Психологические особенности общения в процессе использования Интернет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:24, реферат

Описание

Человеческое общество эволюционировало от первобытной общины до информационного общества. Вместе со способом организации изменялись орудия, техника. Часто освоение нового орудия являлось детерминантой эволюции (освоение предком человека палки, совершенствование рубил до топоров и т.п.), т.к. это позволяет освоить новый вид деятельности или усовершенствовать старый. Таким образом, появление компьютерных технологий явилось объективным закономерным следствием развития науки. Сначала компьютер предназначался исключительно для ускорения вычислений, решая узкий круг задач, но уже через 10-20 лет он стал необходимым условием для осуществления многих видов деятельности. Скорость обработки и передачи данных, легкость освоения и использования позволили применить компьютер для общения. Телефон, телеграф, почта казалось, полностью удовлетворяли потребность в общении, но они не обладали такой скоростью, простотой и удобством как Интернет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Раздел 1. Общение как объект изучения социальной психологии…………….4
Раздел 2. Психологические особенности виртуального общения…………….14
Раздел 3.Последствия виртуального общения…………………………………....27
Раздел 4. Понятия и критерии Интернет-зависимости ……………………..….. 28
Раздел 5. Причины Интернет-зависимости ……………………………………. 31
Заключение…………………..……………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Псих особен общения в процессе использования Интернет.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

Интернет-зависимость также может  вызываться психопатологией: К.Янг (1997) установила, что различная степень депрессии коррелирует с Интернет-зависимостью. Депрессивные больные, которые больше других испытывают страх отвержения и больше других нуждаются в социальной поддержке,  пользуются Интернет, чтобы преодолеть трудности межличностного взаимодействия в реальности.

В целом, очевидно, что большая часть  Интернет-зависимых остаются в сети из-за общения ради общения. Это говорит  о компенсаторном характере общения  в Интернет у данной группы людей. Интернет-зависимые получают в Интернет различные формы социального признания, вероятно, не получаемого ими в реальной жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что. Интернет-зависимость является одним из видов социальных зависимостей, характерной для лиц, имеющих  определенные личностные особенности, способствующие ее формированию. Возможно более глубокое понимание феномена Интернет-зависимости через сопоставление различных видов зависимости (наркоманических зависимостей, патологического влечения к азартным играм, булимии, со-зависимости и т.п.) и выделение некоторых общих закономерностей ее формирования. По мнению исследователей, на сегодняшний день вряд ли стоит ожидать широкого распространения Интернет-зависимости в нашем обществе.

Анализ различных форм общения в Интернете позволяет  сделать вывод о том, что Интернет благодаря его особенностям является удобным средством для изучения психологии опосредованного общения.

В качестве таких особенностей различные  авторы выделяют анонимность,  доступность,  невидимость,  безопасность,  простоту использования компьютерных сетей.

Благодаря этому при восприятии человека человеком снимаются многие коммуникативные барьеры, вызванные  внешним обликом партнера: его  пол, раса, возраст и принадлежность к определенному социальному  слою. Это порождает некоторые  феномены: во-первых, в Интернет становится возможным конструирование виртуальных личностей и проигрывание невозможного в реальности жизненного опыта; во-вторых, формируются элементы специфической «сетевой культуры»; в-третьих, благодаря отличиям реального общения от виртуального возникает угроза Интернет-зависимости.

Интернет-аддикцию нередко полагают прямым следствием высокой степени  анонимности в ходе работы в Интернете. В наиболее расширительном понимании  к проявлениям зависимости от Интернета. относят не только зависимость от социальных применений Сети, т.е. опосредствованного общения, но и привязанность к азартным играм в Интернете, электронным покупкам и аукционам; страсть к навигации по WWW; пристрастие к сексуальным применениям Интернета (Янг, 2000). Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности. Едва ли эта односторонняя точка зрения безусловно справедлива: как отмечалось, о психологической зависимости можно в данном случае говорить лишь условно. Более сбалансированная точка зрения представлена в помещенных в данном сборнике статьях А.Е.Войскунского и К.Мюррея. В монографии К.Сурратт утверждается, что в большинстве случаев общение посредством Интернета представляет собой просто-напросто обычное человеческое общение с поддержкой на уровне высоких технологий, и говорить о зависимости от Интернета было бы равнозначно утверждению, что люди зависят от общения между собой, последнее утверждение совершенно справедливо и не может считаться патологией (Surratt, 1999).

