Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:24, реферат
Человеческое общество эволюционировало от первобытной общины до информационного общества. Вместе со способом организации изменялись орудия, техника. Часто освоение нового орудия являлось детерминантой эволюции (освоение предком человека палки, совершенствование рубил до топоров и т.п.), т.к. это позволяет освоить новый вид деятельности или усовершенствовать старый. Таким образом, появление компьютерных технологий явилось объективным закономерным следствием развития науки. Сначала компьютер предназначался исключительно для ускорения вычислений, решая узкий круг задач, но уже через 10-20 лет он стал необходимым условием для осуществления многих видов деятельности. Скорость обработки и передачи данных, легкость освоения и использования позволили применить компьютер для общения. Телефон, телеграф, почта казалось, полностью удовлетворяли потребность в общении, но они не обладали такой скоростью, простотой и удобством как Интернет.
Введение…………………………………………………………………...3
Раздел 1. Общение как объект изучения социальной психологии…………….4
Раздел 2. Психологические особенности виртуального общения…………….14
Раздел 3.Последствия виртуального общения…………………………………....27
Раздел 4. Понятия и критерии Интернет-зависимости ……………………..….. 28
Раздел 5. Причины Интернет-зависимости ……………………………………. 31
Заключение…………………..……………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………………..35
Виртуальный роман развивается очень быстро, то, на что в реальности уходят месяцы, в Сети укладывается в дни. Однако и заканчиваются такие романы весьма скоротечно. Без встреч в реальности, виртуальный роман редко продолжается более полугода. Чаще всего виртуальный роман - это состояние крайнего эмоционального возбуждения, граничащего с эйфорией. Спецификой виртуальных романов по сравнению с реальными является и их "всеохватность". Виртуальная влюбленность (дальнейшее развитие этого чувства уже индивидуально) - это чрезвычайно распространенное в Сети "заболевание", нечто вроде "виртуальной кори", которой в легкой или тяжелой форме переболели практически все. Редкий новичок, начавший регулярно общаться в виртуальном социуме, не ловил себя на том, что его интерес к человеку приобретает черты романтической увлеченности.
Зачастую в данных сокращениях, наряду с буквами, используются и другие символы, согласно фонетическому соответствию: 2=to=too, 8=ate, 4=for или =ч в русском варианте (аналогично приему, применяемому при составлении ребусов). При таком способе записи Wait (подожди) пишется как W8, thanks (спасибо) - 10Х и т.д. Любопытно, что подобный прием также часто использовался в древности. Можно также заметить, что многие акронимы записываются без использования гласных букв: bb - bye bye, BRB - Be right back (сейчас вернусь), BTW - By the way (кстати), L8R - Later (позже) и т.д.
В силу того, что Интернет был привнесен из англоязычных стран, российские пользователи были вынуждены пользоваться иностранными терминами. Но со временем для быстроты и удобства их «перевели» в русскую транскрипцию, сократили и, в некоторых случаях, придали форму русских слов. В результате появились глаголы типа «юзать» (от англ. “Use” - использовать, пользоваться) или “кликать” (от “click” – щелкать), искаженные слова, как, например, «дрова» вместо драйвера (программа, обеспечивающая работу дополнительного оборудования). Многие слова просто сокращаются: модер вместо модератора, сис админ вместо сетевого администратора, проги вместо программ. Имеют место и курьезные новообразования. “Аська” заменяет ICQ, «моник» - монитор, а «клава» становится синонимом клавиатуры.
Вышеперечисленные особенности Интернет-общения приводят с значительному обеднению словарного запаса пользователей. Как следствие возможно возникновение трудностей с аффективной стороной общения, то есть с адекватной передачей и восприятием эмоционального состояния собеседников. Эти трудности, в частности, связаны с утратой возможности вербально описать свои чувства и эмоции. Стандартность построения фраз и использование небольшого числа слов, речевых оттенков и синонимов сглаживает эмоциональный фон беседы.
Все эти особенности определяют не только специфику коммуникативных процессов в сети, но и задают новый, «сетевой», стиль восприятия, передачи информации, следовательно, и стиль мышления в новых категориях. Иллюстрацией может служить складывающийся так называемый «нэтикет» (Интернет-этикет), нормы и правила поведения в сети, стратегии самопрезентации, а также многие другие элементы Web-культуры, создающие у пользователя ощущение сопричастности.
Таким образом, в Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью, а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальной частью коммуникативной компетентности. Следовательно, особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать идентичность по своему выбору, компенсировать недостатки, социально не одобряемые качества или просто скрывать определенные характеристики.
В связи с активной включенностью индивида в процесс виртуального общения, в ходе которого он конструирует виртуальную личность, нельзя обойти вопрос о последствиях данного вида общения, о том, как обретение виртуальной идентичности и процесс взаимодействия с другими виртуальными личностями воздействует на реальную личность. Данной проблеме и посвящена эмпирическая часть моей работы.
Раздел 3. Последствия виртуального общения.
Наиболее тяжелым последствием виртуального общения является возникновение Интернет-зависимости.
