Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:28, курсовая работа
Цель исследования - психологическое консультирование по проблемам одаренных детей.
Задачи исследования:
- проанализировать литературу по теме работы;
- подобрать методики для опытно-экспериментального исследования уровня одаренности детей;
- провести анализ результатов исследования уровня одаренности детей.
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы детской одаренности 5
1.1 Основные проблемы и исследование в области одаренности 5
1.2. Психологические особенности развития личности интеллектуально одаренных детей 8
1.3. Работа психолога-консультанта с одаренными детьми 13
Глава II. Экспериментальное исследование детской одаренности 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 25
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 32
Конечно, и школьный психолог, и учитель, и родители, видя ярко выраженную индивидуальную способность ученика, должны создавать условия для углубленного и всестороннего изучения интересующего его вида деятельности, способствуя таким образом формированию ранней специализации. Однако при этом они не должны забывать, что гиперболизация одной такой способности и ее эксплуатация могут привести к отставанию развития всей личности от опережающей это развитие единичной способности.
Проявляя повышенный интерес и усиленно занимаясь по одному или группе близких школьных предметов, учащиеся могут полностью игнорировать другие или поддерживать знания «чуть тепленькими», лишь бы не на «двойку». В итоге устойчивая, выраженная склонность к определенному виду деятельности может приобрести однобокий характер и увести ребенка от всего того, что является также важным, необходимым для него. В этом случае задача (и очень трудная) школьного психолога и учителя заключается в том, чтобы убедительно доказать ученику, что те школьные дисциплины, которыми он пренебрегает, имеют определенное отношение и к его любимому делу, без знания этих предметов его развитие будет односторонним. Чтобы избежать таких «перекосов», в школе и дома необходимо создавать условия, которые расширяют круг познавательных интересов и побуждают учащегося к их формированию.
Б.М. Теплов в свое время
выдвинул тезис о том, что талант
по преимуществу многосторонен. Нет
как таковой общей или
Как работать с детьми, имеющими потенциальные признаки одаренности?Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы.
Для детей со скрытыми потенциями творчества много значат условия обучения и воспитания. Если эти условия таковы, что затрудняют самовыражение, т. е. ни семья, ни школа не способствуют раскрытию и реализации скрытых возможностей, то у детей могут возникнуть черты тревожности, невротизма. Это накладывает на людей, занимающихся обучением и воспитанием творчески одаренных детей, большую ответственность.9
Чаще всего отношение педагогов да и родителей к таким детям бывает не всегда благожелательным. Иногда можно услышать о них такие высказывания: «Всегда неизвестно, чего от них можно ожидать, они непредсказуемы». Кроме того, нестандартность, оригинальность мышления легко спутать с оригинальничанием как средством самовыражения, а тягу к самостоятельности – с самоуверенностью и негативизмом. Поэтому творческие дети часто оказываются в положении «нежелательных» и «неодобряемых» учеников.
Первое, что должен сделать школьный психолог, – это помочь педагогам и родителям изменить свою позицию, внутренний настрой по отношению к этим детям, помочь создать для них благоприятную, «теплую» атмосферу. Немаловажно также помочь ученику понять самого себя, а родителям – своего неординарного ребенка.
Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, стимулировать их развитие, педагоги и родители должны позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем. Не касаясь здесь всех условий, способствующих творческому развитию учащихся, отметим лишь, что наилучшей может быть такая ситуация, когда на каждого ребенка смотрят как на индивида с особыми возможностями, дарованиями. Американский психолог Розенталь показал, что в ситуации, когда педагог ожидает «выдающихся успехов» от детей, они действительно эти успехи начинают показывать, даже если до этого считались не очень способными.
Ученые также считают, что на уроках как можно чаще следует давать задания творческого характера. При этом не следует готовить такие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать им вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации нельзя считать лучшим из возможных, поскольку он ставит в заведомо неравные условия учащихся, делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу как дополнительные после выполнения основных заданий каждым учащимся. При выполнении таких заданий оценивать следует только успех (оценкой «отлично»). Кто не выполнил такие задания, тот не получил отличной оценки, но оценка за выполнение обязательного задания при этом не снижается.
Для того чтобы ученик смог реализовать свои творческие способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая стимулировала бы его к деятельности. Поэтому творческие достижения ученика не следует оценивать с позиций общепринятых нормативных стандартов. Педагог, школьный психолог должны особо отмечать индивидуальные достижения ученика, при этом оценочный фокус должен быть перенесен с самого ученика на то дело, открытие, которое им сделано.
