Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:24, реферат
Человеческое общество эволюционировало от первобытной общины до информационного общества. Вместе со способом организации изменялись орудия, техника. Часто освоение нового орудия являлось детерминантой эволюции (освоение предком человека палки, совершенствование рубил до топоров и т.п.), т.к. это позволяет освоить новый вид деятельности или усовершенствовать старый. Таким образом, появление компьютерных технологий явилось объективным закономерным следствием развития науки. Сначала компьютер предназначался исключительно для ускорения вычислений, решая узкий круг задач, но уже через 10-20 лет он стал необходимым условием для осуществления многих видов деятельности. Скорость обработки и передачи данных, легкость освоения и использования позволили применить компьютер для общения. Телефон, телеграф, почта казалось, полностью удовлетворяли потребность в общении, но они не обладали такой скоростью, простотой и удобством как Интернет.
Введение…………………………………………………………………...3
Раздел 1. Общение как объект изучения социальной психологии…………….4
Раздел 2. Психологические особенности виртуального общения…………….14
Раздел 3.Последствия виртуального общения…………………………………....27
Раздел 4. Понятия и критерии Интернет-зависимости ……………………..….. 28
Раздел 5. Причины Интернет-зависимости ……………………………………. 31
Заключение…………………..……………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………………..35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет педагогики и психологии
Реферат на тему:
«Психологические особенности общения в процессе использования Интернет».
Выполнила: студентка 1 курса
вечернего отделения
факультета
педагогики и психологии
Чагина Н.Ю.
Воронеж 2011
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Общение как объект изучения социальной психологии…………….4
Раздел 2. Психологические особенности виртуального общения…………….14
Раздел 3.Последствия виртуального общения…………………………………....27
Раздел 4. Понятия и критерии Интернет-зависимости ……………………..….. 28
Раздел 5. Причины Интернет-зависимости ……………………………………. 31
Заключение…………………..……………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Человеческое общество эволюционировало от первобытной общины до информационного общества. Вместе со способом организации изменялись орудия, техника. Часто освоение нового орудия являлось детерминантой эволюции (освоение предком человека палки, совершенствование рубил до топоров и т.п.), т.к. это позволяет освоить новый вид деятельности или усовершенствовать старый. Таким образом, появление компьютерных технологий явилось объективным закономерным следствием развития науки. Сначала компьютер предназначался исключительно для ускорения вычислений, решая узкий круг задач, но уже через 10-20 лет он стал необходимым условием для осуществления многих видов деятельности. Скорость обработки и передачи данных, легкость освоения и использования позволили применить компьютер для общения. Телефон, телеграф, почта казалось, полностью удовлетворяли потребность в общении, но они не обладали такой скоростью, простотой и удобством как Интернет. Т.е. человечество не испытывало острой потребности в новом средстве связи, но оно появилось, независимо от чьей-либо воли, как случайное изобретение, и быстро обрело популярность. У людей есть выбор: они могут использовать традиционные средства связи, но при этом они не достигнут высоких результатов или же потратят гораздо больше времени.
Основной тенденцией общественного развития в ХХ веке стал рост городов. Численность населения и его высокая концентрация создают особые законы общественной жизни, задают ей более высокий ритм. Для мегаполисов характерна ситуация, когда в течение дня горожанин встречается с множеством людей, которых совершенно не знает. Из-за обилия информации человек постоянно испытывает перегрузки, что заставляет его сужать входы для информации. Создается так называемый «эффект большого города», когда нормой становится максимальное невмешательство в жизнь другого человека (С.Милграм «Опыт городской жизни: психологическое исследование»), а значит возникают затруднения при переходе к более серьезным и глубоким отношениям из-за боязни нарушить «право личной жизни». В итоге получается парадоксальная ситуация: чем больше город, тем больше процент одиноких людей. Норма максимального невмешательства ведет к затруднению в сближении, так как любое проявление внимания может быть истолковано как попытка «влезть в чужую жизнь». Человек нуждается в таком общении, в ходе которого он мог бы: поделиться важными для него мыслями, идеями, чувствам, переживаниями, обретя полное понимание со стороны другого, получить поддержку, достичь безусловного доверия, не встретив при этом критики, осуждения.
Интернет предоставляет такую
возможность. Благодаря анонимности,
доступности и ощущению безопасности
человек может формировать
Раздел 1. Общение как объект изучения социальной психологии.
На данный момент существует множество различных психологических направлений, каждое их которых дает свое определение общения, выделяя ведущую детерминанту, обуславливающую возникновение, ход и виды общения. Среди них можно выделить те, которые внесли наибольший вклад в разработку проблемы общения:
А. А. Бодалев дает следующее определение общения: «Общение — это взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определенное взаимообращение». Бодалев рассматривает межличностное общение как необходимое условие бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. На общение влияют характеристики общности, где протекает общение, и главная для данной общности деятельность. Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, задают образцы поведения, которым личность приучается следовать при взаимодействии с другими людьми.
