Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:20, курсовая работа
Цель работы - показать роль и место привычки в психологии деятельности.
Введение
Основная часть
1. Процессы и механизмы возникновения привычки
2. Категория привычки в психологии
3. Методы коррекции привычек
4. Динамический стереотип
5.Общие педагогические взгляды Ушинского
Заключение
Список использованной литературы
Овладение соответствующими навыками позволяет не только в высокой степени интенсифицировать свой интеллектуальный и физический труд, но и сознательно и систематически преодолевать отрицательные черты своего характера и даже корректировать некоторые физические недостатки собственного тела. Именно такой высокий уровень саморегуляции личности исключает возможность постороннего отрицательного влияния и духовного насилия.
Именно развитая способность к саморегуляции и самопрограммированию, проявляемая на основе высокого нравственного уровня и идейной убежденности, станет одной из основных характеристик психологического облика человека будущего. [16, 584-585]
Наше время, динамичное и противоречивое, время стремительной научно- технической революции, характеризуется прогрессирующим изменением условий жизни общества и окружающей среды, ростом интенсивности нервно-психической деятельности человека. Уже сегодня от него требуется небывало высокий уровень психической пластичности и адаптивности. До сих пор человек в известных пределах сравнительно свободно приспосабливался к меняющимся условиям жизни. Не уменьшились его внутренние резервы и сегодня. Известно что в связи с этим в порядок дня выдвигается весьма оптимистическая проблема третьего периода жизни--«активной старости», охватывающей
возрастной период от 60 до 70--80 лет. В этом плане психология активности также может способствовать сохранению долголетия и полноценного здоровья. [4, 254]
Резюмируя все сказанное, можно сформулировать основные задачи
психологии активности, круг которых складывался в соответствии с жизненными потребностями человека на протяжении многих столетий и которые более или менее успешно решались практически. Современное состояние знаний позволяет дать строго научное объяснение эмпирически установленным психологическим явлениям. Понимание же смысла и механизмов психологических методов повышает степень их действенности, так как в этом случае проявляется мощная стимулирующая роль сознания.
Круг задач, стоящих перед психологией активности, должен, в частности,
включать:
-- понимание психологических особенностей и закономерностей
формирования основных психических состояний человека;
-- понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительныхпродуктивных состояний;
-- овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческих возможностей;
-- выработку необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера;
-- рациональную постановку и разумное обоснование жизненных целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;
-- понимание прямого влияния нравственного облика на устойчивость нервно-психической сферы и состояние здоровья человека. [16, 14]
Последнее положение требует более подробного объяснения. Дело в том, что современная медицина занимается телом и психикой человека, как правило, только в тех случаях, когда появляются определенные болезненные изменения.
Нравственных и моральных сторон жизни она не касается. Сегодняшняя педагогика озабочена преимущественно тем, чтобы вложить в голову учащегося все возрастающий объем информации. К тому же в последние десятилетия как-то стихийно сложилось представление, что знания сами по себе делают человека воспитанным, нравственным. Мы слишком уверовали в силу знаний и не понимаем, что во многих случаях человека может удержать от дурных поступков именно совесть, а не знание. Жизнь систематически предоставляет убедительные тому доказательства. Работу по формированию нравственного облика человека следует начинать с самого раннего детства. Именно с этого начинается настоящая забота о его здоровье, о его жизненной устойчивости.
Следует иметь в виду, что в наборе психических качеств человека
имеется качество, которое играет исключительную роль в управлении человека самим собой, своим поведением, своими поступками. Это -- чувство ответственности личности, чувство долга, или то, что в повседневной жизни мы называем совестью. Характерно, что, не порождаясь само по себе какими-то определенными потребностями, чувство ответственности впоследствии выполняет высшую регулирующую функцию по отношению к самим потребностям, ранжирует их, различает по признаку дозволенных и недозволенных.
Нравственность -- важнейшее условие полноценного физического и
психического здоровья, жизненной устойчивости. Лишенный нравственности человек лишается и основных рычагов для осуществления процесса самосовершенствования. Полностью отдавая себе отчет в том, что он собой представляет, он не рассчитывает на участие социальной среды в своей судьбе. Таким образом, в этом случае оказываются выключенными, незадействованными высшие механизмы психической регуляции и защиты личности.
Интеллектуальные психические и физические резервы организма
чрезвычайно велики. Их развитие, приумножение и практическое использование в повседневной жизни человека -- задача, которую надо решать уже сегодня.
Для этого важно с учетом своеобразия законов функционирования организма научиться систематически повышать уровень его резервов и целесообразно использовать их в соответствующих случаях. Главное условие, которое требуется для этого,-- изначальная активная позиция самого человека, рассматривающего свои психические физические возможности как продукт своего собственного труда, своих внутренних сознательных усилий. И не существует на пути самосовершенствования личности -- при наличии соответствующих социальных условий -- иных препятствий, кроме тех, которые создает себе она сама.
Список использованной литературы
1. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 2008- 187с.
2. Выготский Л.С. Лекции по психологии: СПб.: Союз, 2007 - 144с.
3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2008 - 564с.
4. Гримак Л.И. Резервы человеческой психики: Введение в психологию
активности. - М.: Политиздат, 2007. - 286с.
5.Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А.Карпенко. - 2
изд., - Ростов н/Д: «Феникс», 2008 - 512с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат,
2005. - 304с
7. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 2009-76с.
8 Никитенко С.Г. Интернет для психологов. Ресурсы и технологии //
Школьные технологии. - 2002. - №2. - С.200-205.
9 Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС,
2000 - 448с.
10 Практическая
психология: Учебник./Под.ред.акад.М.К.
11 Психологический словарь / Под. ред. В.В.Давыдова. - М.:
«Педагогика», 2003-448с.
12. Психология. Словарь / Под.общ.ред. А.В.Петровского,
М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 2000. - 494с.
13. Рубинштейн С.Л. Бытиё и сознание. - Москва.: Госпедиздат, 2007.
-356с.
14. Словарь практического психолога / сост. С.Ю.Головин. - Минск:
Харвест, 2008 - 800с.
15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс,
2001 - 672с.
16. Суворова Р.А, Психология деятельности: Учеб.пособие для вузов. -
М.: Изд-во МГУ, 2003. - 406с.
17. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. Теорет. Проблемы развития психол. науки. - М.: Политиздат. - 2001.- 368с.
18. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.