Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:20, курсовая работа
Цель работы - показать роль и место привычки в психологии деятельности.
Введение
Основная часть
1. Процессы и механизмы возникновения привычки
2. Категория привычки в психологии
3. Методы коррекции привычек
4. Динамический стереотип
5.Общие педагогические взгляды Ушинского
Заключение
Список использованной литературы
Динамическим стереотипом в психологии называется слаженная
интегрированная система условнорефлекторных процессов в коре больших полушарий, формирующаяся в результате многократного применения постоянного порядка следования одних и тех же положительных и тормозных условных раздражителей с постоянными интервалами времени между ними. Образование динамического стереотипа представляет значительные трудности, для нервной
системы, выработанный, он делает нервную деятельность экономной и
высокоэффективной, поскольку каждая предыдущая реакция в этом случае подготавливает последующую. [13, 65]
Установившийся стереотип бывает трудно изменить и привести в
соответствие с новой обстановкой, новыми требованиями жизни. Запечатлевая определенный опыт и сохраняясь длительное время, динамические стереотипы обнаруживают склонность к прочной фиксации, формируясь в процессе повседневного уравновешивания организма со средой, жизненные стереотипы составляют в известной степени основу человеческой личности, обычно весьма стабильную по форме и динамическую по содержанию.
Если динамический стереотип хорошо зафиксирован, он представляет собой весьма консервативную систему, и его отмена и выработка нового -- трудная для нервной системы задача, которая может привести к временному нарушению высшей нервной деятельности. Выдержать такое испытание может только сильный нервный тип.
«Мне кажется,-- писал И.П.Павлов,-- что часто тяжелые чувства
при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового». [4, 179] И действительно, существует ряд так называемых ситуационных неврозов, причиной которых является ломка жизненных стереотипов, необходимость срочной психологической перестройки в целях адаптации. Одним из важных условий возникновения ситуационных неврозов может быть несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических
возможностей для переработки поступающей информации скорости ее поступления
и количеству. В таких случаях она может оказаться недостаточной или
избыточной. Это несоответствие нередко служит непосредственной причиной разнообразных невротических расстройств, вызываемых нарушениями коммуникационных (межличностных) отношений человека. Чем меньше у человека объем информации по остроактуальному для него вопросу, тем больше вероятности того, что в случае необходимости его решения в ограниченное время произойдет нарушение адаптированного состояния человека и разовьется нервно-психическое расстройство. [4, 179]
Общие педагогические взгляды Ушинского
Привычки как усвоенные рефлексы:
приобретение человеком привычек возможно благодаря способности нервного организма не только иметь природные рефлексы, но и усваивать новые под влиянием деятельности.
"Под именем нервной привычки в точном смысле слова мы разумеем то замечательное явление нашей природы, что многие действия, совершаемые нами вначале сознательно и произвольно, от частого их повторения совершаются потом без участия нашего сознания и произвола и, следовательно, из ряда действий произвольных и сознательных переходят в разряд действий рефлективных, или рефлексов, совершаемых нами помимо нашей воли и нашего сознания" [с.139].
"В этом уже сама собой открывается
вся обширность возможности через посредство
привычки вносить в нервный организм человека
существенные изменения, дающие ему те
способности, которых он не имел от природы.
На этой способности нервов к усвоению
новых ассоциаций рефлексов и расстройству
старых основываются не только все те
привычки и навыки, которые преднамеренно
сообщаются дитяти воспитанием, но также
и те, которые сообщаются ему без всякого
намерения, самою жизнью, и с которыми
ннередко приходится бороться воспитателю,
а потом и самому человеку или обществу"
[с.139].
Навыки как усвоенные рефлексы: "Привычку,
не переходящую в наклонность, правильнее было бы назвать навыком,
каковы все привычки в искусствах и ремеслах..."
[с.140].
Возникновение наклонностей из привычек:
объясняется таким свойством нашей души:
душа "требует постоянной деятельности
и в то же время избегает препятствий,
а следовательно, требует деятельности
легкой: вот почему самая легкость для
нас той деятельности, к которой привыкли
нервы, устанавливает наклонность к этой
деятельности. Правда, сознание и воля
всегда остаются при нас, и, как бы сильно
ни было влечение нашего нервного организма
в каком-нибудь направлении, мы всегда
можем противодействовать ему; но дело
в том, что, тогда как сознание наше и воля
действуют почти моментально, урывками,
нервный организм со своими наклонностями
и привычками влияет на нас постоянно;
и тогда как идти вслед за наклонностями
нервов для нас легко и приятно - противодействовать
им тем труднее и неприятнее, чем более
вкоренилось в них противоположное направление"
[с.140].
