Психологический климат в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание

Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности. Единство учителей может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает, однако, однообразия в технологии педагогической деятельности. Такие педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научить его, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают ту базу, на которой основывается единство действий учителей - женщин.

Содержание

Оглавление
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологический климат в коллективе…………………………………6
1.1.Понятие психологического климата………………………………………….6
1.2.Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе……………..7
Глава 2.Психологическое взаимодействие внутри женского
педагогического коллектива………………….........................................................9
2.1.Особенности женского педагогического коллектива…………………........9
2.2.Нравственно-психологический климат в женском педагогическом коллективе……………………………………………………………………….…12
2.3.Социально-психологический климат в женском
педагогическом коллективе……………………………………………………….14
Глава 3.Психологическое взаимодействие внутри женского
спортивного коллектива…………………………………………………………16
3.1.Социально-психологические особенности женского
спортивного коллектива....................................................................................16
3.2. Особенности взаимоотношений внутри женского
спортивного коллектива…………………………………………………………20
Глава 4. Управление конфликтами внутри женских
коллективов (педагогическом, спортивном)…………………………. ……….23
Глава5. Сходства и различия внутри женских педагогических и
спортивных коллективов………………………………………………………....26
Заключение………………………………………………………………… ………30
Список используемой литературы…. ..……………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

М 11042111(т)кур.р. психология.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

Система личностных взаимоотношений создает для спортсменов условия не только заинтересованности, но и удовлетворения от пребывания в таком спортивном коллективе. Дружба, сплоченность спортивного коллектива, без которых немыслимы достижения в спорте определяются совместимостью в личностном аспекте (Установки, чувства, привычки, направленность личности, моральные принципы и.т.п.).

Таким образом, сыгранность женской спортивной команды достигается благодаря взаимному приспособлению (адаптации) как психофизиологических, так и личностных особенностей участников, формирующихся в условиях тренировочных занятий и соревнований, а также и в условиях проведения свободного времени и досуга. Многие тренеры, руководители спортивных команд, учитывая этот важный факт, добиваются высокой сыгранности команды за счет учета не только игровых и психологических особенностей спортсменов, но и их личностных качеств. В условиях современного развития спорта управление и руководство командой со стороны тренера невозможно без учета факторов совместимости членов спортивной команды. При этом различают психофизиологические и социально-психологические факторы женской совместимости.

Под психофизиологической совместимостью следует понимать соответствие людей  друг другу по возрасту, уровню физического  и сенсомоторного развития, по степени  подготовленности, тренированности, по проявлению основных свойств нервной системы и.т.п. Следовательно, психофизиологическая совместимость зависит от целого ряда факторов: это и чисто физические и физиологические особенности (рост, сила, выносливость, здоровье и пр.), это и особенности процессов восприятия, мышления, внимания, памяти, эмоций и др.

Социально-психологическая совместимость основывается на общих целях, интересах и установках членов спортивного коллектива, единстве ценностных ориентаций и направленности личности членов коллектива, на особенностях социального типа поведения, отношениях к выполняемой деятельности ,товарищам по команде ит.д.

 

Есть ряд особенностей во взаимоотношениях членов женской группы, которые присущи только спортивному коллективу: это взаимоотношение в спортивной команде игроков основного состава и запасных. В спортивных играх клубных команд, как правило, играет основной состав 1-2 игрока запаса (при количестве запасных 5-6 человек), причем каждый следующий запасной игрок, обычно слабее предыдущего и тем более игрока основного состава. Руководители спортивной команды не всегда достаточно доверяют основным игрокам, что в свою очередь, передается и основным членам команды. Это нередко становится одним из источников отрицательных эмоциональных состояний у запасных игроков.

Немаловажное значение в женском спортивном коллективе, также как и в другом любом коллективе приобретают и взаимоотношения ветеранов и молодежи. Ветераны объективно занимают ведущее положение, достигнутое длительным пребыванием в данной команде, высоким мастерством в технике и тактике данного вида спорта, пользуются большим доверием со стороны тренера и руководства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4.Управление конфликтами внутри женских коллективов (педагогическом, спортивном)

Конфликт - неизбежный спутник человеческой деятельности. Более того, вся цепь любых взаимоотношений, начиная от двух человек и кончая глобальными событиями, есть возникновение, течение и завершение конфликта или нескольких конфликтов. Если же, на первый взгляд, конфликта нет, то это лишь результат действия по предупреждению или преодолению конфликта. Конфликт неизбежен, как неизбежны разные взгляды, разные характеры, разные нравственные позиции, как неизбежна проблема выбора, проблема различного восприятия одной и той же ситуации, проблема добра и зла, хорошего и плохого.

