Психологическое консультирование по проблемам одаренных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования - психологическое консультирование по проблемам одаренных детей.
Задачи исследования:
- проанализировать литературу по теме работы;
- подобрать методики для опытно-экспериментального исследования уровня одаренности детей;
- провести анализ результатов исследования уровня одаренности детей.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы детской одаренности 5
1.1 Основные проблемы и исследование в области одаренности 5
1.2. Психологические особенности развития личности интеллектуально одаренных детей 8
1.3. Работа психолога-консультанта с одаренными детьми 13
Глава II. Экспериментальное исследование детской одаренности 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 25
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 32

Работа состоит из  1 файл

0989406_53A84_kursovaya_rabota_psihologicheskoe_konsultirovanie_po_problem.doc

— 438.50 Кб (Скачать документ)

К.Г. Юнг отмечает, что  личности одаренного ребенка может  быть присуща дисгармония, которая  выражается в том, что той или  иной сфере личности может доставаться  так мало внимания, что можно говорить о ее выпадении из общего развития. Прежде всего, есть громадные различия в степени зрелости. В сфере одаренности при одних обстоятельствах господствует аномальная скороспелость, в то время как при других духовные функции лежат ниже нормального порога того же возраста. Из-за этого порой складывается такой внешний образ, который вводит в заблуждение. Перед нами вроде бы недоразвитый и духовно отсталый ребенок, и мы никак не ожидаем от него сверхобычных способностей.

По мнению Э Ландау, одаренный ребенок способен концентрировать и ассоциировать несколько индивидуальностей в своей собственной, поскольку носит в себе как бы живое общество.

У одаренных детей  сильно развито чувство справедливости и проявляется оно очень рано. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и красоту природы.3

Очень рано они пытаются разобраться в социальном устройстве общества, в котором живут, чувствуют  свою связь с ним и реагируют на социальные изменения. Некоторые психологи считают, что одаренный ребенок в силу своей эмоциональной чувствительности в такие кризисные периоды может рассматриваться как латентная жертва социализации. В.С. Юркевич считает, что мир, в котором отсутствует определенность, разрушающе действует на психику одаренного ребенка.

Важное значение имеют  особенности самосознания личности одаренного ребенка. Многие исследователи  отмечают у одаренных детей низкую самооценку. Этому факту существует множество объяснений. Одно из них связано со специфической структурой эго-состояния одаренных детей. Одаренные дети, оценивая свои достижения с позиции взрослого реально и достаточно жестко, считают их не очень высокими, детскими. Этим может быть объяснена их неблагоприятная Я-концепция, в частности, низкая самооценка.

Для одаренных очень  важна проблема самоактуализации. Когда  препятствуют реализации одаренных  детей, это вызывает у них лишнюю трату энергии и тяжелые эмоциональные  переживания.

Действительно, одаренные дети испытывают трудности социализации, адаптации, что вызывает у них высокое нервно-психическое напряжение, невротизацию, приводит к дезадаптации. Не случайно одаренных детей относят к группе риска.

Достаточно распространенным является взгляд на одаренных как детей-невротиков или психотиков,т.е. проводится аналогия между поведением творческой, одаренной личности и человеком с нервными или психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого. Это, возможно, объясняется психологическими особенностями одаренных детей и объективной ситуацией, существующей в обществе.

Рядом исследователей доказано, что среди одаренных детей  чаще встречаются дети с высоким  уровнем нервно-психического напряжения, что с одной стороны энергетически обеспечивает их широкие познавательные процессы и возможности, а с другой стороны, лежит в основе неуравновешенности, сверхактивности и возбудимости, которые способствуют высокой реакции на стресс-факторы, провоцируя острые эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, невротические и соматические расстройства.4

Таким образом, большие  способности связаны с большей  уязвимостью личности одаренного ребенка. Одаренные дети все воспринимают и на все реагируют. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет. Трудности ежедневного общения, которые не задевают обычного ребенка, способны больно ранить ребенка одаренного. Благодаря широте восприятия и чувствительности, одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость. Американские психологи отмечают, что человек, восприятие которого хронически опережает его возраст, всегда находится под стрессом.

Социально адаптированным взрослым трудно адекватно воспринять неуемное желание одаренного ребенка  исправить несправедливость общества. Повышенная эмоциональная чувствительность одаренных детей, стремление к социальной справедливости необходимы для того, чтобы одаренные дети выполнили свое предназначение в обществе.5 Нельзя не отметить тот факт, что вся современная культура ориентирована на среднего человека. В отечественной психологии сложился традиционный подход пристального изучения и внимания к обычным и умственно отсталым детям. Этих детей всесторонне исследовали, для них разрабатывались специальные программы обучения, готовились психологические кадры. Одновременно с этим помощь одаренным детям расценивалась как выращивание интеллектуальной элиты и нарушение социальной справедливости.