Укоренение привычек: "Чем моложе организм,
тем быстрее укореняются в нем привычки.
Дитя усваивает привычку гораздо быстрее
и вернее, чем старик" [с.141]. "Но мы
не совсем согласны с теми, которые, как,
например, Бэкон, думают, что привычки
детства труднее искореняются. Это справедливо
только в том отношении, что чем старее
привычка, тем она крепче, так как она укореняется
именно повторением. Но если дитя, например,
скоро выучивается иностранному языку,
то оно точно так же скоро и забывает его,
если перестает в нем упражняться" [с.141].
Важность бессловесного периода жизни
младенца:
"Область привычки и навыка гораздо обширнее, чем обыкновенно думают. Немедленно же по рождении начинает дитя делать различные опыты и приноравливания, которые потом обращаются у него в бессознательные навыки и привычки" [с.141]. К таким навыкам, укореняющимся в младенчестве, которыми мы потом пользуемся, не помня совершенно их трудной истории, принадлежат в нас: умение видеть предметы в перспективе и верно схватывать подаваемый предмет (образуется на 3-4 мес. после рождения); навык видеть двумя глазами один предмет, т.е. превращать два отражения в одно ощущение; навык при движении головы и глаз не считать неподвижные предметы движущимися; навык брать себя за больное место и чесать то, которое чешется; комбинация слуха и зрения, когда мы направляем глаза в ту сторону, откуда исходит звук и т.д.
Все эти сложные и не врожденные нам акты деятельности наших чувств - это навыки, сделанные нами сознательно в раннем детстве, но сам акт их выработки нами позабыт, как и все, что относится к бессловесному периоду нашей жизни. "Так деятельно работает психическая жизнь в ребенке, в то время когда на глаза взрослых он почти не человек" [с.142].
"...для родителей и воспитателей чрезвычайно важно сознавать ясно, что ребенок и в первый год своей жизни живет не одною физическою жизнью, но что в душе его и в его нервной системе подготовляются основные элементы всей будущей психической деятельности: вырабатываются те силы и те основные приемы, с которыми он впоследствии будет относиться и к природе и к людям. Усвоив такой взгляд на младенца, родители и воспитатели подумают не об одном его физическом здоровье, но и об его духовном развитии. Конечно, этот период слишком закрыт от нас, чтобы мы могли внести в него наше положительное вмешательство; но мы можем действовать на него благодетельно, удаляя от ребенка в этом возрасте все, что могло бы помешать его правильному развитию - физическому и духовному" [с.145].
"Существует, например, убеждение, кажущееся для многих предрассудком, что злая кормилица вскормит и злого ребенка; но это не совсем предрассудок. Конечно, злость не может быть передана через молоко, хотя молоко раздраженной женщины портит желудок ребенка; но злая женщина обращается зло с младенцем и своим обращением, а не молоком сеет в нем семена злости или трусости. Не должно забывать, что первое понятие о человеке, которое впоследствии закрепится словом, образуется в ребенке в бессловесный период его жизни и что на образование этого понятия имеют решительное влияние те первые человеческие личности, которые отразятся в душе ребенка и лягут в основу его будущих отношений к людям" [с.145].
Наследственность привычек: "...наследственно
передается не самая привычка, а нервные задатки привычки,
и эти нервные задатки, смотря по обстоятельствам
жизни, могут развиться в привычку или
остаться неразвитыми и заглохнуть с течением
времени" [с. 152]. Такая установившаяся
и унаследованная нервная особенность,
выражающаяся невольною наклонностью,
становится доступной сознанию только
в своих действиях, оставаясь сама вне
области сознания. Строго говоря, вся наша
нервная система представляет собой собрание
таких скрытых от области сознания идей,
причин, действию которых душа подвергается,
но о существовании которых не знает.
