Психологический климат в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание

Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности. Единство учителей может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает, однако, однообразия в технологии педагогической деятельности. Такие педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научить его, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают ту базу, на которой основывается единство действий учителей - женщин.

Содержание

Оглавление
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологический климат в коллективе…………………………………6
1.1.Понятие психологического климата………………………………………….6
1.2.Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе……………..7
Глава 2.Психологическое взаимодействие внутри женского
педагогического коллектива………………….........................................................9
2.1.Особенности женского педагогического коллектива…………………........9
2.2.Нравственно-психологический климат в женском педагогическом коллективе……………………………………………………………………….…12
2.3.Социально-психологический климат в женском
педагогическом коллективе……………………………………………………….14
Глава 3.Психологическое взаимодействие внутри женского
спортивного коллектива…………………………………………………………16
3.1.Социально-психологические особенности женского
спортивного коллектива....................................................................................16
3.2. Особенности взаимоотношений внутри женского
спортивного коллектива…………………………………………………………20
Глава 4. Управление конфликтами внутри женских
коллективов (педагогическом, спортивном)…………………………. ……….23
Глава5. Сходства и различия внутри женских педагогических и
спортивных коллективов………………………………………………………....26
Заключение………………………………………………………………… ………30
Список используемой литературы…. ..……………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

М 11042111(т)кур.р. психология.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

На формирование нравственно-психологического климата коллектива определенным образом  влияет этносреда (традиции, обычаи, нормы поведения того или иного народа). Личность и нация диалектически взаимосвязаны, взаимообусловлены и не исключают друг друга. Нация со всеми элементами своей психологии выступает специфической средой, в которой осуществляется процесс формирования и развития личности. Личность становится носителем определенных черт психологии своей нации.

Каждый народ обладает своей  ментальностью — относительно целостной  совокупностью мыслей, верований, навыков  духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции. Каждый народ обладает своим особым складом мышления, формой проявления чувств, чувством национального достоинства, специфическими чертами национального характера, что показано и работе на примере удмуртского народа. Знание и учет энтопсихологических и этнокультурных особенностей в практической педагогической деятельности необходимы для обеспечения взаимопонимания и согласования действий в организации успешной совместной деятельности. Нравственно-психологический климат во всех педагогических коллективах зависит от типа руководителя, стиля его руководства, который в психологии определяется как система управленческих воздействий руководителя на подчиненных, обусловленная спецификой поставленной перед коллективом задачи, взаимоотношениями руководителя с подчиненными и объемом его должностных правомочий, личностными особенностями всех членов коллектива, своевременностью и целесообразностью применения тех или иных управленческих средств. В профессионально-педагогической деятельности коллективы эти в большинстве своем женские, а потому в них наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость, легкая внушаемость, динамическое заражение настроением друг друга. Таким образом, психические проявления заболеваний педагогов, накладываясь на специфику педагогической деятельности, усиливают эмоциональную напряженность в коллективе.

Следовательно, при формировании нравственно-психологического климата важно учитывать и  специфику профессионально-педагогической деятельности и фактор заболеваемости педагогов5.

2.3.Социально-психологический климат в женском педагогическом коллективе

Настроение и общественное мнение, эмоциональный тонус и уровень  взаимоотношений в коллективе определяются сложившимся в нем социально-психологическим  климатом. Понятия "психологический климат", "социально-психологический климат" или "микроклимат" - это понятия скорее метафорические, чем строго научные. По аналогии с климатом географическим благоприятный социально-психологический климат означает, что человеку в коллективе с таким климатом более уютно, тепло, комфортно, здесь он может проявить себя, "расцвести" в личностном и профессиональном отношении.

Содержательная характеристика психологического климата в коллективе связана  с отношениями между людьми, с их настроением, самочувствием, удовлетворенностью в процессе совместной деятельности и общения, следовательно, для характеристики психологического климата важны эмоциональные оценки. Педагогический коллектив с положительным социально-психологическим климатом отличается благоприятной морально-психологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, взаимной требовательностью, бодростью, защищенностью его членов. Неслучайно поэтому А. С. Макаренко придавал большое значение мажорному тону (стилю) взаимоотношений в коллективе.

Социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально-психологических  состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами  в процессе совместной деятельности и общения. Исходя из такого понимания социально-психологического климата, можно назвать его основные функции. Консолидирующая функция социально-психологического климата в педагогическом коллективе заключается в сплочении его членов, в объединении коллективных усилий, направленных на решение учебно-воспитательных задач. Стимулирующая функция состоит в создании "эмоциональных потенциалов" коллектива 6, его жизненной энергии, которая затем реализуется в педагогической деятельности. Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутриколлективных отношений, создает необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов. Регулирующая функция проявляется в утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов коллектива.

Итак, важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика. Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе – одна из главных задач в работе администрации. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются все остальные вопросы.

 

 

 

 

 

Глава 3.Психологическое  взаимодействие внутри женского спортивного коллектива

3.1.Социально-психологические особенности женского спортивного коллектива

По мнению Е.Н. Гогунова и Б.Н. Мартьянова, спортивная команда – это всегда спортивная группа. Спортивной группе присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам. Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды7.

Очень важным является и понятие  социально – психологического климата  как одного из компонентов внутренней структуры малой группы. Он определяется стойким настроением последней, от которого зависит степень активности группы в достижении стоящих перед ней целей. Большой интерес вызывает и социально – психологическая атмосфера группы, которая не всегда отчётливо осознаётся в силу того, что обладает меньшей по сравнению с климатом устойчивостью. На её развитие в значительной степени оказывают влияние внешние отношения группы, которые складываются из взаимоотношений спортсменов с судьями, зрителями и др.

Но совершенно особое место занимают структура и содержание взаимоотношений спортсменов и тренеров, руководителей и подчинённых в физкультурных организациях, которые нередко играют решающую роль в процессе всей деятельности. Принятие групповых норм, взаимная привязанность членов группы создают основу для высокой её сплочённости, проявляющейся во взаимопомощи и взаимной ответственности участников.

Давыдов В.В. выделяет несколько факторов, характеризующих привязанность  индивида к данной группе:

 

1) значимость  группы для индивида, обусловлена  как идеологическими и моральными ценностями группы, так и её способностью удовлетворять потребности индивида;

2) конкретная  значимость других групп;

3) ощущение  общности судьбы с другими  участниками группы;

4) ощущаемый  престиж группы.

Эффективность групповых действий связана с характером связей их исполнителей. При этом наилучшее решение проблем достигается не при иерархической структуре, а при более гибкой ситуативно меняющейся структуре. Членов каждой физкультурно-спортивной малой группы объединяет общая цель и установка на совместное достижение, что, в свою очередь, рождает взаимосвязанность их действий. Поэтому группа не может ограничиться лишь распределением функций между членами. У неё имеется много средств для того, чтобы управлять поведением индивида, используя его внутренние возможности. Механизмом регулятора поведения индивида является групповое мнение, выражающееся в том, что оно организует действие других механизмов в определённом направлении и придаёт их действию социально значимый характер. В ходе оценки фактического поведения лиц, составляющих группу, выявляются те, кто наилучшим образом отвечает требованиям группы. Эти лица могут выступать в качестве примера, образца для всех остальных членов, давая тем самым группе дополнительный механизм мобилизации8.

Социально – психологический климат – степень удовлетворённости  основных социальных потребностей членов спортивного коллектива. Социально – психологическую атмосферу определяет, прежде всего, характер нигде не зафиксированных, но достаточно высоких требований, предъявляемых коллективом к личности, содержание нравственных критериев, которыми коллектив регулирует поступки своих членов. Другими словами, в каждой группе существует коллективное мнение, которое призвано поощрять дисциплинированных, работоспособных, отзывчивых, инициативных спортсменов и осуждать ленивых, искоренять антиобщественные проявления, сплачивать коллектив. Тренеру следует контролировать коллективное мнение. Таким образом, тренер оказывает существенное влияние практически на все факторы, определяющие в той или иной степени социально психологический климат спортивной команды. Умение тренера построить правильные деловые и личностные отношения со своими воспитанниками, хороший рабочий контакт облегчают решение воспитательных задач – формирование гармоничной личности спортсменов, раскрытие их потенциальных возможностей, а также создаются благоприятные условия для управления командой.

