Психологический анализ привычек людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание

Цель работы - показать роль и место привычки в психологии деятельности.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Процессы и механизмы возникновения привычки
2. Категория привычки в психологии
3. Методы коррекции привычек
4. Динамический стереотип
5.Общие педагогические взгляды Ушинского
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовой психологический анализ Матвеенко 16.rtf

— 673.33 Кб (Скачать документ)

характером усваиваемых действий;  методом  обучения;  условиями,  в  которых протекает  обучение;  отношением  человека  к   работе.   Выработка   навыка совершается  неравномерно,  нередко  скачкообразно.  При  усвоении   сложных навыков иногда наблюдаются временные задержки в их усвоении (так  называемое плато), когда график идет  параллельно  оси  упражнений.  Плато  может  быть вызвано   тем,   что   эффект   упражнения   нейтрализуется   под   вилянием отрицательных моментов, вызываемых  как  объективными  причинами  (ухудшение качества и состояния оборудования; ухудшение условий, в которых  выполняется действие;  ошибки  педагога,  допущенные  в  процессе   обучения),   так   и субъективными (утомление; степень уверенности в  своих  силах;  отношение  к деятельности). За каждым периодом задержки в работе  возможен  новый,  более или менее значительный подъем.

      Выработка  навыков  требует   рациональной   организации   упражнений,

правильного  сочетания  и  специального  закрепления   отдельных,   особенно

сложных его частей и целостного выполнения действия.  Конкретный  способ  их сочетания и мера,  которая  должна  быть  при  этом  соблюдена,  зависят  от особенностей   подлежащего   закреплению   материала,   от    индивидуальных особенностей обучающегося и пр.  В  каждом  конкретном  случае  этот  вопрос может потребовать иного решения. [13, 62]

      Навык  возникает  и   функционирует   как   автоматизированный   прием

выполнения  действия.  Его  роль  заключается  в  освобождении  сознания  от контроля над выполнением приемов действия  и  переключении  его  на  цели  и условия действия. Выделяют следующие основные этапы этого процесса.

      1. Ознакомительный этап, который характеризуется осмыслением  действий и ознакомлением с приемами их выполнения.

      2. Подготовительный  (аналитический),  отличающийся  сознательным,  но неумелым выполнением, неполным овладением отдельными элементами действия.

      3. Стандартизирующий (синтетический), характеризующийся автоматизацией элементов деятельности, повышением качества, устранением лишних движений.

      4.     Варьирующий     (ситуативный),     позволяющий      пластически

приспосабливаться к ситуациям, гибко и произвольно  регулировать  выполнение действий. Навыки бывают разных видов,  и  это  понятие  распространяется  не только на двигательные, но и на всякие действия или акты, в том числе  и  на мыслительные операции. Таким образом,  помимо  моторных,  или  двигательных, навыков существуют интеллектуальные навыки (навыки счета, чтения,  показаний приборов, заучивания и пр.). [11, 118]

      В  основе  развития  чувствительности  лежит   выработка   навыков   с

преобладанием  сформированного,  отработанного  сенсорного  звена  действия.

Так, навык слухового восприятия складывается  для  родного  языка  в  раннем детстве  на  основе  подражания,  расчленение  же  слов  и  их  опознание  в иностранном  языке  при  обучении  в  школе   формируется   в   сознательных упражнениях. К этому же виду навыков, названных  сенсорными,  можно  отнести узнавание буквы при чтении, различение оттенков, цветов художниками,  умение «слушать»  работу  двигателя  у  шоферов  и  т.д.   Можно   выделить   также промежуточные или смешанные  виды  навыков;  сенсорно-двигательные  (письмо, рисование, черчение) или  сенсорно-мыслительные  (разложение  алгебраических выражений).

      Каждый навык складывается в  системе  навыков,  которыми  человек  уже владеет.   Одни   из   них   помогают   новому   навыку   формироваться    и функционировать, другие --  мешают.  Это  явление  называется  взаимодействии навыков. Когда говорят о взаимодействии навыков, обычно  имеют  в  виду  два вопроса -- интерференцию  и  перенос  навыков.  Под  интерференцией  понимают обычно  тормозящее  взаимодействие  навыков,  при  котором  уже  сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков либо снижают  их  эффективность.

