Психологическое консультирование по проблемам одаренных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования - психологическое консультирование по проблемам одаренных детей.
Задачи исследования:
- проанализировать литературу по теме работы;
- подобрать методики для опытно-экспериментального исследования уровня одаренности детей;
- провести анализ результатов исследования уровня одаренности детей.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы детской одаренности 5
1.1 Основные проблемы и исследование в области одаренности 5
1.2. Психологические особенности развития личности интеллектуально одаренных детей 8
1.3. Работа психолога-консультанта с одаренными детьми 13
Глава II. Экспериментальное исследование детской одаренности 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 25
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 32

Работа состоит из  1 файл

0989406_53A84_kursovaya_rabota_psihologicheskoe_konsultirovanie_po_problem.doc

— 438.50 Кб (Скачать документ)

 

Из результатов тестирования по методике «Изучения общей самооценки» следует, что 20% (2 человека) имеют высокую самооценку, 50% (5 человек) имеют среднюю самооценку, 30% (3 человека) имеют низкую самооценку.

Для наглядности представим результаты графически:

Рис. 2.  Результаты изучения общей самооценки (методика Г.Н. Казанцевой)

 

Таблица 3

Результаты оценки отношений ребенка с классом

 

Ф.И., возраст

Тип восприятия индивидом группы

Анохина Маша, 6 лет 

70%

Коллективистическое

Волков Сережа, 7 лет

70%

Коллективистическое

Демин Витя, 7 лет

100%

Индивидуалистическое

Иванова Света, 6 лет

70%

Коллективистическое

Кузина Марина, 7 лет

70%

Коллективистическое

Моров Саша, 7 лет

80%

Прагматическое

Малкина Ира, 6 лет

100%

Индивидуалистическое

Онегин Максим, 7 лет

70%

Коллективистическое

Ракитин Миша, 6 лет

100%

Индивидуалистическое

Улитина Ира, 7 лет

80%

Коллективистическое


 

Из результатов исследования отношений ребенка с классом следует, что 30% (3 человека) имеют индивидуалистический тип восприятия, что соответствует высокому уровню интеллекта; 60% (6 человек) имеют коллективистический тип восприятия, 10% (1 человек) прагматический тип восприятия.

 

Для наглядности представим результаты графически:

Рис. 3.  Результаты оценки отношений ребенка с классом

 

Выводы:

 

Из результатов тестирования по методике Гудинаф Ф.Л.  «Нарисуй человека» следует, что 3 человека имеют высокий уровень IQ; 7 человек имеют средний уровень IQ.

Из результатов тестирования по методике «Изучения общей самооценки» следует, что 2 человека имеют высокую самооценку, 5 человек имеют среднюю самооценку, 3 человека имеют низкую самооценку. Что соответствует тезису о низкой самооценке и неблагоприятной Я-концепции одаренных детей.  

Из результатов исследования отношений ребенка с классом следует, что 3 человека имеют индивидуалистический тип восприятия, что соответствует высокому уровню интеллекта; 6 человек имеют коллективистический тип восприятия, 1 человек прагматический тип восприятия.

 

Заключение

Выражение «одаренные дети»  употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные  успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным. Такое словоупотребление (оно связано с определенными издержками) в наибольшей мере принято в американской психологии и педагогике, а теперь - хорошо это или плохо - получает распространение и у нас.

Для него есть основания, в частности применительно к умственным проявлениям детей. Если у ребенка, при прочих равных условиях, необыкновенно быстрый темп умственного развития, а то уже и явные достижения в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. И поэтому к нему нужен соответствующий психолого-педагогический подход. Но можно ли считать, что у такого ребенка или подростка уже имеются достаточные предпосылки для дальнейшего роста его особых возможностей, т.е. для того, чтобы стать со временем одаренным взрослым? Судя по всему, по отношению ко многим таким детям этого скидать нельзя.

В более узком и  строгом значении понятие «одаренность»  относительно детей должно было бы применяться только к тем случаям, когда выдающиеся свойства ребенка  предстают как действительный залог его будущих возможностей. Но надежно определить значение детских свойств, своевременно выявить таких детей - сложнейшая проблема, которая в психологической науке еще весьма далека от решения.

Важно не упускать из виду, что существуют разные - по своей направленности, по содержанию деятельности или по условиям развития - виды умственной одаренности (например, такие разные, как лидерская или математическая). Каждый из них имеет свою специфическую динамику возрастного развития.

В заключении данной курсовой работы можно сделать следующие  выводы:

По мнению психологов, главное, что объединяет всех одаренных  детей и в значительной степени  отличает их от обыкновенных, это так  называемая умственная активность, связанная  с познавательной потребностью. Очень важной особенностью одаренных детей является разносторонность их способностей. Важное значение имеют особенности самосознания личности одаренного ребенка. Многие исследователи отмечают у одаренных детей низкую самооценку.

Дети, выделяющиеся своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы часто оказываются в положении «нежелательных» и «неодобряемых» учеников.

Первое, что должен сделать  школьный психолог, – это помочь педагогам и родителям изменить свою позицию, внутренний настрой по отношению к этим детям, помочь создать для них благоприятную, «теплую» атмосферу. Немаловажно также помочь ученику понять самого себя, а родителям – своего неординарного ребенка.

Для того чтобы ученик смог реализовать свои творческие способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая стимулировала бы его к деятельности. Педагог, школьный психолог должны особо отмечать индивидуальные достижения ученика, при этом оценочный фокус должен быть перенесен с самого ученика на то дело, открытие, которое им сделано.