Настоящим межличностным общением Бодалев признает диалогическое общение, где оба партнера равны. Он выделяет две роли человека в процессе общения: как субъект он познает своего партнера, определяет к нему свое отношение (интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной задачи и в то же время он сам является объектом познания для того, с кем общается. Бодалев вводит такое понятие как «симптомокомплекс». Он является системой понятий и представлений, которая осуществляет применение именно в данном конкретном сочетании вербальных и невербальных средств общения, чтобы получить в процессе общения желаемый результат.
По соотношению «
- тип людей-субъектов общения,
у которых присутствует
А.В. Петровский рассматривает общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Таким образом общение выступает как часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода). Создав предмет в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию человек через созданный предмет «транслирует» себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, продолжает себя в других людях и даже в себе как в «другом». Общение как продолжение себя в другом есть уже общение второго рода.
Петровский выделяет три стороны процесса общения:
Б. Г. Ананьев определяет общение как механизм, посредством которого устанавливаются и развиваются связи человека с «миром предметов» и «миром людей». Общение определяется им как ведущий вид деятельности. Особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Межличностное взаимодействие всегда определяется системой общественных отношений, в которую оно включено, но поскольку оно также постоянно выступает как межиндивидуальная связь и индивидуальная форма деятельности, в структуре и динамике общения невозможно отделить личное от общественного, провести резкую грань между ними. На любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между: а) информацией о людях и межличностных отношение; б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованием внутреннего мира самой личности. Общественные отношения создают тип личных отношений общения (привязанности, вкусы и т. п.). На основе этих индивидуальных отношений общения и формируются коммуникативные черты характера. Взаимопонимание, формирующееся на основе накопления жизненного опыта общения, важно не только для развития мотивов и способов общения, но и для того, чтобы познавать самого себя.
В отличие от отечественных психологов, занимавшихся определением места общения, его роли в жизни человека, западные психологи решали сугубо практические задачи, вырабатывали техники оптимизации общения. Каждое направление по-своему определяет природу общения, ведущие причины, препятствующие эффективному общению и способы преодоления этих причин.
Наиболее полно процесс
Пока транзакции дополняют друг друга, общение будет протекать гладко. Когда транзакции становятся перекрестными, нормальный процесс общения разрушается. Часто встречается вариант, когда транзакции происходят на двух уровнях: социальном и психологическом, что Берн назвал скрытой транзакцией. Транзакции выстраиваются в цепочки, образуя ритуалы. Ритуал - это серия простых дополнительных транзакций, запрограммированная социальными силами. Ритуалы обеспечивают потребность в общении. Более сложными образованиями, призванными также удовлетворить потребности общения и структурирования времени являются игры. Игры - это серии транзакций, характеризующиеся наличием скрытого смысла и выигрыша для всех участников игры. Берн подробно описал множество видов игр, их сценариев и возможных участников. Берн определяет игры как негативный способ взаимодействия, а потому задачей психотерапевта, психолога становится диагностирование игры, в которую играет клиент, достигаемого им выигрыша и переориентация на нормальное, «неформализированное» общение.
Если все упомянутые выше авторы утверждают, что все нормы, образцы или ритуалы привносятся извне, т.е. межличностному общению надо обучаться. Дж.Тойч и Ч.Тойч разработали совершенно отличную теорию, объясняющую поведение в процессе общения как генетически обусловленное.
Главными детерминантами выбора стиля общения психогенетика определяет основное внутреннее направление и негативные эмоции, которые, переплетаясь с жизненными обстоятельствами, формируют определенную модель поведения, неизменно повторяющуюся из поколения в поколение. Модель поведения - это устойчивая, регулярно повторяющаяся, «узнаваемая» форма поведения (паттерны). В отечественной психологии принято считать, что привычки или черты характера формируются в процессе жизни, воспитания. Психогенетика не противоречит этому тезису, а добавляет сюда очень существенную деталь. Паттерны, подобно физиологической информации, передаются из поколения в поколение: индивидуальная история человека повторяет историю его родителей или одного из его предков. Паттерн формируется предшествующим сознанием и опытом, история семьи до третьего-четвертого колена заложена в индивидуальной модели поведения.
Общение с точки зрения психогенетики - это не только обмен вербальными и невербальными сигналами. В человеческой коммуникации участвует еще и бессознательный радар, именно ему отводится главная роль в людском взаимодействии.
Информация о работе Психологические особенности общения в процессе использования Интернет