Основные причины возникновения  конфликтов в педагогическом и спортивном женских коллективах можно разбить на три группы и сформулировать следующим образом:

1. Объективные причины: объективное течение развития коллектива в ходе решения стоящих перед ним задач, а значит, и проблем выбора путей и средств достижения целей; противоположное восприятие данной или будущей ситуации; необходимость выбора предстоящих целей, каждая из которых объективно положительна и достижима; альтернатива в конкретных действиях; проблема выбора варианта из нескольких, каждый из которых имеет негативную сторону, т.е. проблема определения "наименьшего из возможного зла".

2. Личностные причины: идейные разногласия сторон или личностей в самом широком аспекте (религиозные, национальные, политические и.т.д.); противоречия внутри самого человека, отсутствие собственных убеждений и четкого мнения по данному и другим вопросам; преувеличенные амбиции, отсутствие самокритичности хотя бы одной из сторон; нежелание понять друг друга, зацикленность на своем мнении; личная неприязнь, нездоровая конкуренция, зависть, вражда, переведенные в служебные отношения; ограниченность, некомпетентность, глупость одной или даже обеих конфликтующих сторон; переход или перенос личных проблем сотрудника на проблемы коллектива происходит из-за слабости характера, гнусной привычки некоторых людей влезать в чужую личную жизнь.

3. Субъективные причины: неверная политика руководителя  или тренера; обстановка постоянного противостояния различных подразделений организации, групп и отдельных спортсменов и ли работников; неудовлетворительное экономическое и иное положение коллектива; неравномерная загрузка; болезнь, семейные неурядицы, постоянные неудачи;

значительная и необоснованная разница в материальном стимулировании работников, особые привилегии.

Отдельной причиной конфликта следует  выделить реакцию на критику. При  этом не является главным справедливость и конструктивность критики. Главным  является отношение к критике  того, кому она адресована.

Главные факторы, позволяющие преодолеть конфликт, можно свести к следующему: цель - успех общего дела, личные амбиции и претензии отбрасываются напрочь; готовность всех сторон к деловому разрешению проблемы; всегда искать достойный компромисс, который не ущемляет ничье достоинство и отвечает нравственным принципам.

Конфликт - явление управляемое, а  в ряде случаев - направляемое.

Преодоление конфликта включает в  себя следующие основные этапы: выявление причин конфликта и целей, которые преследуют конфликтующие стороны; устранение субъективных причин конфликта; управление личностными причинами конфликта; создание делового и объективного подхода к проблемам коллектива; организация решения возникших трудностей.

Возможны и другие пути решения  конфликта, но его основой всегда может быть только разумный компромисс.

 

Так, на каком-то этапе может вмешаться  третья сторона. Решение конфликта  с ее помощью будет положительным  лишь при обязательном выполнении следующих  условий: эта сторона нейтральна в данной ситуации, все участники  конфликта признают ее право на принятие решения. В противном случае любой результат будет лишь приостановкой конфликта и причиной нового. Продолжительное действие посредника должно проявляться в первую очередь в сближении позиций на основе совпадения интересов и разъяснения позиций каждой из сторон.

Возможно и очень часто применимо, особенно со стороны руководителя, силовое решение. Что плохо в  этом случае? Мнения и права участников явно принижены или попраны вообще, взаимная неудовлетворенность остается, корни и причины конфликта, как  правило, не устранены, но сам конфликт остановлен и решение, какое бы оно ни было, принято. И это есть положительный результат. При этом руководитель, директор, начальник, тренер должен обдуманно решить, а нужна ли победа одной из сторон, не несет ли его решение временное успокоение во вред делу и углубление проблемы. Силовое решение позволяет проявить свою власть, характер, эмоции, но это далеко не всегда равнозначно справедливости и объективности.

Разрешение конфликта должно восприниматься как достижение удовлетворяющего все стороны решения в результате компромисса, исходя из справедливости и общих интересов. Если же стороны воспримут исчерпание конфликтной ситуации как победу, выигрыш одной из них, значит для другой это будет незаслуженным поражением, ущемлением интересов, личной обидой, а значит причиной нового более глубокого конфликта10.

 

 

 

Глава 5. Сходства и различия внутри женских педагогических и спортивных коллективов

Психологические особенности  функционирования спортивных и педагогических коллективов, также как и другие коллективы зависят от характера деятельности места, которое коллектив занимает среди других коллективов. В педагогических и спортивных коллективах, можно выявить больше сходств, чем различий.

Остановимся на межличностных отношениях. Совместная предметная деятельность, во-первых, порождает, творит межличностные отношения ее участников; во-вторых, является средством, орудием, через которое только и могут быть преобразованы межличностные отношения; и, наконец, в-третьих, процесс реализации межличностных отношений в ходе совместной деятельности представляет собой движущую силу развития социальной группы.

