Психологический анализ привычек людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание

Цель работы - показать роль и место привычки в психологии деятельности.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Процессы и механизмы возникновения привычки
2. Категория привычки в психологии
3. Методы коррекции привычек
4. Динамический стереотип
5.Общие педагогические взгляды Ушинского
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовой психологический анализ Матвеенко 16.rtf

— 673.33 Кб (Скачать документ)

Овладение соответствующими навыками позволяет не только  в  высокой  степени интенсифицировать свой интеллектуальный и физический труд, но и  сознательно и систематически преодолевать отрицательные черты своего  характера  и  даже корректировать некоторые физические  недостатки  собственного  тела.  Именно такой  высокий  уровень   саморегуляции   личности   исключает   возможность постороннего отрицательного влияния и духовного насилия.

      Именно развитая способность к  саморегуляции  и  самопрограммированию, проявляемая на основе высокого нравственного уровня и идейной  убежденности, станет одной из  основных  характеристик  психологического  облика  человека будущего. [16, 584-585]

      Наше время, динамичное и противоречивое, время  стремительной  научно- технической революции, характеризуется  прогрессирующим  изменением  условий жизни общества и окружающей среды, ростом  интенсивности  нервно-психической деятельности человека.  Уже  сегодня  от  него  требуется  небывало  высокий уровень психической пластичности  и  адаптивности.  До  сих  пор  человек  в известных  пределах  сравнительно  свободно  приспосабливался  к  меняющимся условиям жизни. Не уменьшились его внутренние резервы и  сегодня.  Известно что в  связи  с  этим  в  порядок  дня  выдвигается  весьма  оптимистическая проблема   третьего   периода   жизни--«активной   старости»,    охватывающей

возрастной период от 60 до 70--80 лет. В  этом  плане  психология  активности также может способствовать сохранению долголетия  и  полноценного  здоровья. [4, 254]

      Резюмируя  все  сказанное,  можно   сформулировать   основные   задачи

психологии активности, круг которых складывался в соответствии с  жизненными потребностями человека на протяжении многих столетий  и  которые  более  или менее успешно решались практически. Современное состояние  знаний  позволяет дать строго научное  объяснение  эмпирически  установленным  психологическим явлениям. Понимание же смысла и механизмов психологических методов  повышает степень  их  действенности,  так  как  в  этом  случае  проявляется   мощная стимулирующая роль сознания.

      Круг задач, стоящих перед психологией активности, должен, в частности,

включать:

      --   понимание   психологических   особенностей    и    закономерностей

формирования основных психических состояний человека;

      --  понимание  психологических  механизмов  коррекции  и  самокоррекции психических состояний с целью  устранения  отрицательных  состояний  (в  том числе   стрессовых)   и   целенаправленного    формирования    положительныхпродуктивных состояний;

      --  овладение  приемами  самоуправления  жизненным   тонусом,   уровнем работоспособности и творческих возможностей;

      -- выработку необходимых навыков психогигиены,  рациональных  привычек, свойств личности, черт характера;

      -- рациональную постановку и разумное обоснование жизненных целей  (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;

      -- понимание  прямого  влияния  нравственного  облика  на  устойчивость нервно-психической сферы и состояние здоровья человека. [16, 14]

      Последнее положение требует более подробного объяснения. Дело  в  том, что современная медицина занимается телом и психикой человека, как  правило, только в тех случаях, когда появляются определенные  болезненные  изменения.

Нравственных  и  моральных  сторон  жизни  она  не   касается.   Сегодняшняя педагогика озабочена преимущественно тем, чтобы вложить в  голову  учащегося все возрастающий объем информации. К тому же в последние десятилетия  как-то стихийно сложилось представление, что знания сами по  себе  делают  человека воспитанным,  нравственным.  Мы  слишком  уверовали  в  силу  знаний  и   не понимаем, что во многих случаях человека может удержать от дурных  поступков именно  совесть,   а   не   знание.   Жизнь   систематически   предоставляет убедительные  тому  доказательства.  Работу  по  формированию  нравственного облика человека следует начинать с самого раннего детства.  Именно  с  этого начинается настоящая забота о его здоровье, о его жизненной устойчивости.