А.Г. Маслоу отмечает сложный  характер взаимоотношения одаренных  людей с культурой. По его мнению, для них характерна высокая степень принятия культуры и в то же время отстраненность от нее, что объясняется высоко выраженной личностной автономностью.

Таким образом, анализ литературы показал, что одаренная личность характеризуется, как правило, ускоренным психическим развитием. Это касается как когнитивной, так и психоэмоциональной сферы.

Вместе с тем исследователи  отмечают проблемы, которые возникают  у одаренных в современном  социуме и затрудняют процесс  самоактуализации, развитие личности.

1.3. Работа психолога-консультанта с одаренными детьми

 

Как работать с детьми, имеющими высокий уровень  общих способностей? Какие задачи должен решать школьный психолог, встретившись с проявлениями высоких детских способностей? Известно, что школа на сегодняшний день уделяет недостаточное внимание . организации обучения одаренных детей, зачастую выступая даже как бы тормозом в их развитии. Работникам школы некогда заниматься такими детьми, поскольку их внимание прежде всего сосредоточивается на детях, которые с трудом овладевают школьной программой. Поэтому в самом общем виде целью школьного психолога будет организация такой работы с ребенком и окружающими его взрослыми, которая не сдерживает и не тормозит, а обеспечивает наилучшие условия для развития детских способностей. Незаурядные возможности ребенка могут оказаться признаками таланта, а талант — это духовное богатство общества, которое нельзя потерять.6

Практика показала, что  те трудности в обучении, с которыми сталкиваются одаренные дети в школе, чаще всего не поддаются частной коррекции, а требуют пересмотра всей системы учебно-воспитательного процесса. Если дети с опережающим развитием остаются среди своих одноклассников, им нечего делать на уроках, поскольку им не хватает умственной нагрузки, необходимой для развития, учение дается им слишком легко. Нужно ли разрешать им «перескакивать» через классы? На этот счет нет единой точки зрения. Если переводить ребенка в старшие классы, не соответствующие его возрасту, но адекватные его умственному уровню, его развитие не будет задержано. Стимулируемые новой информацией, не будут угасать его познавательные потребности.

Но отрицательными факторами  станут нарушение общения со сверстниками, трудности при вхождении в  новый коллектив, состоящий из старших детей. Все это может привести к изменениям и даже деформации личности. В последнее время психологами и педагогами ставится вопрос о создании более гибкой системы межвозрастных связей в школе. Учитель-новатор С. Н. Лысенкова показала, что при особом методе обучения появляется возможность переводить через класс не одного ученика, а целую группу. В результате снимается та трудность, которая связана с адаптацией в коллективе детей другого возраста.

При рассмотрении вопросов обучения одаренных детей в школе возникают такие проблемы, которые не имеют простого и однозначного решения. Нужно ли создавать для таких детей специальные классы и школы? В нашей стране есть опыт создания таких классов и школ. Психологи считают, что в этом опыте есть как положительные, так и отрицательные стороны. Так, высказывается опасение, что дети, обучающиеся в таких условиях, могут проникнуться особым чувством гордости, самомнения, сознания своей исключительности. Но точно такие же черты легко могут возникнуть у них и в обычной школе благодаря превосходству их способностей и той легкости, с которой они оказываются впереди своих одноклассников. Кроме того, учебная программа в обычных школах такова, что она, как уже говорилось выше, в неполной мере задействует интеллектуальные возможности одаренных детей и, следовательно, не приучает их или приучает в самой ограниченной степени к планомерному развитию своих сил. Правда, на сегодняшний день нет пока достоверных данных о том, ускоряется ли развитие способностей одаренных детей в условиях специализированных классов или школ.

По-видимому, развитие сети специализированных школ и классов  не может рассматриваться как  основное направление в работе с  одаренными детьми, поскольку, во-первых, пока нет достоверных способов отбора одаренных детей (обычно вместо отбора по способностям идет отбор по уровню подготовленности), и, во-вторых, развитие разных детей происходит неодинаковыми путями и в разном темпе. Возможно, ребенок, удивляющий своими способностями в начале обучения, в средних классах станет самым обычным, не выделяющимся среди своих сверстников. В то же время у части детей в подростковом и даже юношеском возрасте может обнаруживаться значительный подъем способностей.

Главный акцент должен быть сделан на работу с одаренными детьми в обычной школе, при этом должны быть предусмотрены более гибкий переход из класса в класс, введение факультативов, изучение определенных школьных дисциплин по разным программам.

В педагогических установках по отношению к одаренным детям  важно избегать двух крайностей. Одна из них состоит в мнении, что развитие такого ребенка не требует никакого участия. Но подобное невмешательство учителя может оказаться пагубным для развития способностей. Другая крайность – это чрезмерное вмешательство в формирование способностей. Неверно думать, что во всех случаях, чем раньше чему-либо обучать ребенка, тем лучше. Нервная система ребенка неустойчива, возможности детского мозга ограниченны.7 Перегрузка, чрезмерное утомление могут вызвать изменения в состоянии здоровья ребенка и отрицательно сказаться на дальнейшем ходе его развития. Помимо этого, нужно помнить, что натаскивание, чрезмерная настойчивость взрослого, проявляемая при обучении ребенка, выраженная в желании заставить его выучить как можно больше, могут отбить у ребенка охоту к учению, деформировать его познавательные потребности.