Итак, психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. Спортивная деятельность весьма специфична: она существенно отличается от других видов деятельности, во-первых, целями, а во-вторых, способами их достижения. Область спортивной деятельности включает в себя  подготовку к соревнованиям (тренировка) и участие в них, требующие от спортсменов специальных качеств, навыков, знаний и умений и предельного напряжения физических и духовных сил. Общение внутри спортивных команд или групп тоже весьма специфично, и управление ими требует специальных знаний и умений, поэтому психология спорта учитывает положения общих психологических знаний, но строится в основном на результатах собственных исследований.

В самой сущности спортивного коллектива заложено стремление постоянно совершенствовать формы организации и деятельности, непрерывно двигаться вперед, видеть поступательное развитие спорта, намечать и решать все новые и лучшие задачи. Для спортивного коллектива характерно вовлечение всех своих членов в активную работу по решению общих его задач. Это могут быть конкретные вопросы методики повышения спортивного мастерства, технического и тактического совершенствования членов коллектива, поддержание на высоком уровне достигнутого положения среди других коллективов и др. Наряду с этим коллектив ставит перед собой также цели и задачи, направленные на общее развитие того или иного вида спорта: не только применение уже известных средств и методов тренировки, но и проверку их на опыте, развитие и совершенствование.

В состав спортивного коллектива входят не только спортсмены, но и тренеры, врачи, массажисты, научные и технические  сотрудники. Без их участия в общей работе коллектив не может развиваться нормально. Особенности спортивного коллектива находят свое отражение и в его организационной структуре. Формы такой организации различны, но при всем их многообразии у них есть некоторые общие черты.

В ряде коллективов в связи с их особенностями избирают представителя команды, который обязан руководить работой коллектива и представлять его в других организациях. В спортивном коллективе господствует дух высокой взаимной требовательности и в то же время глубокого уважения к личности каждого члена коллектива. В нормально развивающемся коллективе личные интересы его членов совпадают с общими интересами коллектива. Члены коллектива испытывают чувство гордости за свой коллектив, выражающееся в стремлении быть активным участником его деятельности. Характерными чертами отличается и общий стиль жизни и деятельности спортивного коллектива. В нем нет места упадочническим настроениям даже в исключительно трудных случаях жизни9.

 

 

3.2. Особенности взаимоотношений внутри женского спортивного коллектива

Совместимость и особенности взаимоотношений, межличностного общения членов женской спортивной команды обусловлена факторами двоякого рода:

1. Наличием у спортсменов будь то у женщин или у мужчин функциональной совместимости, т.е. психологических и психофизиологических данных, облегчающих совместную игровую деятельность. Например, если два игрока выполняют совместное игровое действие, но у одного замедленная реакция или неточная переработка информации, а другой реагирует быстро и с первого взгляда правильно оценивает сложившуюся в игре ситуацию, - такие игроки не отличаются совместимостью: у них отсутствует требуемая степень коммуникативности в выполнении совместных действий. Функциональные (основанные на психофизиологической совместимости) взаимоотношения - ведущие в спортивной деятельности, играющие главную роль во взаимодействии игроков. Поэтому поиск адекватной функциональной структуры предстоящей деятельности при решении тактических задач и соответствующий подбор команды являются необходимым условием и залогом дальнейшего совершенствования спортивного мастерства команды.

2. Характером сложившихся межличностных отношений между женщинами команды. Многочисленные примеры из спортивной практики говорят о том - что довольно часто та или иная женская команда, уступающая в технико-тактическом мастерстве другой, более сильной, команде, одерживает убедительную победу. В таких случаях обычно говорят, что команда выиграла за счет дружбы и моральной сплоченности ее членов.

Информация о работе Психологический климат в коллективе