Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:24, реферат
Человеческое общество эволюционировало от первобытной общины до информационного общества. Вместе со способом организации изменялись орудия, техника. Часто освоение нового орудия являлось детерминантой эволюции (освоение предком человека палки, совершенствование рубил до топоров и т.п.), т.к. это позволяет освоить новый вид деятельности или усовершенствовать старый. Таким образом, появление компьютерных технологий явилось объективным закономерным следствием развития науки. Сначала компьютер предназначался исключительно для ускорения вычислений, решая узкий круг задач, но уже через 10-20 лет он стал необходимым условием для осуществления многих видов деятельности. Скорость обработки и передачи данных, легкость освоения и использования позволили применить компьютер для общения. Телефон, телеграф, почта казалось, полностью удовлетворяли потребность в общении, но они не обладали такой скоростью, простотой и удобством как Интернет.
Введение…………………………………………………………………...3
Раздел 1. Общение как объект изучения социальной психологии…………….4
Раздел 2. Психологические особенности виртуального общения…………….14
Раздел 3.Последствия виртуального общения…………………………………....27
Раздел 4. Понятия и критерии Интернет-зависимости ……………………..….. 28
Раздел 5. Причины Интернет-зависимости ……………………………………. 31
Заключение…………………..……………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………………..35
Интернет-зависимость также
В целом, очевидно, что большая часть Интернет-зависимых остаются в сети из-за общения ради общения. Это говорит о компенсаторном характере общения в Интернет у данной группы людей. Интернет-зависимые получают в Интернет различные формы социального признания, вероятно, не получаемого ими в реальной жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что. Интернет-зависимость является одним из видов социальных зависимостей, характерной для лиц, имеющих определенные личностные особенности, способствующие ее формированию. Возможно более глубокое понимание феномена Интернет-зависимости через сопоставление различных видов зависимости (наркоманических зависимостей, патологического влечения к азартным играм, булимии, со-зависимости и т.п.) и выделение некоторых общих закономерностей ее формирования. По мнению исследователей, на сегодняшний день вряд ли стоит ожидать широкого распространения Интернет-зависимости в нашем обществе.
Анализ различных форм общения в Интернете позволяет сделать вывод о том, что Интернет благодаря его особенностям является удобным средством для изучения психологии опосредованного общения.
В качестве таких особенностей различные авторы выделяют анонимность, доступность, невидимость, безопасность, простоту использования компьютерных сетей.
Благодаря этому при восприятии человека человеком снимаются многие коммуникативные барьеры, вызванные внешним обликом партнера: его пол, раса, возраст и принадлежность к определенному социальному слою. Это порождает некоторые феномены: во-первых, в Интернет становится возможным конструирование виртуальных личностей и проигрывание невозможного в реальности жизненного опыта; во-вторых, формируются элементы специфической «сетевой культуры»; в-третьих, благодаря отличиям реального общения от виртуального возникает угроза Интернет-зависимости.
Интернет-аддикцию нередко полагают прямым следствием высокой степени анонимности в ходе работы в Интернете. В наиболее расширительном понимании к проявлениям зависимости от Интернета. относят не только зависимость от социальных применений Сети, т.е. опосредствованного общения, но и привязанность к азартным играм в Интернете, электронным покупкам и аукционам; страсть к навигации по WWW; пристрастие к сексуальным применениям Интернета (Янг, 2000). Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности. Едва ли эта односторонняя точка зрения безусловно справедлива: как отмечалось, о психологической зависимости можно в данном случае говорить лишь условно. Более сбалансированная точка зрения представлена в помещенных в данном сборнике статьях А.Е.Войскунского и К.Мюррея. В монографии К.Сурратт утверждается, что в большинстве случаев общение посредством Интернета представляет собой просто-напросто обычное человеческое общение с поддержкой на уровне высоких технологий, и говорить о зависимости от Интернета было бы равнозначно утверждению, что люди зависят от общения между собой, последнее утверждение совершенно справедливо и не может считаться патологией (Surratt, 1999).
