Психологический анализ привычек людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание

Цель работы - показать роль и место привычки в психологии деятельности.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Процессы и механизмы возникновения привычки
2. Категория привычки в психологии
3. Методы коррекции привычек
4. Динамический стереотип
5.Общие педагогические взгляды Ушинского
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовой психологический анализ Матвеенко 16.rtf

— 673.33 Кб (Скачать документ)

 

      Человеческая жизнь проявляется в  поведении  и  деятельности.  Сложное

взаимное переплетение этих форм активности часто приводит  к  тому,  что  их трудно бывает вычленить  и  разграничить.  Тем  не  менее,  существенные  их различия очень важны. [6, 259]

      Человеку  свойственно  рассудочное  поведение.  Это  значит,  что  его

поступки, составляющие  характер  поведения,  определяются  интеллектуальным «высвечиванием»  существующих   между   предметами   связей   а   отношений.

Рассудочное поведение не является исключительной привилегией человека -  нам общи с животными все  виды  рассудочной  деятельности:  индукция,  дедукция, следовательно, также абстрагирование...  анализ  незнакомых  предметов  (уже разбивание ореха есть начало анализа), синтез (в случае  хитрых  проделок  у животных) и, в  качестве  соединения  обоих,  эксперимент  (в  случае  новых препятствий и при затруднительных положениях)».

      Простейшие формы поведения, как известно,  основаны  на  инстинктивных действиях. Элементы рассудочного поведения появляются в тех  случаях,  когда поведение опирается на отражение  соотношения  между  предметами  (появление так  называемых  обходных  действий),  и  в  особенности  при  использовании предметов в качестве орудий.

      Многие наши поступки и особенности поведения  со  временем  становятся привычками, т. е. автоматическими действиями. Автоматизируя  наши  действия, привычка делает движения более точными и свободными. Она  уменьшает  степень сознательного  внимания,  с  которым  совершаются  действия. 

С.Л.Рубинштейн отмечал, что образование  привычки  означает  появление  не  столько  нового умения, сколько нового мотива  или  тенденции  к  автоматически  выполняемым действиям. [15, 82]

Другими словами, привычка  --  это  действие,  выполнение

которого становится потребностью.

      Словарь   определяет   привычку   как   автоматизированное   действие,

выполнение которого в определенных условиях  стало  потребностью  (например, делать зарядку по утрам, быстро ходить и  т.д.).  С  формированием  привычки связано  смещение  мотива  действия.  Если  вначале   действие   побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением  привычки  мотивом  становится сама потребность в выполнении данного действия.

      Привычки формируются в процессе неоднократного выполнения действия  на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже  не  возникает  каких- либо трудностей волевого или познавательного характера.  При  этом  решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия  физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным  эмоциональным  тоном

«приятного удовольствия».

      Привычки могут возникать  в  любой  сфере  деятельности  и  охватывать

различные стороны поведения человека. Следует различать  привычки.  Полезные (привычка к труду, привычка помогать товарищам, гулять перед сном и  др.)  и вредные (несдержанность, привычка перебивать  говорящего  и  др.).  Жизненно важные, общественно ценные  привычки  облегчают  формирование  положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной  и  личной  жизни, отрицательные -- дезорганизуют поведение. Формирование  полезных  привычек  и

борьба с вредными являются важнейшими задачами воспитания.

      Приобретение привычки с физиологической точки зрения есть не что иное, как  образование  в   мозговых   структурах   устойчивых   нервных   связей, отличающихся  повышенной  готовностью  к  функционированию.  Система   таких нервных связей служит основой более или  менее  сложных  форм  поведенческих актов, которые И.П.Павлов назвал  динамическими  стереотипами.  [6,  248] 

В комплекс нервных структур,  обеспечивающих  привычный  образ  действий,  как правило, включаются и механизмы эмоционального  реагирования.  Они  вызывают эмоционально  положительные  состояния  в  период  реализации  привычки   и, напротив, рождают отрицательные переживания в обстоятельствах,  мешающих  ее осуществлению.