Все эти черты совместной деятельности с предельной отчетливостью проявляются  при анализе межличностных отношений  в коллективе. Прежде всего, благодаря использованию категории совместной деятельности А. В. Петровский вводит в социальную психологию малых групп идею развития социальной группы. Эта идея концептуально фиксируется через понятие «уровень развития группы». Коллектив же выступает как группа высокого уровня развития. Далее, в коллективе более ярко, чем в других группах, проступает исследуемая А. В. Петровским многоуровневая структура межличностных отношений. Первая страта — совместная деятельность; вторая страта — отношение каждого члена группы к совместной деятельности: ее целям и мотивам, порожденным самой совместной деятельностью; третья страта — феномены межличностных отношений в группе, опосредствованные содержанием совместной деятельности; четвертая страта — поверхностные проявления межличностных отношений типа симпатий и антипатий, возникающие преимущественно в ходе непосредственного эмоционального контакта между участниками группы. Он отмечает, что теория деятельностного опосредствования межличностных отношений представляет собой психологическую теорию коллектива и вводит в поле зрения социальной психологии коллектив как предмет, неизвестный традиционной социальной психологии. Принцип деятельностного опосредствования приложим и к коллективу, и к диффузной группе11.

Как в педагогическом, так и в спортивной коллективах существуют механизмы сплочения, к ним относятся морально-психологический климат - это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности.

Морально-психологический климат определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к труду, к спортивным победам, к окружающим событиям, и к организации в целом на основе индивидуальных, личностно-ценностных ориентации. Любые действия руководителя, тренера или члена коллектива (особенно отрицательного характера) сказываются на состоянии морально-психологического климата, деформируют его. И наоборот, каждое положительное управленческое решение, положительное коллективное действие улучшает морально-психологический климат. Основой положительного благоприятного морально-психологического климата являются общественно значимые мотивы отношения к труду и спорту у членов трудового коллектива и членов спортивной команды. Оптимальное сочетание этих мотивов будет в том случае, если задействовать три компонента: материальную заинтересованность к данному виду деятельности, непосредственный интерес к процессу, гласное обсуждение результатов процесса. Верный признак благоприятного морально-психологического климата - активное участие всех членов коллектива в управлении, которое может принять форму самоуправления.

Другим признаком положительного морально-психологического климата  является высокая продуктивность коллективной педагогической работы в, а также достигнутые высокие спортивные результаты в спортивной работе.

Следующий признак — развитые межличностные  отношения, межличностные контакты в трудовом коллективе  и спортивной команде.

Другим важным механизмом сплочения  коллектива является психологическая совместимость его членов. Наличие даже двух несовместимых людей (особенно в малых коллективах) серьезно сказывается на атмосфере в самом коллективе. Особенно пагубны последствия, если несовместимыми окажутся формальный и неформальный лидеры или непосредственно связанные должностными обязанностями руководители (например, директор школы - учитель, тренер-спортсмен).

Особенность психологической совместимости  состоит в том, что контакты между  людьми опосредованы их действиями и  поступками, мнениями и оценками. Несовместимость порождает неприязнь, антипатию, конфликты, а это отрицательно сказывается на совместной деятельности. Можно дать следующее определение понятию совместимости. Психологическая совместимость — это социально-психологическая характеристика группы, проявляющаяся в способности ее членов согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности.

Сработанность — показатель согласованности  межиндивидуального взаимодействия в условиях конкретной совместной деятельности. Сработанность характеризуется высокой продуктивностью совместной работы индивидов.

Таким образом, основа сработанности  — успешность и выгодность именно совместной деятельности, когда между  ее участниками возникает согласованность действий. Рогов М. Г. и Обозов Н. Н. показали, что для нормального функционирования коллектива очень важна сработанность на уровне «руководитель — заместитель»12.

Можно заключить, что формирование положительного морально-психологического климата является одним из механизмов сплочения коллектива.

Коллектив как педагогический, так и спортивный имеют свои сходства, среди них выделены взаимопомощь и выручка, доброжелательность критики, стремление к сопереживанию явлений и событий, настойчивость при достижении целей и другие качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в нашей курсовой работе мы осветили вопрос психологического взаимодействия внутри женских коллективов, а именно в педагогическом и спортивном.  В итоге теоретический анализ литературных источников позволил получить информацию, что хороший психологический климат в педагогическом и спортивном  процессе важен как для процесса обучения, и не только в учебных и спортивных группах, но и в самом коллективе.

Информация о работе Психологический климат в коллективе