Но среди возможных последствий виртуального общения возможны и позитивные изменения. В литературе описан случай преодоления юношей собственных комплексов после успеха в интерактивной игре, где его назначили командующим виртуальным войском. К позитивным аспектам личностного развития при общении посредством Интернета могут быть отнесены перспективы преодоления коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения информированности в обсуждаемых вопросах, защищенности от наиболее грубых манипулятивных действий, своего рода сгущения. и компактности коммуникативного хронотопа (т.е. единства пространства/времени) при общении в реальном времени, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями (Арестова и др., 1996).

Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. в работе «Интернет: воздействие на личность» отмечают наличие положительного влияния игр MUD (Multi-User Dimension/Dungeon - Многопользовательское измерение/подземелье). Так во время игры в MUD также появляется возможность личностного варьирования и переноса личностных свойств. В результате  исследования выяснилось, что опытные игроки отличаются от неопытных более дифференцированными представлениями о себе, а локус их субъективного контроля сдвинут в интернальную область: это означает, в частности, что они готовы нести ответственность за предпринимаемые действия. Одна из функций компьютерных игр состоит в том, что они выступают в роли психокоррекционных методик, в качестве своеобразного психологического тренинга или возможности эмоциональной разрядки.

Вопросы, затрагиваемые исследователями  «киберпсихологии», требуют   проведения дальнейших исследований и  выявления  закономерностей  опосредованного  общения  и  влияния  такого взаимодействия на внутренний мир личности.

Заключение

В ходе данной работы было установлено отсутствие влияния стажа общения в Интернет на развитие коммуникативных характеристик. Само по себе виртуальное общение существенно не влияет на осуществление общения в реальности и его успешность. Это позволяет сделать заключение о несоответствии реальности созданного СМИ образа пользователя Интернет. Также преувеличивается опасность Интернет-зависимости, что следует из анализа группы с наибольшим стажем общения.

 

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды:в 2 т.-М.,1980.-552 с
  2. Андреева Г.М. Социальная психология:учебник для высших учебных заведений/Г.М. Андреева.-5-е издание, исправленное и дополненное.-М.:Аспект Пресс,2002.-364 с.
  3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, № 1,1998.
  4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1995.
  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры/Перевод с английского. М.:Прогресс,1988.-322 с.
  6. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды.-2-е издание.-М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО “МОДЭК”,2002.-256 с.
  7. Бодалев А.А. Личность и общение.-М.,1983.-379 с.
  8. Введение в психологию/Под общей редакцией профессора А.В. Петровского.-М.:Издательский центр “Академия”,1996.-496 с.
  9. В глаза мне посмотри // Игромания № 8, 2001.
  10. Виртуальный человек // Известия от 25.08.2001
  11. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете. Психологический журнал, 1999, т.20, №1, с. 126-132
  12. Горянина В.А. Психология общения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-М.:Издательский центр “Академия”,2002.-416с.
  13. Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление// Вопросы психологии , 1993, № 1.
  14. Дубровский Е.Н., Соколова И.В. Основы социальной информатики. М., МГСУ, 1997
  15. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов.-М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002.-336 с.
  16. Жертвы Всемирной паутины // Новые Известия от 06.03.2001.
  17. Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии, № 3, 1999.
  18. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. МГУ, 2000.
  19. Зараковский Г.М., Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая безопасность. М., 1997.
  20. Интернет за партой // Известия от 31.08.2001.
  21. Корсунцев И.Г. Субьект и виртуальная реальность.-М.,1998.-258 с.
  22. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. "Межличностное общение", "Питер", С-Пб, 2001;
  23. Майерс Д. Социальная психология.: 6-е издание, переработанное и дополненное.-Спб.: Издательство “Питер”,2002.-752 с.
  24. Моисеенков И. Оно // Компьютерра, № 43, 1996.
  25. Мясищев В.Н. Психология отношений.-М.-Воронеж, 1995.-361 с.
  26. Напасть // Советская Россия, № 86, 26 июля 2001.
  27. Носов Н.А. Виртуальная психология.-М.:”Аграф”,2000.-432 с.
  28. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии.-Спб.:Издательство “Питер”,2000.-528 с.
  29. Последний старт на равных //Ведомости от 10.03.2000.
  30. Психологические тесты / Составит. Ахмеджанов Э.Р. М., 1997.
  31. Практическая психодиагностика / Под ред. Райгородского Д.Я. Самара, 1998.
  32. Пространство, населенное Другими // Интернет. 1999. № 16 (июнь-август).
  33. Самопрезентация в виртуальной коммуникации - особенности идентичности   подростков-пользователей   Интернета   // Образование и информационная культура: Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том 5. Выпуск /под редакцией В.С.Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2000.
  34. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций.-М.:Институт практической психологии, 1996.-296 с.
  35. Урбах В.Ю. Биометрические методы. Статистическая обработка опытных данных в биологии, сельском хозяйстве и медицине. М.: Наука, 1964.
  36. Форман П., Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях // Психологический журнал, №2,1996.
  37. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.-Спб.: Питер, 2001.-608 с.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

38. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский  А.Е. Региональная специфика сообщества  российских пользователей Интернет http://www.relam.ru:8082/conf/conr97/10.html.

39. Арестова О.Н., Бабанин  Л.Н,, Войскунский А.Е Мотивация  пользователей Интернета. http://www.relarn.ru:8082/human/motivation.txt

40. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский  А.Е. Социальная и демографическая  динамика сообщества пользователей  компьютерных сетей http://www.relarn.ru:8082/human/dynamics.txt

41. Арестова О.Н., Войскунский А.Е. Исследование половых различий при работе с Интернетом на примере российских пользователей http://www.relam.ru:8082/human/woman.txt

42. Белинская Е.П. К обоснованию  социокультурного подхода в исследованиях  виртуальной реальности http://www.isn.ru/info/seminar-doc/soc(l).doc

43 .Белинская А.Е., Жичкина А.Е.  Стратегии самопрезентации в  Интернет и их связь с реальной  идентичностью http://flogiston.df.ru/projects/articles/strategy.shtml

44. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Пространство, населенное Другими http://inter.net.ru/! 6/28.html

45. Бурова В.А. Социально-психологические  аспекты Интернет-зависимости, http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm

46. Васюков И. Общение - золото  и главное полезное ископаемое Интернет, http://flogiston.df.ru/projects/articles

47. Васюков И. Село Компьютеррово  и его обитатели (Законы жизни  компьютерной и Интернет-культуры), http://flogiston.df.ru/projects/articles

48. Гуманитарные исследования  в Интернете http://www.relarn.ru:8082/human/

49. Жичкина А.Е. Особенности  формирования образа себя и  образа другого в Интернет-коммуникации. http://www.isn.ru/info/seminar-doc/socpsy-avc95.doc

50. Жичкина А.Е. Социально-психологические  аспекты общения в Интернете http://flogiston.df.ru/projects/articles/refmf.shtml

51. Жичкина А.Е., Ефимов К.Ю. Результаты исследования поведения в Интернете. http://flogiston.df.ru/projects/articles/oprosrezults.shtml

52. Избавление от Интернет-зависимости http://617.forumcity.ru/arch.cgi?read=184

53. Интернет-зависимость приравнена  наркомании и алкоголизму. Часть  1 www.membrana.ru/articles/internet/2002/03/27/145900.html.

54. Интернет-зависимость приравнена  наркомании и алкоголизму. Часть 2 www.membrana.ru/articles/internet/2002/04/05/222200.html.

55. Краткий обзор глобальной  Сети Интернет http://freenet.bishkek.su/training.room/internet_k.html

56. Лейбов Р. Язык рисует Интернет, http://inter.net.ru

57. Минаков А. Некоторые  психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности http://flogiston.df.ru/projects/articles/minakov.shtml

58. Нестеров В. К  вопросу о социальной насыщенности  межличностных коммуникаций в  Интернете http://flogiston.df.ru/projects/articles/netmotivation.shtml

59. Нестеров В., Нестерова Е. Карнавальная  составляющая как один из факторов  коммуникативного феномена чатов http://flogiston.df.ru/proiects/articles/nesterov.shtml

60. Паравозов И. Разговорчики  в сетях http://inter.net.ru

61. Сулер Дж. Люди превращаются в Электроников. Основные психологические характеристики виртуального пространства. http://flogiston.df.ru/projects/translate/electronic.shtml

62. Шевченко И. Некоторые психологические  особенности общения посредством  Интернет. http://flogiston.df.ru/projects/articles/shevtchenko.shtml

63. www.psychology.ru/mternet/ecology

 

 


Информация о работе Психологические особенности общения в процессе использования Интернет