      Учитывая  важное  свойство  нервной  системы   легко   формировать   и

закреплять  привычки,  даже  если  они  являются  ненужными   или   вредными (курение, увлечение спиртными напитками и т. п.),  можно  смело  утверждать, что  процесс  рассудочного  управления   привычками   есть,   по   существу, управление поведением. Ведь даже  вредные  привычки,  явно  наносящие  ущерб здоровью организма,  со  временем  начинают  восприниматься  как  нормальное явление, как нечто необходимое и приятное.  И  смысл  управления  поведением заключается  в  том,  чтобы  вовремя  заметить  предпосылки  к   образованию ненужной или вредной привычки и устранить их, дабы  не  оказаться  у  нее  в плену. [4, 161]

 

 

                       3.    Методы коррекции привычек

 

 

      Руководить  привычками,  формировать  только  полезные  для   развития

личности,  для  здоровья  и  повседневной  деятельности  привычки  --  значит сознательно  и  целенаправленно  совершенствовать  стиль  своего  поведения.

Только в этом  случае  нервная  система  человека  становится  его  надежным другом, а  не  врагом.  Следует  иметь  в  виду,  что  искоренение  ненужных привычек  и  замена  их  новыми,  разумными  требует  не  только   известных внутренних усилии, но и определенных  знаний.  В  психологии  на  этот  счет установлены следующие правила.

      1. Человек, пожелавший освободиться от старой  привычки  и  выработать

новую, должен  сформулировать  для  себя  твердое  и  бесповоротное  решение действовать в намеченном направлении. Пока такое решение не принято,  он  не сможет развить достаточных усилий для работы  над  собой.  Принятое  решение сформирует в  нервной  системе  необходимый  энергетический  центр,  который будет обеспечивать последующую деятельность по реализации решения.

      2.  На  первых  порах  не  следует  подвергать  волю  слишком  тяжелым

испытаниям, и поэтому необходимо избегать  тех  условий,  в  которых  старая привычка станет  проявляться  с  особой  настойчивостью.  Наоборот,  вначале лучше намеренно создавать такую обстановку,  которая  благоприятствовала  бы формированию и поддержанию новой привычки. Тем самым  с  каждым  новым  днем соблюдения нового режима вероятность  его  нарушения  будет  в  значительной степени снижаться.

      3. Очень важно ни разу не отступать от соблюдения  новой  привычки  до

тех пор, пока она не закрепится в такой степени, что ее случайное  нарушение уже не будет представлять  опасности.  Постоянство  тренировки  --  важнейшее условие непогрешимой и надежной деятельности нервной системы. [4, 162-163]

      В период, когда еще имеет место своеобразная  борьба  привычек,  всего

важнее обеспечить одной из них непрерывный  ряд  побед,  пока  благодаря  их повторению  новая  привычка  не  укрепится  настолько,  что  сможет  успешно преодолевать старую при любых условиях. Важно при  этом  помнить,  что  одна победа дурной привычки уничтожает результаты многих побед хорошей.

      Таким образом, при  выработке  новой  привычки  необходимо  обеспечить определенный успех в этом деле в самом начале. Сознание  успеха  стимулирует развитие  усилий  в  желаемом  направлении,  тогда  как   неудача   способна парализовать  энергию  при  последующих  попытках.   Вообще   же   искусство «переделывать себя» в значительной степени определяется умением следовать  в выбранном направлении по узкому пути, не глядя ни вправо, ни  влево,  а  тем более не оглядываясь назад. Это  умение  вырабатывается  у  человека  в  том случае,  когда   в   повседневной   жизни   он   систематически   приучается «преодолевать себя» хотя бы в мелочах.  Именно  благодаря  этому  происходит постепенная   тренировка   моральных   сил,   необходимых   для   управления поведением.  Тот,  кто  ежедневно  высказывает   добрые   намерения   и   не осуществляет ни одного из них на деле, похож на человека,  который  пытается перепрыгнуть ров, но, разогнавшись, каждый раз останавливается у  его  края, не решаясь  сделать  последнего  толчка  и  тем  самым  вырваться  из  круга бесплодных попыток.

      4. Необходимо использовать каждый благоприятный случай в  повседневной жизни для того, чтобы  действовать  в  направлении,  подсказанном  разумными доводами, моральными чувствами. Решения или стремления оставляют  в  нервной системе заметный след не сами по себе, а лишь тогда, когда они выливаются  в определенные  действия,  становясь  актами  рассудочного  поведения.   Если, например, человек не пользуется каждым конкретным  случаем,  чтобы  проявить свою  нравственную   активность,   то   его   моральный   облик   не   будет совершенствоваться,  хотя  бы  он  и  обладал  большим  запасом   прекрасных морально-этических правил. Когда высоконравственное решение  не  завершается необходимым действием, человек не только  обедняет  свою  личность,  лишаясь

«доброго дела», но и вместе с тем  создает  в  нервной  системе  «внутренние

барьеры» для совершения таких  действий  в  будущем.  Именно  таким  образом формируются бесплодные мечтатели и  «высокочувствительные»  натуры,  которым за всю жизнь не удается сделать ни малейшего шага в направлении своей  мечты или доброго намерения. Пасуя перед некоторым усилием, необходимым для  того, чтобы привести что-нибудь в исполнение, они тем  самым  становятся  на  путь создания привычки к бездействию. Точно так же,  предоставляя  своим  эмоциям возможность бесплодно испаряться, человек  со  временем  теряет  способность продуктивно использовать их движущую силу, становится  вялым,  нерешительным

и беспомощным.

