Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:14, курсовая работа
Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности. Единство учителей может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает, однако, однообразия в технологии педагогической деятельности. Такие педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научить его, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают ту базу, на которой основывается единство действий учителей - женщин.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологический климат в коллективе…………………………………6
1.1.Понятие психологического климата………………………………………….6
1.2.Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе……………..7
Глава 2.Психологическое взаимодействие внутри женского
педагогического коллектива………………….........................................................9
2.1.Особенности женского педагогического коллектива…………………........9
2.2.Нравственно-психологический климат в женском педагогическом коллективе……………………………………………………………………….…12
2.3.Социально-психологический климат в женском
педагогическом коллективе……………………………………………………….14
Глава 3.Психологическое взаимодействие внутри женского
спортивного коллектива…………………………………………………………16
3.1.Социально-психологические особенности женского
спортивного коллектива....................................................................................16
3.2. Особенности взаимоотношений внутри женского
спортивного коллектива…………………………………………………………20
Глава 4. Управление конфликтами внутри женских
коллективов (педагогическом, спортивном)…………………………. ……….23
Глава5. Сходства и различия внутри женских педагогических и
спортивных коллективов………………………………………………………....26
Заключение………………………………………………………………… ………30
Список используемой литературы…. ..……………………………………………31
На формирование нравственно-психологического климата коллектива определенным образом влияет этносреда (традиции, обычаи, нормы поведения того или иного народа). Личность и нация диалектически взаимосвязаны, взаимообусловлены и не исключают друг друга. Нация со всеми элементами своей психологии выступает специфической средой, в которой осуществляется процесс формирования и развития личности. Личность становится носителем определенных черт психологии своей нации.
Каждый народ обладает своей ментальностью — относительно целостной совокупностью мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции. Каждый народ обладает своим особым складом мышления, формой проявления чувств, чувством национального достоинства, специфическими чертами национального характера, что показано и работе на примере удмуртского народа. Знание и учет энтопсихологических и этнокультурных особенностей в практической педагогической деятельности необходимы для обеспечения взаимопонимания и согласования действий в организации успешной совместной деятельности. Нравственно-психологический климат во всех педагогических коллективах зависит от типа руководителя, стиля его руководства, который в психологии определяется как система управленческих воздействий руководителя на подчиненных, обусловленная спецификой поставленной перед коллективом задачи, взаимоотношениями руководителя с подчиненными и объемом его должностных правомочий, личностными особенностями всех членов коллектива, своевременностью и целесообразностью применения тех или иных управленческих средств. В профессионально-педагогической деятельности коллективы эти в большинстве своем женские, а потому в них наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость, легкая внушаемость, динамическое заражение настроением друг друга. Таким образом, психические проявления заболеваний педагогов, накладываясь на специфику педагогической деятельности, усиливают эмоциональную напряженность в коллективе.
Следовательно, при формировании нравственно-психологического
климата важно учитывать и
специфику профессионально-
2.3.Социально-психологический климат в женском педагогическом коллективе
Настроение и общественное мнение,
эмоциональный тонус и уровень
взаимоотношений в коллективе определяются
сложившимся в нем социально-
Содержательная характеристика психологического климата в коллективе связана с отношениями между людьми, с их настроением, самочувствием, удовлетворенностью в процессе совместной деятельности и общения, следовательно, для характеристики психологического климата важны эмоциональные оценки. Педагогический коллектив с положительным социально-психологическим климатом отличается благоприятной морально-психологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, взаимной требовательностью, бодростью, защищенностью его членов. Неслучайно поэтому А. С. Макаренко придавал большое значение мажорному тону (стилю) взаимоотношений в коллективе.
Социально-психологический
Итак, важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика. Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе – одна из главных задач в работе администрации. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются все остальные вопросы.
Глава 3.Психологическое взаимодействие внутри женского спортивного коллектива
3.1.Социально-психологические особенности женского спортивного коллектива
По мнению Е.Н. Гогунова и Б.Н. Мартьянова, спортивная команда – это всегда спортивная группа. Спортивной группе присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам. Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды7.
Очень важным является и понятие социально – психологического климата как одного из компонентов внутренней структуры малой группы. Он определяется стойким настроением последней, от которого зависит степень активности группы в достижении стоящих перед ней целей. Большой интерес вызывает и социально – психологическая атмосфера группы, которая не всегда отчётливо осознаётся в силу того, что обладает меньшей по сравнению с климатом устойчивостью. На её развитие в значительной степени оказывают влияние внешние отношения группы, которые складываются из взаимоотношений спортсменов с судьями, зрителями и др.
Но совершенно особое место занимают структура и содержание взаимоотношений спортсменов и тренеров, руководителей и подчинённых в физкультурных организациях, которые нередко играют решающую роль в процессе всей деятельности. Принятие групповых норм, взаимная привязанность членов группы создают основу для высокой её сплочённости, проявляющейся во взаимопомощи и взаимной ответственности участников.