Но среди возможных последствий виртуального общения возможны и позитивные изменения. В литературе описан случай преодоления юношей собственных комплексов после успеха в интерактивной игре, где его назначили командующим виртуальным войском. К позитивным аспектам личностного развития при общении посредством Интернета могут быть отнесены перспективы преодоления коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения информированности в обсуждаемых вопросах, защищенности от наиболее грубых манипулятивных действий, своего рода сгущения. и компактности коммуникативного хронотопа (т.е. единства пространства/времени) при общении в реальном времени, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями (Арестова и др., 1996).
Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. в работе «Интернет: воздействие на личность» отмечают наличие положительного влияния игр MUD (Multi-User Dimension/Dungeon - Многопользовательское измерение/подземелье). Так во время игры в MUD также появляется возможность личностного варьирования и переноса личностных свойств. В результате исследования выяснилось, что опытные игроки отличаются от неопытных более дифференцированными представлениями о себе, а локус их субъективного контроля сдвинут в интернальную область: это означает, в частности, что они готовы нести ответственность за предпринимаемые действия. Одна из функций компьютерных игр состоит в том, что они выступают в роли психокоррекционных методик, в качестве своеобразного психологического тренинга или возможности эмоциональной разрядки.
Вопросы, затрагиваемые исследователями «киберпсихологии», требуют проведения дальнейших исследований и выявления закономерностей опосредованного общения и влияния такого взаимодействия на внутренний мир личности.
Заключение
В ходе данной работы было установлено отсутствие влияния стажа общения в Интернет на развитие коммуникативных характеристик. Само по себе виртуальное общение существенно не влияет на осуществление общения в реальности и его успешность. Это позволяет сделать заключение о несоответствии реальности созданного СМИ образа пользователя Интернет. Также преувеличивается опасность Интернет-зависимости, что следует из анализа группы с наибольшим стажем общения.
Список литературы
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
38. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский
А.Е. Региональная специфика
39. Арестова О.Н., Бабанин
Л.Н,, Войскунский А.Е Мотивация
пользователей Интернета. http:
40. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский
А.Е. Социальная и
41. Арестова О.Н., Войскунский А.Е. Исследование
половых различий при работе с Интернетом
на примере российских пользователей http://www.relam.ru:8082/
42. Белинская Е.П. К обоснованию
социокультурного подхода в
43 .Белинская А.Е., Жичкина А.Е.
Стратегии самопрезентации в
Интернет и их связь с
44. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Пространство, населенное Другими http://inter.net.ru/! 6/28.html
45. Бурова В.А. Социально-
46. Васюков И. Общение - золото
и главное полезное ископаемое Интернет,
http://flogiston.df.ru/
47. Васюков И. Село Компьютеррово
и его обитатели (Законы жизни
компьютерной и Интернет-
48. Гуманитарные исследования
в Интернете http://www.relarn.
49. Жичкина А.Е. Особенности
формирования образа себя и
образа другого в Интернет-
50. Жичкина А.Е. Социально-
51. Жичкина А.Е., Ефимов К.Ю. Результаты
исследования поведения в Интернете. http://flogiston.df.ru/
52. Избавление от Интернет-зависимости http://617.forumcity.ru/arch.
53. Интернет-зависимость
54. Интернет-зависимость
55. Краткий обзор глобальной
Сети Интернет http://freenet.
56. Лейбов Р. Язык рисует
57. Минаков А. Некоторые
психологические свойства и особенности Интернет
как нового слоя реальности http://flogiston.df.ru/
58. Нестеров В. К
вопросу о социальной
59. Нестеров В., Нестерова Е. Карнавальная
составляющая как один из
60. Паравозов И. Разговорчики в сетях http://inter.net.ru
61. Сулер Дж. Люди превращаются в Электроников. Основные
психологические характеристики виртуального
пространства. http://flogiston.df.ru/
62. Шевченко И. Некоторые
63. www.psychology.ru/mternet/
Информация о работе Психологические особенности общения в процессе использования Интернет