Явление интерференции навыков  связано  с  иррадацией  возбуждения  по  коре мозга,   а   ее   исчезновение   --   с   выработкой   точного   и   стойкого

дифференцировочного  торможения  в  нервной   системе.   Выявление   условий интерференции  и,  в  связи  с  этим,  путей   для   устранения   тормозящих воздействий   на   выработку   новых   навыков   представляет   определенны практический интерес. Различают два случая интерференции навыков.  [6,  215]

Один из них -- интерференция при перестройке навыков,  когда  при  выполнении какого-либо  действия  требуется  заменить  ранее   усвоенный   способ   его выполнения другим, более  совершенным  или  соответствующим  новым  условиям действия.  При  этом   новый   способ   усваивается   нередко   с   большими затруднениями из-за тенденции выполнять  вновь  освоенное  действие  старым, ранее усвоенным способом. Например, приступая к работе  на  станке  с  новым расположением приборов  управления,  требующим  новой  пространственной  или временной  характеристики  движений,  рабочие  испытывают  вначале   немалые

затруднения, существенно ухудшающие их работу. Такую интерференцию  навыков, наблюдаемую  при  перестройке  какого-либо  навыка  или   овладении   новым, называют ассоциативным торможением.

      Однако старый навык может  оказывать  отрицательное  влияние  и  после

овладения  новым.  В  этих  случаях  уже  после  овладения  новым   способом возникают или задержки в применении нового способа действия, или  повторение старых приемов. Например, ученик, многократно  писавший  слово  неправильно, после усвоения правильного написания может иногда задерживаться,  когда  ему надо писать это слово, и вспоминать, какой из двух  способов  его  написания правилен. Иногда же он незаметно для себя  повторяет  старую  ошибку.  Такую интерференцию навыков, наблюдаемую  уже  после  овладения  обоими  навыками, называют репродуктивным торможением. [16, 702]

      Одной причиной интерференции навыков является большая прочность  ранее образованных связей по сравнению с позже возникающими,  а  также  сохранение старых связей вопреки образованию заменяющих их  новых.  Эти  прочные  ранее образовавшиеся  связи  и  актуализируются  при  овладении  новым  действием.

Другая причина интерференции навыков -- наличие в новых  действиях  некоторых общих компонентов со старыми действиями (в целях,  условиях  и  способах  их выполнения) и недостаточное в  силу  этого  различение  своеобразия  каждого действия. Поэтому одним из важнейших  средств  устранения  и  предупреждения интерференции  навыков  является  четкое  различение  и   противопоставление старого и  нового  способов  действия  (при  упражнениях),  старых  и  новых условий действия, старых и новых целей действия.

      Положительное влияние усвоенных навыков на овладение другим  действием называется переносом  навыков.  Так,  например,  практика  обучения  рабочих управлению  новыми  машинами  показывает,  что  опытный   рабочий,   успешно работающий на машине одного вида, овладевает работой на  машине  иного  вида значительно быстрее, чем новичок.  Человек,  знающий  несколько  иностранных языков, овладевает новым языком значительно легче, чем тот, кто не знает  ни одного иностранного языка. Перенос навыков наблюдается прежде  всего  тогда,

когда новые действия имеют много общего с  уже  усвоенными.  При  выполнении вновь изучаемых действий человек опирается на свой прежний опыт,  и  большое количество умений способствует более  быстрому  овладению  новыми  навыками.

При  длительном  отсутствии  упражнений  навык  начинает  разрушаться.   Чем сложнее навык,  тем  чувствительнее  сказывается  на  нем  этот  перерыв.  В результате неупражнения может возникнуть деавтоматизация навыка, т.е.  такое состояние действия, когда необходим сознательный контроль. [13,  139-140]

В связи с  этим  люди,  успешность  деятельности  которых  сильно  зависит  от степени  автоматизации  навыка  (летчики,  акробаты   и   т.д.),   вынуждены постоянно поддерживать свою  профессиональную  форму,  выполняя  необходимые действия.

      Помимо навыков непременными компонентами деятельности являются умения. Об  их  соотношении  высказываются  различные  мнения.  Одни   исследователи считают, что  навыки  предшествуют  умениям,  другие  полагают,  что  умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является  многозначность слова «умение». Диапазон действий,  называемых  умениями,  очень  широк.  Мы говорим о первокласснике, что он умеет читать.  Но  и  взрослый  тоже  умеет читать.  Между   этими   умениями   лежит   многолетний   путь   упражнений, совершенствований   навыков   чтения.   Пo   своей   сути   умения   --   это экстериоризация, т.е. воплощение  знаний  и  навыков  в  реальные  действия.