"Наследственные наклонности, распространяясь и наследственно, и примером, составляют материальную основу того психического явления, которое мы называем народным характером" [с.157]. Если привычка имеет такую власть над отдельным человеком, то эта власть гораздо больше над людьми, соединенными в общество, как, например, в армии, школе, монастыре и т.п. Здесь смешиваются сила примера и сила привычки, и когда они действуют заодно, то почти ничто не может с ними бороться. Вот откуда такая огромная воспитательная сила английских институтов, проникнутых одним, давно укоренившимся духом, постоянных в своих действиях, соответствующих народному характеру своих воспитанников.
Нравственное и педагогическое значение привычек:
английское воспитание ставит на первый план сообщение детям добрых привычек. Учение есть передача принципов, а воспитание - передача привычек. Германское воспитание не придает привычкам такой важности. Гораздо благоразумнее для педагога глядеть на значение привычки глазами глубокомысленного Шекспира, который называл привычку то чудовищем, пожирающим чувства человека, то его ангелом-хранителем:
-"добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему... Капитал привычки от употребления возрастает и дает человеку возможность... все плодовитее и плодовитее употреблять свою драгоценнейшую силу - силу сознательной воли и возводить нравственное здание своей жизни все выше и выше, не начиная каждый раз своей постройки с основания и не тратя своего сознания и своей воли на борьбу с трудностями, которые были уже раз побеждены" [с.155].
-дурная привычка "есть нравственный невыплаченный заем, который в состоянии заморить человека процентами, беспрестанно нарастающими, парализовать его лучшие начинания и довести до нравственного банкротства". Ведь "привычка, установляясь понемногу и в течение времени, искореняется точно так же понемногу и после продолжительной борьбы с нею. Сознание наше и наша воля должны постоянно стоять настороже против дурной привычки, которая, залегши в нашей нервной системе, подкарауливает всякую минуту слабости или забвения, чтобы ею воспользоваться..." [с.155] "Пока жив человек, он может измениться и из глубочайшей бездны нравственного падения стать на высшую ступень нравственного совершенства" [с.156], сознательно борясь всю жизнь со своими дурными врожденными наклонностями и вырабатывая в себе добрые правила, руководствуясь сознанием необходимости добра.
значение навыка в учении и так ясно: во всяком умении - ходить, говорить, читать, писать, считать, рисоватьи т.д. - навык играет главную роль. "Вот почему то воспитание, которое упустило бы из виду сообщение воспитанникам полезных навыков и заботилось единственно об их умственном развитии, лишило бы это самое развитие его сильнейшей опоры..." [с.158].
Заключение
Научные знания, в том числе и психологические, все более становятся в
наше время мощной производительной силой. Поэтому овладение сведениями из области психогигиены, психопрофилактики, саморегуляции и самопрограммирования личности, которыми так богат исторический опыт человечества, имеет не только теоретический интерес, но и непосредственное практическое значение. Современный хорошо информированный читатель уже достаточно подготовлен не только для восприятия этого опыта, но и для понимания сущности психических процессов, лежащих в его основе.
Сущность человека открыта будущему, что ее возможности универсальны.
Миру природы человек противостоит в своем бытии как сила универсальная, обладающая неисчерпаемыми возможностями, уходящими в бесконечность. И это диалектическое единство постоянного, устойчивого и беспрерывно меняющегося -- одна из наиболее важных характеристик человека. Поистине человек -- самое изменчивое существо.
Примечательно, что великий физиолог И.П.Павлов уже располагал
неоспоримыми научными фактами из области высшей нервной деятельности человека, чтобы сделать вывод: «Человек есть, конечно, система... в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстановляющая, поправляющая и даже совершенствующая». [6, 248]
В связи с этим перед такими науками о человеке, как психология,
педагогика, медицина, стоит большая задача приумножения, развития и
использования тех величайших резервов нервной системы и психики человека.
Преимущества психического самопрограммирования перед всякого рода фармакологическими и генохирургическими воздействиями прежде всего в том, что такое самопрограммирование делает человека истинно свободным творцом собственной личности. Именно этот путь совершенствования личности исключает всякий соблазн навязать что-то ей несвойственное или, тем более, преднамеренно программировать ее поведение посредством постороннего вмешательства.
Ознакомление с закономерностями и методами программирования
психической деятельности поможет лучше понять приведенные примеры, которые он не без основания мог воспринять с недоверием. Важнее, однако, другое:
методы самопрограммирования и саморегуляции психических состояний предоставляют широкие возможности для самосовершенствования человека, создавая дополнительные «степени свободы» для его многостороннего развития.