Вывод. По отношению к детям с различными проявлениями одаренности часто демонстрируется или восхищение или, наоборот, скептическое, настороженное поведение. Бывают также случаи, когда родители и окружающие ребенка взрослые высказывают опасения, не является ли раннее проявление одаренности результатом его болезненного состояния. Имеющиеся в психологии данные говорят о том, что одаренные дети в большинстве своем не отличаются болезненностью или склонностью к нервным срывам и в физическом развитии не отстают от своих сверстников. Следует помнить, что по отношению к любым детям, а тем более к одаренным, являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недоверчивого отношения. Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, возвеличивать, делать его предметом радости и гордости родителей и школы. Не следует и приходить в отчаяние, что он не похож на других, принуждать его «быть как все». Единственное, что следует поощрять в ребенке, – это его желание работать ради работы, а не его стремление обогнать школьных товарищей.
Наиболее правильная форма воспитания одаренных детей – обращаться с ними как с таковыми и в то же время усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений. Необходимо, чтобы воспитание оживляло и поддерживало чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
Исследование проводилось на базе «Центра Детства». В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 6-7 лет, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Целью данной курсовой работы является изучение уровня одаренности детей.
Задачи исследования:
- подобрать методики
для опытно-экспериментального
- провести анализ результатов исследования уровня одаренности детей.
Методы исследования:10
1. Тест «Нарисуй человека» Гудинаф Ф.Л.;
2. Изучение общей самооценки по методике Г.Н. Казанцевой;
3. Методика «Оценка отношений подростка с классом».
С целью практического изучения уровня одаренности ребенка использовался метод тестирования, как основной, и метод эксперимента.
Исследовались такие показатели как: уровень интеллектуального развития детей, самооценка, отношение ребенка с классом.
Описание методик:
1. Тест «Нарисуй человека» Гудинаф Ф.Л. (тест интеллекта). Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков. Предложен Ф. Гудинаф в 1926 г.
Обследуемому предлагают изобразить на листе бумаги мужчину, причем просят сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивается. Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обследуемый, как учтены пропорции, перспектива и т. д. Ф. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могут быть сопоставлены с умственным возрастом.
Надежность теста, неоднократно проверявшаяся разными методами, достаточно высока. Коэффициент ретестовой надежности составляет 0,68, а коэффициент надежности методом расщепления – 0,89. Показатели конструктной валидности, несмотря на вариабельность, превышают 0,50. Этот тест может быть использован как в индивидуальном, так и в групповом исследовании.
2. Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.
Инструкция: “Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь”.
3. Методика «Оценка отношений ребенка с классом».
Предлагаемая методика
позволяет выявить три
В качестве исходного «банка» суждений при разработке анкеты был использован список из 51 суждения, каждое из которых отражает определенный «тип» восприятия индивидом группы (а именно – учебной группы). При создании анкеты использовались суждения из теста для изучения направленности личности и методики определения уровня социально-психологического развития коллектива. На основании экспертной оценки были отобраны наиболее информативные для решения поставленной задачи суждения.
Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. Анкета создана с учетом специфики учебных групп и применялась для исследования перцептивных процессов в группах интенсивного обучения иностранным языкам, но при соответствующей модификации может быть применена и в других группах.
Таблица 1
Результаты изучения уровня интеллекта по методике Гудинаф Ф.Л. «Нарисуй человека»
Ф.И., возраст |
Баллы |
Уровень IQ в процентах |
Анохина Маша, 6 лет |
7 |
70% |
Волков Сережа, 7 лет |
9 |
70% |
Демин Витя, 7 лет |
22 |
100% |
Иванова Света, 6 лет |
7 |
70% |
Кузина Марина, 7 лет |
9 |
70% |
Моров Саша, 7 лет |
17 |
80% |
Малкина Ира, 6 лет |
18 |
100% |
Онегин Максим, 7 лет |
9 |
70% |
Ракитин Миша, 6 лет |
19 |
100% |
Улитина Ира, 7 лет |
17 |
80% |
Из результатов тестирования по методике Гудинаф Ф.Л. «Нарисуй человека» следует, что 30% (3 человека) имеют высокий уровень IQ; 70% (7 человек) имеют средний уровень IQ.
Для наглядности представим результаты графически:
Рис. 1. Результаты изучения уровня интеллекта по методике Гудинаф Ф.Л. «Нарисуй человека»
Таблица 2
Результаты изучения общей самооценки (методика Г.Н. Казанцевой)
Ф.И., возраст |
Баллы |
Уровень самооценки |
Анохина Маша, 6 лет |
3 |
Средняя |
Волков Сережа, 7 лет |
2 |
Средняя |
Демин Витя, 7 лет |
-4 |
Низкая |
Иванова Света, 6 лет |
-1 |
Средняя |
Кузина Марина, 7 лет |
1 |
Средняя |
Моров Саша, 7 лет |
4 |
Высокая |
Малкина Ира, 6 лет |
-4 |
Низкая |
Онегин Максим, 7 лет |
2 |
Средняя |
Ракитин Миша, 6 лет |
-5 |
Низкая |
Улитина Ира, 7 лет |
5 |
Высокая |
Информация о работе Психологическое консультирование по проблемам одаренных детей