Попадая в новые условия  или  взаимодействуя  с  новыми  объектами,  человек использует имеющиеся у него знания и навыки. В данном  случае  этот  перенос навыков и рассматривается как умения. Более строго умение  определяется  как освоенный   субъектом    способ    выполнения    действия,    обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

      Умения относятся к навыкам  так  же,  как  программа  действия  к  его

реализации. Умения шире навыков, они предполагают разные варианты  действий. [6,  400] 

Так,  один  из  вариантов  реализации  в  силу  его  адекватности

повторяющейся  задаче  может  закрепиться,  автоматизироваться,  т.е.  стать

навыком. Например, грамотный человек  умеет  написать  свою  фамилию  пером, мелом, кистью, выбить зубилом на металле или выжечь  на  дощечке  с  помощью увеличительного стекла. Но когда тот  же  человек  ставит  свою  подпись  на документе,  описанное  выше  умение  выступает  в  форме  навыка  со   всеми присущими ему чертами:  скоростью,  стереотипностью,  автоматизированность, экономность движений. В структуре того же умения может иметь место  два,  а иногда  и  более  двух  автоматизированных  вариантов  реализации  программы действий. Так, художник одинаково успешно подписывается и ручкой, и  кистью.

Выделяются   следующие   виды    умений:    познавательные,    общетрудовые, конструктивно-технические,  организационно-технологические  и   операционно- контрольные. [13, 377]

      Элементарное умение  выполнить  что-то  возникает  из  подражания,  из

случайных знаний. Однако чем сложнее вид деятельности,  тем  меньше  надежды на  успех  умений,  складывающихся  только   в   результате   наблюдения   и подражания. Формирование умений представляет собой овладение  всей  системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и в  информации, получаемой  от  предмета,  операций  по  выявлению  этой  информации  и   ее сопоставлению с действиями.

      В процессе формирования умений можно выделить два  крайних  случая.  В первом из них обучающемуся, обладающему  необходимыми  знаниями,  предлагают задачи на их рациональное применение и  он  сам  ищет  решения,  обнаруживая путем  проб  и  ошибок  соответствующие   ориентиры,   способы   переработки информации и приемы деятельности.  Несмотря  на  то,  что  этот  путь  менее эффективен, он остается наиболее  распространенным  в  обучении.

Во  втором случае обучающий управляет психической деятельностью учащегося, знакомя  его с ориентирами отбора признаков и операций, организуя деятельность  учащегося по  переработке  и   использованию   полученной   информации   для   решения поставленных задач.

      Другой разновидностью автоматизированных действий  являются  привычки.

Основное отличие заключается  в  том,  что  навык  --  это  умение  совершать автоматизирование, т.е. без специального  контроля  сознания,  те  или  иные операции, а привычка -- это тенденция или потребность совершать те  или  иные автоматизированные акты. [13, 273]  Так,  например,  ребенок  овладел  таким навыком,  как  мытье  рук.  Однако  этого  мало  --  важно,  чтобы   у   него выработалась привычка всегда мыть руки перед  едой,  после  прогулки,  перед сном.

Привычки побуждают человека  поступать  определенным  образом;  как  и

навыки, они могут быть полезны и вредны.  Поэтому  важно,  чтобы  у  ребенка сразу же закреплялись полезные привычки, оказывающие  положительное  влияние на личность. Чтобы выработать желательную  привычку,  необходимо  неуклонно, никогда  не  отступая  от  принятого  решения,  действовать  в  определенном направлении. Когда привычка выработана, мы поступаем так потому,  что  иначе

не можем, потому что мы так привыкли.

      Усвоение ребенком навыков и привычек  начинается  с  первых  дней  его

жизни. Первоначально они очень просты и основаны на безусловных рефлексах  и аффективных состояниях. Навыки детей легко  переходят  в  привычки,  которые уже в этом возрасте отличаются чертами, близкими взрослым:

      -- привычные действия возникают в определенное время или в определенных условиях;

      -- невозможность проявить привычку вызывает неудовольствие,  которое  у ребенка выражается в плаче. Поэтому важно уже  с  самого  начала  не  давать повода  для  образования  нежелательных  привычек,  предупреждая   сочетания нежелательных действий с положительными эмоциями. [11, 122]

                    2.    Категория привычки в психологии

Информация о работе Психологический анализ привычек людей