      В  качестве  обобщения  вышесказанного   можно   выдвинуть   следующее положение:   эффективность   управления   поведением   обеспечивает    живая способность  к   внутренним   усилиям,   пусть   небольшим,   но   ежедневно упражняемым. Проявление человеком своеобразного  аскетизма  и  «героизма»  в мелочах  повседневности   приучает   его   психику   к   самоуправлению,   к систематической самоорганизации поведения. Такой человек может  быть  уверен

в том,  что  при  появлении  необходимости  преодолеть  настоящие  жизненные трудности он найдет в себе достаточно сил для этого. Человек в  значительной степени сам предопределяет свою судьбу, так как реализует свое  повседневно поведение через хорошие  или  дурные  привычки,  вызывающие  соответствующие последствия.  В  этой  связи  уместно  привести   следующее   замечание   из «Психологии» Джемса: «Ожидающий нас в будущей жизни ад, о котором  нас  учат богословы, не хуже того ада, который мы сами создаем  себе  на  этом  свете, воспитывая свой характер  в  ложном  направлении...  Нет  такого  ничтожного добродетельного или порочного поступка, который не оставил бы в  нас  своего навеки неизгладимого следа...  Разумеется,  это  обстоятельство  имеет  свою

хорошую и дурную сторону. Серия отдельных  выпивок  делает  нас  постоянными пьяницами, но,  с  другой  стороны,  такая  же  серия  благих  дел  и  часов известного  труда  делает  нас  святыми   в   нравственном   отношении   или авторитетами и специалистами в практической и научной  областях...  Человек, добросовестно выполняющий ежедневно свой труд, может  предоставить  конечный результат своей работы ей самой. Он может быть  глубоко  убежденным,  что  в один прекрасный день он сознает в себе  достойнейшего  представителя  своего поколения, какой бы род деятельности он  ни  избрал  себе...  Юношеству  эта истина должна  быть  известна  заранее.  Незнакомство  с  нею,  быть  может, породило в юношестве, вступающем на трудный жизненный путь, более  уныния  и малодушия, чем все остальные причины, взятые вместе». [4, 164]

                        4.    Динамический стереотип

      Частным   случаем   преодоления    критических    ситуаций    является

психологическая  перестройка  личности  --   одна   из   сторон   психической

деятельности,  которая  в  определенные  периоды  жизни   каждого   человека оказывается особо актуальной. Поводом для этого служат  самые  разнообразные обстоятельства, требующие освобождения от каких-то  нежелательных  привычек, изменения сложившегося уклада жизни, привычного вида  трудовой  деятельности пли  же  ее  прежнего  стиля.  Такая  перестройка,  если  ее   необходимость диктуется коренными интересами общества, может носить массовый характер.

      Радикальным     видом     психологической     перестройки     является

переосмысливание жизненного пути.  Психическое  состояние,  формирующееся  в этом  случае,  определяется  мысленной  оценкой  своей  прошлой  и   будущей деятельности, необходимостью и возможностью ее изменения. Часто (хотя  и  не обязательно)  этот  процесс  выступает  как   естественный   этап   развития личности, обычно свойственный людям в возрасте около 30 лет, а  также  перед выходом на пенсию.  Нередко  при  этом  под  влиянием  приобретенного  опыта происходит ценностная переориентация личности, изменение жизненной  позиции.

 

      Такого рода перестройка -- нелегкий нервный труд, а иногда и  серьезное

испытание для человека.  Понять  причину  этих  трудностей  помогает  знание вскрытых  И.П.Павловым  закономерностей  высшей  нервной  деятельности.  Как известно,    в    коре    головного    мозга     происходит     беспрерывное систематизированное распределение  раздражительных  и  тормозных  состояний, которые  в  условиях  повторяющейся  обстановки  фиксируются  все  легче   и автоматичнее. Так  возникает  динамический  стереотип,  реализация  которого требует все меньшей затраты нервного труда. [4, 178]

Информация о работе Психологический анализ привычек людей