 

 

Список литературы

 

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. – М.: Просвещение, 1973.
  3. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Знание, 1988.
  4. Гуревич К. М. Что такое психологическая диагностика. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. – СПб.: Нева, 1995.
  6. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: Мир, 1994.
  7. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. – М.: Мир, 1990.
  8. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. – М.: Прогресс, 1988.
  1. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
  1. Теплое Б.М. Способности и одаренность / Избранные труды. – М.: Прогресс, 1985.

 

 

Приложения

Приложение 1

Тест «Нарисуй человека» Гудинаф Ф.Л.

 

Инструкция

Особенности проведения процедуры исследования.

Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой  карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительно плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаш - обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного черного фломастера.

Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», «дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятые детали и особенности изображения.

Тестирование - предпочтительно индивидуальное. Для дошкольников - исключительно  индивидуальное.

Ключи

Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф –  Харриса.

Шкала признаков для оценки рисунка  содержит 73 пункта. За выполнение каждого  пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию - 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.

Критерии оценки (признаки и их характеристики).

1. Голова. Засчитывается любое достаточно ясное изображение головы независимо от формы (окружность, неправильная окружность, овал). Черты лица, не ограниченные контуром головы, не засчитываются.

2. Шея. Засчитывается любое ясное изображение данной части тела, отличной от головы и туловища. Прямое сочленение головы и туловища не засчитывается.

3. Шея; два измерения. Очертания шеи, не прерываясь, переходят в очертания головы, туловища или того или другого одновременно. Линия шеи должна плавно переходить в линию головы или туловища. Изображение шеи в виде одной линии или «столбика» между головой и туловищем не засчитывается.

4. Глаза. Если нарисован хотя бы один глаз — то любой способ изображения признается удовлетворительным. Засчитывается даже единственная неопределенная черточка, иногда встречающаяся в рисунках совсем маленьких детей.

5. Детали глаза: брови, ресницы. Показаны брови или ресницы, или то и другое одновременно.

6. Детали глаза: зрачок. Любое явное указание на зрачок или радужную оболочку, помимо глаза. Если показаны два глаза, должны присутствовать оба зрачка.

7. Детали глаза: пропорции. Размер глаза по горизонтали должен превосходить размер по вертикали. Это требование должно быть соблюдено в изображении обоих глаз, но если нарисован только один глаз, то достаточно и этого. Иногда в профильных рисунках высокого уровня глаз показан с учетом перспективы. В таких рисунках засчитывается любая треугольная форма.

8. Детали глаза: взгляд. Анфас: глаза явно «смотрят». Не должно быть ни конвергенции, ни дивергенции зрачков ни по горизонтали, ни по вертикали.

Профиль: глаза должны быть показаны либо как в предшествовавшем пункте, либо, если сохранена обычная миндалевидная  форма, зрачок должен быть помещен в  передней части глаза, а не в центре. Оценка должна быть строгой.

9. Hoc. Любой способ изображения носа. В «смешанных профилях» очко засчитывается даже если нарисовано два носа.

10. Hoc, два измерения. Анфас: засчитывается любая попытка нарисовать нос двумерным, если длина носа больше ширины его основания.

Профиль: засчитывается любая, самая  примитивная попытка показать нос  в профиль, при условии, что изображено основание носа и его кончик. Простая  «пуговица» не засчитывается.

11. Рот. Любое изображение.

12. Губы, два измерения. Анфас: ясно изображены верхняя и нижняя губа.

13. Hoc и губы, два измерения. Дается дополнительное очко, если выполнены пункты 10 и 12.

14. Подбородок и лоб. Анфас: должны быть нарисованы оба глаза и рот, оставлено достаточное место над глазами и подо ртом для лба и подбородка. Оценка не очень строгая. Там, где шея переходит в лицо, имеет значение расположение рта по отношению к сужающейся нижней части головы.

15. Подбородок. (Не путать с пунктом 16. Чтобы получить очко по данному пункту, необходима отчетливая попытка показать «заостренный» подбородок. Чаще всего этот пункт засчитывается при изображении профиля.) Четко отделен от нижней губы. Анфас: форма подбородка должна быть выделена каким-либо способом: например, кривой линией, проходящей ниже рта или губ, или всей формой лица. Борода, закрывающая данную часть лица, не позволяет начислять очко по данному пункту.

16. Показана линия челюсти. Анфас: поперек шеи проходит линия челюсти и подбородка, причем она не должна быть квадратной формы. Шея должна быть достаточно широкой, а подбородок достаточно заостренным, чтобы линия челюсти образовала острый угол с линией шеи. Оценка строгая.

Профиль: линия челюсти идет по направлению к уху.

17. Переносица. Анфас: нос имеет правильную форму и правильно расположен. Должно быть показано основание носа, а переносица должна быть прямой. Важно расположение верхней части переносицы — она должна доходить до глаз или заканчиваться между ними. Переносица должна быть уже основания.

18. Волосы I. Засчитывается любое, даже самое грубое изображение волос.

19. Волосы II. Волосы показаны не просто мазней или каракулями. Однако линия волос на черепе без каких-либо попыток закрасить их не засчитывается. Очко дается, если ребенок предпринял попытку хоть как-то закрасить волосы или показать их волнистый контур.

20. Волосы III. Любая явная попытка показать стрижку или фасон, используя челку, баки или линию прически у основания. Когда нарисован человек в головном уборе, очко засчитывается, если волосы на лбу, за ухом или сзади указывают на наличие определенной прически.

21. Волосы IV. Тщательное изображение волос; показано направление прядей. Пункт 21 не засчитывается, если рисунок ребенка не удовлетворяет требованиям пункта 20. Это признак более высокого ранга.

Информация о работе Психологическое консультирование по проблемам одаренных детей