Психологический климат в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:29, реферат

Описание

С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально-психологического климата коллектива. Однако, климат это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.

Содержание

Введение 3
Понятие коллектива 3
Понятие социально-психологического климата 6
Структура социально-психологического климата 6
Модели социально-психологического климата 8
Роль руководителя в социально- психологическом климате коллектива 9
Что такое конфликт 9
Виды конфликта 10
Структура конфликта 11
Стадии протекания конфликта 11
Способы разрешения конфликтов 11
Позитивное значение организационного конфликта 15
Библиография 16

Работа состоит из  1 файл

КЗ - Психология и педагогика (реферат).docx

— 74.32 Кб (Скачать документ)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Государственный университет  управления»

ИНСТИТУТ  ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Институт  социологии и управления персоналом

Кафедра социологии и психологии управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

 

по дисциплине

 

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

 

 

вариант (тема)       Психологический климат в коллективе

 

_______________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Выполнил(а) студент(ка)

заочной формы обучения

специальности________________________

специализации________________________

______курса__________группы__________

№ студенческого билета

(зачетной книжки)_____________________  ___________________  ______________________

                                                                                     (подпись)                (инициалы, фамилия)

 

 

 

Проверил преподаватель

 

 

_________________________  _____________________________  ________________________

   (ученая степень, звание)                       (подпись)                               (инициалы, фамилия)

 

 

 

Москва – 2009

Оглавление

 

Введение 3

Понятие коллектива 3

Понятие социально-психологического климата 6

Структура социально-психологического климата 6

Модели социально-психологического климата 8

Роль руководителя в социально- психологическом климате коллектива 9

Что такое конфликт 9

Виды конфликта 10

Структура конфликта 11

Стадии протекания конфликта 11

Способы разрешения конфликтов 11

Позитивное значение организационного конфликта 15

Библиография 16

 

 

Введение

С ходом современного научно-технического и социального  прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями  неразрывно связаны многие острые проблемы социально-психологического климата  коллектива.

Однако, климат это не только проблема сегодняшних  социально-психологических сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных  задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.

Формирование благоприятного социально-психологического климата  трудового коллектива является одним  из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.

Социально-психологический  климат может рассматриваться в  качестве полифункционального показателя.

    • уровня психологической включенности человека в деятельность;
    • меры психологической эффективности этой деятельности;
    • уровня психического потенциала личности и коллектива, не только реализуемых, но и скрытых, неиспользованных резервов и возможностей;
    • масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива;
    • тех сдвигов, которые происходят в структуре психического потенциала личности в коллективе.

Понятие коллектива

Коллектив является одним из видов малой группы. Малые  группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному  составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых  участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный — композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений — психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы.

 

 

Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой  на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень  многих людей, не только для членов коллектива. В коллективе межличностные  отношения основаны на взаимном доверии  людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.

Для того, чтобы  назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно  справляться с возложенными на нее  задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать  для каждого своего члена возможность  развития как личности, быть способной  к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма  того же количества индивидов, работающих в отдельности.

Психологически  развитой как коллектив считается  такая малая группа, в которой  сложилась дифференцированная система  различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно  назвать коллективистскими.

Коллективистские  отношения определяются через понятия  нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информативности. Под нравственностью имеется  ввиду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений  на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом  на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого  человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет.

Ответственность также проявляется  в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны  к себе и друг другу, объективно оценивают  свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.

Под открытостью  коллектива понимается способность  устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также  с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется  в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив  от внешне похожих на него социальных объединений.

Понятие коллективизма  включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что  разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм – это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем  коллективе. Чувство коллективизма  не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.

Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные  дружеские, доверительные взаимоотношения  членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения  обеспечивают в коллективе благоприятный  психологический климат, спокойную  и дружелюбную обстановку.

Организованность  проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между  ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность — это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива.

Одним из условий  успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений  является хорошее знание членами  коллектива друг друга и состояния  дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность  предполагает знание задач, стоящих  перед коллективом, содержания и  итогов его работы, положительных  и отрицательных сторон, норм и  правил поведения. Сюда же входит хорошее  знание членами коллектива друг друга.

Эффективность понимается как успешность решения  коллективом всех имеющихся у  него задач. Одним из важнейших показателей  эффективности высокоразвитого  коллектива является сверхаддитивный  эффект. Он представляет собой способность  коллектива как целого добиваться результатов  в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая  же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.

Таких малых  групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям  коллектива, в действительности почти  нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное  положение между слаборазвитой  группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим социально-психологическим  параметрам эти группы вполне могут  претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают.

Представленную  модель надо рассматривать скорее как  идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития, чем как то, что отражает реальность существования малых групп.

Т.е. коллектив — высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта.

Эффективность работы коллектива во многом зависит  от его социально-психологического климата.

Понятие социально-психологического климата

Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято  ставить в один ряд с понятиями  духовной атмосферы, духа коллектива и  преобладающего настроения. СПК коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д.

Не только в социологии, но и в психологии утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурой образующей СПК является настроение. Сошлемся, в частности, на высказывание известного советского психолога К.К. Платонова, по мнению которого социально-психологический  климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов  внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.

Климат коллектива представляет собой преобладающий  и относительно устойчивый психический  настрой коллектива, который находит  многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

Структура социально-психологического климата

Существенным  элементом в общей концепции  социально-психологического климата  является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре СПК становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей  к труду и их отношения друг к другу.

 

 

В свою очередь  отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе  руководства и подчинения.

В конечном итоге  всё многообразие отношений рассматривается  через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного.

Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком  тех или иных сторон его деятельности. Под тональным – его эмоциональное  отношение удовлетворенности или  неудовлетворенности этими сторонами.

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в отношениях людей  друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно  сказывается и на отношениях людей  к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется  определенным образом и в отношении  каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется  в определенную ситуацию – общественную форму самоотношения и самосознания личности.

В результате создается определенная структура  ближайших и последующих, более  непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата.

То обстоятельство, что отношение к миру (система  ценностных ориентаций личности) и  отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших  проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного  коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных.

Действительно, отношения человека к миру формируются  в рамках его образа жизни в  целом, который никогда не исчерпывается  предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.

Информация о работе Психологический климат в коллективе