Давыдов В.В. выделяет несколько факторов, характеризующих привязанность индивида к данной группе:
1) значимость
группы для индивида, обусловлена
как идеологическими и
2) конкретная значимость других групп;
3) ощущение общности судьбы с другими участниками группы;
4) ощущаемый престиж группы.
Эффективность групповых действий связана с характером связей их исполнителей. При этом наилучшее решение проблем достигается не при иерархической структуре, а при более гибкой ситуативно меняющейся структуре. Членов каждой физкультурно-спортивной малой группы объединяет общая цель и установка на совместное достижение, что, в свою очередь, рождает взаимосвязанность их действий. Поэтому группа не может ограничиться лишь распределением функций между членами. У неё имеется много средств для того, чтобы управлять поведением индивида, используя его внутренние возможности. Механизмом регулятора поведения индивида является групповое мнение, выражающееся в том, что оно организует действие других механизмов в определённом направлении и придаёт их действию социально значимый характер. В ходе оценки фактического поведения лиц, составляющих группу, выявляются те, кто наилучшим образом отвечает требованиям группы. Эти лица могут выступать в качестве примера, образца для всех остальных членов, давая тем самым группе дополнительный механизм мобилизации8.
Социально – психологический климат – степень удовлетворённости основных социальных потребностей членов спортивного коллектива. Социально – психологическую атмосферу определяет, прежде всего, характер нигде не зафиксированных, но достаточно высоких требований, предъявляемых коллективом к личности, содержание нравственных критериев, которыми коллектив регулирует поступки своих членов. Другими словами, в каждой группе существует коллективное мнение, которое призвано поощрять дисциплинированных, работоспособных, отзывчивых, инициативных спортсменов и осуждать ленивых, искоренять антиобщественные проявления, сплачивать коллектив. Тренеру следует контролировать коллективное мнение. Таким образом, тренер оказывает существенное влияние практически на все факторы, определяющие в той или иной степени социально психологический климат спортивной команды. Умение тренера построить правильные деловые и личностные отношения со своими воспитанниками, хороший рабочий контакт облегчают решение воспитательных задач – формирование гармоничной личности спортсменов, раскрытие их потенциальных возможностей, а также создаются благоприятные условия для управления командой.
Итак, психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. Спортивная деятельность весьма специфична: она существенно отличается от других видов деятельности, во-первых, целями, а во-вторых, способами их достижения. Область спортивной деятельности включает в себя подготовку к соревнованиям (тренировка) и участие в них, требующие от спортсменов специальных качеств, навыков, знаний и умений и предельного напряжения физических и духовных сил. Общение внутри спортивных команд или групп тоже весьма специфично, и управление ими требует специальных знаний и умений, поэтому психология спорта учитывает положения общих психологических знаний, но строится в основном на результатах собственных исследований.
В самой сущности спортивного коллектива
заложено стремление постоянно совершенствовать
формы организации и
В состав спортивного коллектива входят не только спортсмены, но и тренеры, врачи, массажисты, научные и технические сотрудники. Без их участия в общей работе коллектив не может развиваться нормально. Особенности спортивного коллектива находят свое отражение и в его организационной структуре. Формы такой организации различны, но при всем их многообразии у них есть некоторые общие черты.
В ряде коллективов в связи с их особенностями избирают представителя команды, который обязан руководить работой коллектива и представлять его в других организациях. В спортивном коллективе господствует дух высокой взаимной требовательности и в то же время глубокого уважения к личности каждого члена коллектива. В нормально развивающемся коллективе личные интересы его членов совпадают с общими интересами коллектива. Члены коллектива испытывают чувство гордости за свой коллектив, выражающееся в стремлении быть активным участником его деятельности. Характерными чертами отличается и общий стиль жизни и деятельности спортивного коллектива. В нем нет места упадочническим настроениям даже в исключительно трудных случаях жизни9.
3.2. Особенности взаимоотношений внутри женского спортивного коллектива
Совместимость и особенности взаимоотношений, межличностного общения членов женской спортивной команды обусловлена факторами двоякого рода:
1. Наличием у спортсменов будь то у женщин или у мужчин функциональной совместимости, т.е. психологических и психофизиологических данных, облегчающих совместную игровую деятельность. Например, если два игрока выполняют совместное игровое действие, но у одного замедленная реакция или неточная переработка информации, а другой реагирует быстро и с первого взгляда правильно оценивает сложившуюся в игре ситуацию, - такие игроки не отличаются совместимостью: у них отсутствует требуемая степень коммуникативности в выполнении совместных действий. Функциональные (основанные на психофизиологической совместимости) взаимоотношения - ведущие в спортивной деятельности, играющие главную роль во взаимодействии игроков. Поэтому поиск адекватной функциональной структуры предстоящей деятельности при решении тактических задач и соответствующий подбор команды являются необходимым условием и залогом дальнейшего совершенствования спортивного мастерства команды.
2. Характером сложившихся межличн