Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:14, курсовая работа
Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности. Единство учителей может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает, однако, однообразия в технологии педагогической деятельности. Такие педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научить его, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают ту базу, на которой основывается единство действий учителей - женщин.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологический климат в коллективе…………………………………6
1.1.Понятие психологического климата………………………………………….6
1.2.Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе……………..7
Глава 2.Психологическое взаимодействие внутри женского
педагогического коллектива………………….........................................................9
2.1.Особенности женского педагогического коллектива…………………........9
2.2.Нравственно-психологический климат в женском педагогическом коллективе……………………………………………………………………….…12
2.3.Социально-психологический климат в женском
педагогическом коллективе……………………………………………………….14
Глава 3.Психологическое взаимодействие внутри женского
спортивного коллектива…………………………………………………………16
3.1.Социально-психологические особенности женского
спортивного коллектива....................................................................................16
3.2. Особенности взаимоотношений внутри женского
спортивного коллектива…………………………………………………………20
Глава 4. Управление конфликтами внутри женских
коллективов (педагогическом, спортивном)…………………………. ……….23
Глава5. Сходства и различия внутри женских педагогических и
спортивных коллективов………………………………………………………....26
Заключение………………………………………………………………… ………30
Список используемой литературы…. ..……………………………………………31
Оглавление
Введение
Разница между женщинами и мужчинами, конечно, не может не отражаться на их профессиональной деятельности. В нашей работе мы рассмотрим психологическое взаимодействие внутри женского коллектива, а именно педагогического коллектива и спортивного.
Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности. Единство учителей может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает, однако, однообразия в технологии педагогической деятельности. Такие педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научить его, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают ту базу, на которой основывается единство действий учителей - женщин. Поэтому специфической особенностью педагогического коллектива является его преимущественно женский состав, что не может не влиять на характер взаимоотношений, возникающих в нем. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те педагогические коллективы, в которых в значительной части представлены мужчины. Однако нужно иметь в виду, что женщины по самой своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия.
Современный уровень спортивных достижений требует, чтобы тренер был знаком со многими проблемами подготовки спортсмена. В настоящее время не только соревновательную, но и тренировочную деятельность, с ее сверхинтенсивностью и сверхобъемностью, следует рассматривать как экстремальную.
В командных видах спортивной деятельности психологические закономерности общения, взаимоотношений и психологической атмосферы в женских командах, взаимопонимания между спортсменками, командой и тренером, особенно если тренером является женщина, являются определяющим фактором сплоченности команд, фактором спортивного успеха.
Важное значение играет деятельность тренера, направленная на регулирование межличностных отношений в спортивной женской команде. Правильное формирование структуры межличностных отношений является обязательным условием спортивной деятельности, важным элементом, гарантирующим достижение общей цели.
Целью данной курсовой работы психологическое исследование взаимодействие внутри педагогического и спортивного женских коллективов.
Предметом исследования выступают социально-психологические феномены взаимоотношений и взаимодействий членов педагогического и спортивного коллективов: сплоченность коллектива, совместимость входящих в него личностей, психологический климат, восприятие коллектива его членами, устранение конфликтов в коллективе, самочувствие и самоуважение личности в коллективе, ее перспективы в связи с перспективами самого коллектива.
Объектом исследования: учителя, спортсмены и тренер.
Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение особенностей межличностных взаимоотношений в педагогическом и спортивном женских коллективах, является реализация по улучшению взаимоотношений в педагогическом коллективе и спортивной команде.
С учетом цели и гипотезы исследования, в рамках курсовой работы предполагается обозначить решение следующих задач:
1. Ознакомиться с содержанием данной темы и вникнуть посредством изучения необходимой литературы.
2. Проанализировать специфику и
особенности психологического
3.Выявить факторы, влияющие
4. Проанализировать особенности психологическое взаимодействие внутри женского педагогического коллектива.
5. Проанализировать особенности психологическое взаимодействие внутри женского спортивного коллектива.
6. Изучить управление конфликтами внутри женских коллективов.
7. Определить сходства и различия внутри женских педагогических и спортивных коллективов.
Глава 1. Психологический климат в коллективе
1.1.Понятие психологического климата
Психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. В.М.Шепель дает такое определение психологическому климату – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что психологический климат в коллективе состоит из трех составляющих: социальный климат: определяется осознанием общих целей и задач организации; моральный климат – определяется принятыми моральными ценностями организации; психологический климат – это неофициальные отношения, которые складываются между работниками.
Существуют важнейшие признаки благоприятного психологического климата в коллективе: доверие, высокая требовательность членов группы друг к другу, доброжелательная и деловая критика, свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива, отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения, достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении, удовлетворенность принадлежностью к коллективу, высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого- либо из членов коллектива принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов1.
1.2.Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе
На формирование определенного социально-психологического климата в коллективах оказывают влияние следующие факторы:
1.Совместимость его членов, понимаемая как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонимании, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу. Существует два вида совместимости: психофизиологическая и психологическая.
Психофизиологическая совместимость связана с синхронностью индивидуальной психической деятельности работников (различная выносливость членов группы, скорость мышления, особенности восприятия, внимания), что следует учитывать при распределении физических нагрузок и поручении отдельных видов работ.
Психологическая совместимость предполагает оптимальное сочетание личностных психических свойств: черт характера, темперамента, способностей, что ведет к взаимопониманию. Несовместимость проявляется в стремлении членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов - к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфликтам.