На сегодняшний день это одна из «модных тем» в «веб-психологии», ей посвящено множество работ, т.к. Интернет-зависимость стала реальной проблемой современного общества. Причины возникновения Интернет-зависимости часто связывают именно с общением. Так, например, по данным К. Янг, Интернет-зависимые чаще всего используют чаты (37 %), MUDs (28 %), телеконференции (15 %), электронную почту (13 %), WWW (7 %), информационные протоколы (2 %). То есть, 91 % Интернет-зависимых активно пользуются сервисами Интернет, связанными с общением, тогда как в том же исследовании установлено, что Интернет-независимые используют возможности Интернет для получения информации и поддержания ранее установленных контактов.
Рассмотрим подробнее, что такое Интернет-зависимость, какие причины связывают с ее возникновением и какие психологические особенности отличают Интернет-зависимых пользователей (в частности, особенности сетевого общения).
Раздел 4. Понятие и критерии Интернет-зависимости
Проблема Интернет-зависимости рассматривается в зарубежной психологии с 1994 года. Первыми с ней столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию он-лайн. По мнению психиатров, Cyber Disorder (CD) в ближайшее время войдет в DSM-V на равных с другими нехимическими зависимостями (аддикциями) - гэмблингом, любовными, сексуальными аддикциями, аддикциями избегания, отношений, к трате денег и работоголизмом. При этом Интернет-зависимость определяется как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line". Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости.
Кимберли Янг [25] приводит следующие симптомы ИЗ:
1.Навязчивое желание проверить e-mail;
2.Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
3.Жалобы окружающих на то, что
человек проводит слишком
4.Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
Схожие критерии приводит Иван Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из следующих:
1. Толерантность.
1.1. Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения, заметно возрастает;
1.2. Если человек не увеличивает
количество времени, которое
2.1.1. Прекращение или сокращение
времени, проводимого в
2.1.2. Два или больше из следующих симптомов (развиваются в течение периода времени от нескольких дней до месяца):
•Психомоторное возбуждение;
•Тревога;
•Навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет;
•Фантазии или мечты об Интернет;
•Произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.
Симптомы, перечисленные в пункте 2, вызывают снижение или нарушение социальной, профессиональной или другой деятельности.
2.2. Использование Интернет
позволяет избежать симптомов "
3. Интернет часто используется в течение большего количества времени или чаще, чем было задумано.
4. Существуют постоянное
желание или безуспешные
5. Огромное количество времени тратится на деятельность, связанную с использованием Интернет (покупку книг про Интернет, поиск новых броузеров, поиск провайдеров, организация найденных в Интернет файлов).
6. Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются или редуцируются в связи с использованием Интернет.
7. Использование Интернет
Также было установлено, что Интернет-зависимые часто "предвкушают" свой выход в Интернет, чувствуют нервозность, находясь off-line, врут относительно времени пребывания в Интернете, и чувствуют, что Интернет порождает проблемы в работе, финасовом статусе, а также социальные проблемы, например, студенты страдают от академической неуспеваемости и ухудшения отношений (приводится по К. Янг, 1997).
Бурова В.А. [11] приводит данные исследования, проведенного с использованием теста, предложенного К. Янг (1996 г.). На www-сайте в Интернет размещен переведенный и адаптированный тест на Интернет-зависимость (www.test.lvs.ru). За неполных 5 месяцев исследования получено более 600 анкет, принято к обработке - 570. Из них 196 женщин, 374 мужчины. Возраст опрошенных от 12 до 47, значение медианы возраста - 23 года. 49% имеют высшее образование, 20% -среднеспециальное, 15% - незаконченное высшее. 32% респондентов продолжают образование. 78% используют Интернет для работы, ! остальные 22% исключительно для отдыха и развлечения.
Распространенность этого
Раздел 5. Причины Интернет-зависимости
В уже упоминавшемся исследовании К.Янг было установлено, что "Интернет-независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет-зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернет, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высокоинтерактивных среде". То есть, большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением.
Относительно того, какие особенности Интернета являются для них наиболее привлекательными, 86% Интернет-зависимых назвали анонимность, 63% - доступность, 58% - безопасность и 37% - простоту использования.
По мнению Буровой В.А. [II], притягательным в качестве средства "ухода" от реальности Интернет делает:
1. Возможность анонимных
2. Возможность для реализации
представлений, фантазий с
3. Чрезвычайно широкая
4. Неограниченный доступ к информации ("информационный вампиризм") занимает последнее место в списке, т.к. в основном опасность стать Интернет-зависимым угрожает тем, кто ищет общение, а не информацию.
По данным Янг, Интернет-зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции);
сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию окружающих, получения признание окружающих.
Социальная поддержка в данном случае осуществляется через включение человека в некоторую социальную группу (чат, MUD, или телеконференцию) в Интернете. Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивного образа "Я" собеседниками.
По мнению Янг, участники виртуального
общения становятся способными
принимать больший эмоциональный
риск путем безболезненного
Кроме того, Интернет особенно важен для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним причинам) обеднена в сфере межличностных отношений. В этих случаях, люди скорее используют Интернет как альтернативу своему реальному окружению. Как отмечает Sh. Turkle, "компьютеры (имеется в виду опосредованная компьютером коммуникация) создают иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы".
Информация о работе Психологические особенности общения в процессе использования Интернет