, в структуре и динамике общения невозможно отделить личное от общественного, провести резкую грань между ними. На любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между: а) информацией о людях и межличностных отношение; б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованием внутреннего мира самой личности. Общественные отношения создают тип личных отношений общения (привязанности, вкусы и т. п.). На основе этих индивидуальных отношений общения и формируются коммуникативные черты характера. Взаимопонимание, формирующееся на основе накопления жизненного опыта общения, важно не только для развития мотивов и способов общения, но и для того, чтобы познавать самого себя.

В отличие от отечественных психологов, занимавшихся определением места общения, его роли в жизни человека, западные психологи решали сугубо практические задачи, вырабатывали техники оптимизации  общения. Каждое направление по-своему определяет природу общения, ведущие причины, препятствующие эффективному общению  и способы преодоления этих причин.

Наиболее полно процесс общения  описан Э.Берном. Разрабатывая свою концепцию, Э. Берн опирался на психоанализ, гуманистическую психологию, мифологию, а также использовал идеи когнитивно-бихевиорального подхода. Им был разработан особый метод – метод транзактного анализа (далее ТА). ТА можно определить как уникальную теоретическую модель личности, ее внутренней и внешней коммуникации, в рамках которой была разработана система разнообразных практических технологий психологической коррекции взаимодействия. Цель ТА - понимание и действие, направленные на развитие и позитивные изменения человеческого взаимодействия. ТА раскрывает законы внутриличностного и межличностного взаимодействия, определяет основные составляющие общения. Рассматривая коммуникацию как процесс обмена, ТА выделяет особую единицу социального обмена - трансакцию - и занимается ее анализом. Существует три пласта личности: родитель, взрослый и ребенок. Родитель-это пласт требований, социальных установок. Его суть можно выразить одним словом, «надо». Ребенок-это сфера желаний, потребностей, что можно обозначить как «хочу». Взрослый же является областью регулирования поведения между «хочу» и «надо», соотнося желания с возможностями. Общение  может протекать на различных уровнях, между ребенком одного партнера и взрослым другого, на уровне взрослый-взрослый   или  родитель-ребенок и т.д. Общения на разных уровнях, их взаимодействие и получило название транзакции. Транзакция – это единица социального взаимодействия. Агент (инициатор общения) и респондент (тот, кто отвечает на стимул) в процессе взаимодействия обмениваются транзакциями, которые могут быть:

  • Дополнительными, т.е. ответная реакция респондента отвечает ожиданиям агента.
  • Перекрестными, когда ответная транзакция направлена совершенно по иному вектору, нежели стимул.

Пока транзакции дополняют друг друга, общение будет протекать  гладко. Когда транзакции становятся перекрестными, нормальный процесс общения разрушается. Часто встречается вариант, когда транзакции происходят на двух уровнях: социальном и психологическом, что Берн назвал скрытой транзакцией. Транзакции выстраиваются в цепочки, образуя ритуалы. Ритуал - это серия простых дополнительных транзакций, запрограммированная социальными силами. Ритуалы обеспечивают потребность в общении. Более сложными образованиями, призванными также удовлетворить потребности общения и структурирования времени являются игры. Игры - это серии транзакций, характеризующиеся наличием скрытого смысла и выигрыша для всех участников игры. Берн подробно описал множество видов игр, их сценариев и возможных участников. Берн определяет игры как негативный способ взаимодействия, а потому задачей психотерапевта, психолога становится диагностирование  игры, в которую играет клиент, достигаемого им выигрыша и переориентация на нормальное, «неформализированное» общение.

Если все упомянутые выше авторы  утверждают, что все нормы, образцы или   ритуалы привносятся извне, т.е. межличностному общению надо обучаться. Дж.Тойч и Ч.Тойч разработали совершенно отличную теорию, объясняющую поведение в процессе общения как генетически обусловленное.

Главными детерминантами выбора стиля  общения психогенетика определяет основное внутреннее направление и негативные эмоции, которые, переплетаясь с жизненными обстоятельствами, формируют определенную модель поведения, неизменно повторяющуюся из поколения в поколение. Модель поведения - это устойчивая, регулярно повторяющаяся, «узнаваемая» форма поведения (паттерны). В отечественной психологии принято считать, что привычки или черты характера формируются в процессе жизни, воспитания. Психогенетика не противоречит этому тезису, а добавляет сюда очень существенную деталь. Паттерны, подобно физиологической информации, передаются из поколения в поколение: индивидуальная история человека повторяет историю его родителей или одного из его предков. Паттерн формируется предшествующим сознанием и опытом, история семьи до третьего-четвертого колена заложена в индивидуальной модели поведения.

Общение с точки зрения психогенетики - это не только обмен вербальными и невербальными сигналами. В человеческой коммуникации участвует еще и бессознательный радар, именно ему отводится главная роль в людском взаимодействии.

Информация о работе Психологические особенности общения в процессе использования Интернет