2. Стиль поведения руководителя,
менеджера, хозяина
3. Успешный или неуспешный ход производственного процесса.
4. Применяемая шкала поощрений и наказаний.
5. Условия труда.
6. Обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени.
В зависимости от характера психологического климата его воздействие на личность будет различным — стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.
Кроме того, психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника, необходимых в работе: готовность к постоянной инновационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры. Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.
Меры формирования благоприятного психологического климата: комплектование коллектива с учетом психологической совместимости работников. В зависимости от целей работы в коллективе надо сочетать разные типы поведения людей. Очень во многих ситуациях группа с представителями одного типа поведения окажется мало работоспособной, например, если соберутся только лица, ждущие указаний и не умеющие проявить инициативу или только любители командовать. Отсутствие лишних работников и вакансий. Как недостаток, так и избыток членов группы ведет к ее неустойчивости: появляется почва для возникновения напряженности и конфликтов в связи с желанием нескольких лиц занять вакантное место и получить продвижение по работе или в связи с возникающей неравномерностью трудовой загрузки отдельных работников при наличии лишних лиц.
Итак, применение психологических методов, способствует выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.2
Глава 2.Психологическое взаимодействие внутри женского педагогического коллектива
2.1.Особенности женского педагогического коллектива
Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива, куда входит составной частью ученический коллектив. При всем соответствии признакам любого коллектива педагогический коллектив школы в то же время имеет и свои специфические особенности.
Главная отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Педагогические, воспитательные по своей сути коллективы учебных заведений дают для учащихся первоначальное представление о коллективе взрослых, о его системе взаимоотношений, совместной деятельности. Данное обстоятельство стимулирует педагогический коллектив к самоорганизации, постоянному самосовершенствованию.
Педагогическая деятельность коллектива учителей протекает в тесном взаимодействии с коллективом школьников. Решение педагогических задач зависит от того, в какой степени и как используется воспитательный потенциал ученического коллектива. Учительский коллектив в силу имеющегося огромного интеллектуального, воспитательного потенциала, безусловно, выступает субъектом воспитания не только по отношению к детскому коллективу, но и по отношению к самому себе. Субъектные отношения, складывающиеся в общешкольном коллективе, наиболее полно характеризуют современное состояние школы как воспитательной системы.
Особенность педагогического коллектива состоит в его высокой степени самоуправляемости. Основные, принципиальные вопросы жизни и деятельности педагогического коллектива являются предметом обсуждения на различных уровнях управления. Подтверждением этому является деятельность совета школы, педагогического совета, методических комиссий, общественных организаций. Делегирование полномочий по вертикали рядовым учителям создает необходимые предпосылки для формирования положительного общественного мнения в коллективе, развития самостоятельности и инициативы. Как правило, функциональные обязанности членов педагогического коллектива, его руководителей четко определены, должностные инструкции обязательны для выполнения, отработаны формы контроля и самоконтроля.
Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за все результаты своей деятельности. Индивидуальные усилия отдельных учителей, особенно на средней и старшей ступенях обучения, не принесут желаемых успехов, если они не согласованы с действиями других педагогов, если нет единства действий, требований в организации режима дня школы, в оценке качества знаний учащихся и др. Единство учителей может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает, однако, однообразия в технологии педагогической деятельности. Такие педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научить его, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают ту материальную базу, на которой основывается единство действий учителей.
Специфической особенностью педагогического коллектива является его преимущественно женский состав, что не может не влиять на характер взаимоотношений, возникающих в нем. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те педагогические коллективы, в которых в значительной части представлены мужчины. Однако нужно иметь в виду, что женщины по самой своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия.
Феминизация педагогических коллективов - проблема неновая. Она тем более обострилась в последние годы в связи со значительным оттоком мужской части педагогических коллективов в другие сферы деятельности, в основном по причинам материального характера. Вместе с тем изучение опыта работы школ показывает, что необходимое представительство обоих полов в педагогическом коллективе обеспечивает гармоничность, целостность педагогического процесса. Это проблема школьной жизни актуализируется в последние годы также в связи с заметным увеличением числа семей без отцов. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальном соотношении мужчин и женщин в педагогическом коллективе достаточно сложно. В каждом конкретном случае он решается по-своему. Но совершенно очевидно, что недостаток мужского представительства в школе должен быть компенсирован за счет привлечения родителей-отцов, членов производственных коллективов к воспитательной работе во внеурочное время3.
2.2.Нравственно-
Нравственно-психологический климат отражает те позиции, с которых человек оценивает свое собственное "Я" и ''Я'' других людей. Исходя из антропологического подхода к различным сторонам развития считается, что человек выступает как целостный организм и общественный индивид одновременно. В связи с этим можно рассматривать каждого человека и как личность (по отношению к социальной среде), и как индивида (по отношению к физической среде). Макросреда, влияющая на нравственно-психологический климат коллектива, это прежде всего общественная мораль, нравственное сознание общества, где нравственное сознание (есть ни что иное как опознанная система норм, приписывающих такое поведение, которое считается правильным в свою существующего нравственного идеала4. Связь личности и макросреды опосредствована микросредой, в том числе и профессиональной, анализ которой дан в работе. В коллективе процесс усвоения нравственных норм, приобщения к ним каждого члена осуществляется под влиянием общественного мнения, ценностных ориентации данного коллектива. Нравственные нормы, система ценностей, существующие в коллективе, принимаются самими его членами. Эти нормы могут по-разному "перерабатываться" и в зависимости от этого получать различную направленность.