Принцип, которого следует  придерживаться в противовес указанным  крайностям, состоит в том, чтобы  найти правильный индивидуальный подход к одаренному ученику, основанный на его особенностях. В этой связи представляет интерес проведенный Н. С. Лейтесом анализ спада проявлений детской общей одаренности к концу школьного возраста. Он выявил типичные причины этого спада.

Во-первых, у некоторых  детей опережение в начальном  обучении связано с развитием таких особенностей, которые в дальнейшем утратили свое значение. Например, раннее вербальное развитие или раннее умение вычислять позволяет ребенку быть первым в младших классах, но, по мере того как все остальные учащиеся догоняют его, он перестает выделяться своими успехами в классе.

Во-вторых, встречаются  дети, у которых активность мысли, ее своеобразие, изобретательность  проявляются в оперировании абстрактными понятиями, схемами, а возрастающие требования к анализу конкретного, содержательного материала затрудняют, тормозят активность.

В-третьих, нередки случаи, когда недостаток работоспособности, трудолюбия, упорства, неумение преодолевать трудности могут стать преградой  в развитии способностей.

В-четвертых, возможные  с возрастом изменения направленности личности, связанные с потерей интереса к умственным занятиям, с безразличием к учению, могут приостановить развитие способностей.

Проанализировав особенности  одаренности учащегося, школьный психолог должен воспрепятствовать угасанию его способностей, привлекая себе в союзники учителей, родителей и самого ребенка.

Так, если в основе успехов  ребенка лежит только небольшое  опережение в темпах приобретения им некоторых умений и навыков (первая группа детей), вряд ли стоит заранее  говорить о его большой одаренности. Вероятно, нужно осторожнее оценивать успехи такого ученика и по возможности подготовитьсамого ребенка и родителей к тому, что его «особенность» носит временный характер.

Если у ребенка проявления способности ограничены характером и содержанием усваиваемого материала (вторая группа), можно вместе с учителем попытаться разработать индивидуальную программу его развития.

Что школьный психолог может  посоветовать учителю и родителям  ребенка, у которого недостает трудолюбия и работоспособности (третья группа)? Эти качества имеют исключительно большое значение для развития способностей. Нередко ребенок, которому все дается без особого труда (все «схватывает на лету»), оказывается не приученным к усидчивости, прилежанию, настойчивости в занятиях. В результате он постепенно утрачивает свои преимущества. Что же в таких случаях делать? Нужно прежде всего выработать у него привычку к труду (не обязательно умственному). Психологи советуют добиться этого повседневным и систематическим «упражнением», тренировкой в трудовой деятельности. Взрослый при этом должен проявлять твердость и настойчивость в своих требованиях до тех пор, пока трудовое усилие для ребенка не станет привычным. Нельзя, конечно, забывать и о развитии интересов ребенка к учению, о поощрении его успехов и о воспитании чувства долга, ответственности за выполняемое дело.

Как работать с детьми, имеющими ярко выраженные специальные способности? Теперь рассмотрим вопросы, связанные с обучением и воспитанием детей с яркими проявлениями способностей к отдельным школьным предметам и видам деятельности. Среди них уже в раннем возрасте можно встретить выраженных «математиков», «биологов», «лингвистов», детей с ярким гуманитарным, техническим, художественным или музыкальным дарованием.8

В настоящее время  проблема обучения детей с ярко выраженными склонностями и способностями к определенным видам деятельности решается путем их дифференциации в старших классах и организации системы факультативов. Созданы также специализированные школы и классы с углубленным изучением некоторых учебных предметов. Помимо этого, существуют разнообразные кружки в школах, при Дворцах пионеров и некоторых научных и культурных заведениях. Систематические занятия в кружке или на факультативе, где осуществляются такие формы работы, как проведение небольших самостоятельных исследований, выступлений с докладами, организация тематических вечеров, конкурсов и т. д., могут в большой степени способствовать удовлетворению интересов, развитию дарований школьника. Кроме того, в школьных условиях может быть эффективна и такая форма работы, как организация коллоквиумов в младших классах, которыми руководит старшеклассник. Это дает возможность школьнику побыть в роли учителя и с этой новой для него позиции отнестись к интересующему его предмету. Если имеющиеся формы работы не удовлетворяют полностью учащегося, то в этом случае школьный психолог -совместно с педагогом и родителями должны ему посоветовать, как организовать самостоятельные занятия, что дополнительно читать, в каких внешкольных учреждениях заниматься.

Информация о работе Психологическое консультирование по проблемам одаренных детей