Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:24, реферат
Человеческое общество эволюционировало от первобытной общины до информационного общества. Вместе со способом организации изменялись орудия, техника. Часто освоение нового орудия являлось детерминантой эволюции (освоение предком человека палки, совершенствование рубил до топоров и т.п.), т.к. это позволяет освоить новый вид деятельности или усовершенствовать старый. Таким образом, появление компьютерных технологий явилось объективным закономерным следствием развития науки. Сначала компьютер предназначался исключительно для ускорения вычислений, решая узкий круг задач, но уже через 10-20 лет он стал необходимым условием для осуществления многих видов деятельности. Скорость обработки и передачи данных, легкость освоения и использования позволили применить компьютер для общения. Телефон, телеграф, почта казалось, полностью удовлетворяли потребность в общении, но они не обладали такой скоростью, простотой и удобством как Интернет.
Введение…………………………………………………………………...3
Раздел 1. Общение как объект изучения социальной психологии…………….4
Раздел 2. Психологические особенности виртуального общения…………….14
Раздел 3.Последствия виртуального общения…………………………………....27
Раздел 4. Понятия и критерии Интернет-зависимости ……………………..….. 28
Раздел 5. Причины Интернет-зависимости ……………………………………. 31
Заключение…………………..……………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………………..35
Почти все российские исследователи Интернет выделяют ряд общих характеристик, присущих всем названным формам общения:
Дж. Сулер выделяет эффект раскрепощения, в рамках которого возможны два варианта: выход отрицательных эмоций и удовлетворение деструктивных потребностей (оскорбление других, взлом сайтов) или реализация возможности быть откровенным и не закрываться в некоторых очень личных аспектах.
Одновременно с
Основными знаковыми системами в реальном общении являются [1]:
Совокупность этих средств выполняет следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. Функции сетевой невербальной коммуникации остаются теми же, однако способы ее проявления имеют специфические особенности и более широкие возможности. Например, к невербальной коммуникации можно отнести иллюстрации, рисунки и символы, к которым редко прибегают собеседники в процессе реального взаимодействия.
Оптико-кинетическая система знаков в реальном общении включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Так как собеседники не могут видеть друг друга, они не имеют возможности использовать эту знаковую систему. Однако в процессе письменного общения, практически каждый участник дополняет свое высказывание определенными символами. Большинство из них представляют собой стилизованные изображения человеческого лица, частично типизированные эмоциональные реакции -"смайлики" (от английского "smile" - "улыбка" :-), :*), %), ©, ☺ и так далее), которые получили чрезвычайно широкое распространение в Рунет. Однако это нельзя назвать равноценной заменой эмоциональных реакций. Многократно предпринимались попытки присвоить и закрепить обозначение определенных эмоциональных состояний за определенными смайликами, однако все они оказались безуспешными. Фактически, смайлики только информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту (причем вид смайлика никакого значения не имеет), просто передавая направленность и степень его эмоций по примерно такой шкале :-)))) - :-) - :-| - :-(- :-((((. Заметно, что эмоциональная палитра весьма бедна. Многие создатели чатов пытаются решить эту проблему, так в некоторых чатах в распоряжении посетителей набор нарисованных рожиц, которыми они могут иллюстрировать свои реплики. Возможна также иллюстрация с помощью значков, причем некоторые пользователи умудряются рисовать очень сложные объекты с помощью пары скобок и запятых. Ниже в качестве примера приведено изображение кота.
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков существуют в форме системы вокализации (качество голоса, его высота, тембр, тональность) и включения в речь всевозможных добавок - пауз, покашливания, смеха, плача, сам темп речи и т.д. Таким образом, это системы «околоречевых» приемов, которые усиливают семантически значимую информацию, предоставляют некоторую личностную информацию о партнере.
Участники сетевого общения пока не имеют возможности обмениваться голосовыми сообщениями в реальном времени. Однако для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый "капс" (от английского "Caps Lock" - блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), которые повсеместно в Рунет трактуется как повышение голоса. Уже на многих сайтах вводится возможность слева от текста сообщения задавать интонацию высказывания (шепотом, сквозь смех, недовольно и т.д.). Да и сами пользователи, вне зависимости от предоставляемых ресурсом возможностей, стараются передать свое состояние с помощью разнообразных комментариев («похрюкивая от удовольствия», «заикаясь» и т.п.).
Организация пространства и времени коммуникативного процесса является одним из компонентов коммуникативной ситуации. В виртуальном пространстве невозможно оценить расстояние между партнерами - все собеседники находятся одновременно на одном экране монитора, в виртуальном пространстве, тогда как в реальности расстояние между ними может исчисляться тысячами километров. В данном случае ощущение пространства (которого по сути нет) будет исключительно субъективным переживанием. Из личного опыта могу добавить, что нередко встречала такие высказывания как: «Что-то здесь пусто как-то», «Народу-ни продохнуть». А разделы чата нередко именуют комнатами. Из этого можно сделать вывод, что интерфейс виртуального ресурса может оцениваться пользователем как пространство, тем более, что вариантов организации интерфейса, дизайна сайта существует бесконечное множество.
Контакт глаз. Частота обмена взглядами, длительность их, смена, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. являются мощным источником невербальной информации о партнере. Контакт глаз, к сожалению, совершенно невозможен при общении в Интернет. На мой взгляд, уже один этот факт является большим недостатком сетевого общения, затрудняющим коммуникацию. В моей прошлогодней курсовой работе многие респонденты в вопросе о недостатках виртуального общения отметили невозможность визуального контакта, из-за чего «невозможно понять, врет человек или нет».
Все невербальные знаковые системы
умножают смысл сказанного, позволяют
более полно раскрыть смысловую
сторону информации, а также передать
эмоциональное состояние партне
Компьютерные технологии предоставляют обширные возможности для выражения эмоций - широкий выбор шрифтов, размеров букв, символов. Эмоционально значимые и ключевые слова могут выделяться курсивом, подчеркиванием. Складываются определенные стереотипы в употреблении печатных символов. Например, многоточие может обозначать растерянность, загадочность, попытку заинтересовать читателя, восклицательный знак - восторг, все положительные эмоции, тире -стремительность, сочетание !? - как правило, воспринимается как недоумение. Знаки препинания приобретают значение условных знаков, несущих эмоциональное содержание, подобно тому, как слова несут смысловое. Эти приемы давно используются в печати, однако в условиях виртуального общения они становятся мощным средством передачи собственных эмоций.
Еще одним важным средством передачи
невербальной информации являются иллюстрации.
Здесь важен как смысл картинки
Насколько остро ощущают участники виртуального общения нехватку невербального компонента показывает исследование, на которое ссылается А.Е. Войскунский [14]. Согласно проведенному подсчету вербальной структуры сообщений, которыми обменивались участники сетевой игры (MUD) в течение 250 дней, в среднем каждые 30 секунд они продуцировали "эмоциональные" слова ("улыбаться", "вздыхать", "хихикать", "целовать", "кивать головой", "грустно", "страстно", "злобно" и т.д.), а типичный игрок 18 раз в день улыбается и 4 раза в день обнимает других игроков.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что невозможность адекватного обмена эмоциями в процессе виртуального общения приводит к поиску новых форм их выражения посредством печатного текста, использования специальных символов и графических изображений, звуковых сигналов, а также увеличению числа эмоционально насыщенных слов.
Физическое отсутствие
Информация о работе Психологические особенности общения в процессе использования Интернет