      Следует иметь в  виду,  что  в  наборе  психических  качеств  человека

имеется качество, которое играет исключительную роль в  управлении  человека самим  собой,  своим  поведением,   своими   поступками.   Это   --   чувство ответственности личности, чувство долга, или то, что  в  повседневной  жизни мы называем совестью. Характерно, что, не порождаясь само по себе  какими-то определенными потребностями, чувство ответственности впоследствии  выполняет высшую регулирующую функцию по отношению  к  самим  потребностям,  ранжирует их, различает по признаку дозволенных и недозволенных.

      Нравственность  --  важнейшее  условие   полноценного   физического   и

психического  здоровья,  жизненной  устойчивости.  Лишенный    нравственности человек   лишается   и   основных   рычагов   для   осуществления   процесса самосовершенствования. Полностью отдавая себе отчет  в  том,  что  он  собой представляет, он  не  рассчитывает  на  участие  социальной  среды  в  своей судьбе.   Таким   образом,   в   этом   случае   оказываются   выключенными, незадействованными  высшие  механизмы   психической   регуляции   и   защиты личности.

      Интеллектуальные   психические   и   физические   резервы    организма

чрезвычайно велики. Их развитие, приумножение и  практическое  использование в повседневной жизни человека -- задача, которую  надо  решать  уже  сегодня.

Для этого важно с  учетом  своеобразия  законов  функционирования  организма научиться систематически  повышать  уровень  его  резервов  и  целесообразно использовать  их  в  соответствующих  случаях.  Главное   условие,   которое требуется  для  этого,--  изначальная  активная  позиция   самого   человека, рассматривающего свои психические физические возможности как продукт  своего собственного труда, своих внутренних сознательных усилий.  И  не  существует на  пути  самосовершенствования  личности  --  при  наличии   соответствующих социальных условий -- иных препятствий, кроме тех, которые создает  себе  она сама.

 

 

 

 

 

 

 

                      Список использованной литературы

 

      1. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 2008- 187с.

      2. Выготский Л.С. Лекции по психологии: СПб.: Союз, 2007 - 144с.

      3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ,    2008 - 564с.

      4. Гримак Л.И. Резервы человеческой  психики:  Введение  в  психологию

         активности. - М.: Политиздат, 2007. - 286с.

            5.Краткий психологический словарь  /  Ред.-сост.  Л.А.Карпенко.  -  2

         изд., - Ростов н/Д: «Феникс», 2008 - 512с.

      6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -  М.:  Политиздат,

         2005. - 304с

      7. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.:  Наука,     2009-76с.

     8 Никитенко С.Г. Интернет для психологов.  Ресурсы  и  технологии  //

         Школьные технологии. - 2002. - №2. - С.200-205.

     9 Общая психология: Курс лекций для  первой  ступени  педагогического         образования / Сост. Е.И.Рогов. -  М.:  Гуманит.изд.  центр  ВЛАДОС,

         2000 - 448с.

     10 Практическая  психология:  Учебник./Под.ред.акад.М.К.Тутушкиной.  -         М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2007-336с.

     11  Психологический  словарь  /  Под.   ред.   В.В.Давыдова.   -   М.:

         «Педагогика», 2003-448с.

     12. Психология.    Словарь    /    Под.общ.ред.     А.В.Петровского,

         М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 2000. - 494с.

     13. Рубинштейн С.Л. Бытиё и сознание.  -  Москва.:  Госпедиздат,  2007.

         -356с.

     14. Словарь практического  психолога  /  сост.  С.Ю.Головин.  -  Минск:

         Харвест, 2008 - 800с.

     15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд. - Ростов  н/Д:  Феникс,

         2001 - 672с.

     16. Суворова Р.А, Психология деятельности: Учеб.пособие  для  вузов.  -

         М.: Изд-во МГУ, 2003. - 406с.

     17. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. Теорет. Проблемы развития          психол. науки. - М.: Политиздат. - 2001.- 368с.

18. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.

 

 

 


 



 



Информация о работе Психологический анализ привычек людей