Психология детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:18, контрольная работа

Описание

Цель работы: Проанализировать особенности психического развития детей с ЗПР

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………..………………………………………….…..3
1. Характеристика познавательных процессов………………………………………….….....4
1.1 Особенности внимания у детей с задержкой психического развития…………..…….…4
1.2 Особенности памяти у детей с задержкой психического развития…………….….….….5
1.3 Особенности восприятия у детей с задержкой психического развития………………….7
1.4 Особенности мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития………………………………………..…….……..…….………….………….….…….8
1.5 Особенности воображения у детей с задержкой психического развития……………...10
1.6 Особенности речи у детей с задержкой психического развития…………….............…12
2. Характеристика эмоционально-волевой сферы……………………………………………14
2.1. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития………………………………………….……….………………….……………….…142.2 Особенности общения детей с задержкой психического развития…….……………….16
3. Характеристика личностной сферы……………………………………………………...…24
3.1. Особенности личности детей с задержкой психического развития……….………..…24
Заключение…………………………………………………………………………………...…25
Библиографический список……………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

контрольная кузьмичева.docx

— 75.34 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И  ЛОГОПЕДИИ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

на тему:

 

Психология детей с задержкой  психического развития

 

 

 

Выполнила студентка

СПД-2

Прибыткова Алёна

Научный руководитель:

Кузьмичёва Татьяна Викторовна

к.п.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2012

Содержание:

Введение…………………………………………..………………………………………….…..3

1. Характеристика познавательных  процессов………………………………………….….....4

1.1 Особенности внимания у детей  с задержкой психического развития…………..…….…4

1.2 Особенности памяти у детей с задержкой психического развития…………….….….….5

1.3 Особенности восприятия у детей с задержкой психического развития………………….7

1.4 Особенности мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития………………………………………..…….……..…….………….………….….…….8

1.5 Особенности воображения у детей  с задержкой психического развития……………...10

1.6 Особенности речи у детей с  задержкой психического развития…………….............…12

2. Характеристика эмоционально-волевой  сферы……………………………………………14

2.1. Особенности эмоционально-волевой  сферы детей с задержкой психического развития………………………………………….……….………………….……………….…142.2 Особенности общения детей с задержкой психического развития…….……………….16

3. Характеристика личностной сферы……………………………………………………...…24

3.1. Особенности личности детей с  задержкой психического развития……….………..…24

Заключение…………………………………………………………………………………...…25

Библиографический список……………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

По данным различных исследований, в России до 30% детей младшего школьного  возраста имеют проблемы в обучении и не справляются с требованиями школьной программы. Это дети – в  целом нормальные: с нормальным слухом и зрением, отсутствием умственной отсталости, заметных дефектов речи и  опорно-двигательного аппарата. Они  испытывают значительные трудности  в учебе из-за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи.

Увеличение числа таких детей  отмечается во всем мире, поэтому проблема трудности в обучении стала одной  из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. Исходя из этого, можно считать тему курсовой «Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР» актуальной.

В зависимости от подхода к изучению этих детей в разных странах их называют по - разному: «детьми с  трудностями в обучении», «детьми  с пониженной обучаемостью», «отстающими  в учении», «детьми со специфическими трудностями в обучении» и  др. В США долгое время проблемами таких детей занимались медики, и  они называли их «дети с минимальными повреждениями мозга». В Германии использовался термин «дети с  нарушениями поведения», так как  трудности в обучении у детей  часто сопровождаются проблемами в  поведении: невыполнением требований взрослых, эмоциональной неустойчивостью, срывами и др.

Как показывают исследования, большую  часть детей, испытывающих трудности  в обучении, составляют дети с задержкой  психического развития, которые по степени сформированности некоторых  психических функций не соответствуют  своему возрасту, а как бы находятся  на более ранних стадиях развития. Характерным признаком таких  детей является незрелость эмоционально-волевой  сферы, из-за чего они в 6 лет не способны в течение более или менее  длительное время (30-35 минут) быть внимательными, сосредоточенными и сконцентрированными  на какой-то деятельности1.

Развитие психики ребёнка в  отечественной и зарубежной психологии понимается как исключительно сложный, противоречивый процесс, подчиненный  взаимодействию многих факторов. Степень  нарушения темпа созревания мозговых структур, а следовательно, и темпа  психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого-педагогических факторов.

В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал, свидетельствующий  о специфических особенностях детей  с ЗПР, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим  развитием, а с другой стороны, от умственно отсталых детей2.

Цель работы: Проанализировать особенности психического развития детей с ЗПР.

Задачи:

    1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
    2. Проанализировать познавательную деятельность, рассмотреть эмоционально-волевую сферу и особенности личности детей с задержкой психического развития.
    3. Сделать выводы.

1.  Характеристика познавательных  процессов

1.1 Особенности  внимания у детей с задержкой  психического развития

Разные формы задержки психического развития у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается  на процессе обучения. Недостатки внимания обусловлены функциональными или  органическими нарушениями центральной  нервной системы и приводит к  неспособности сосредотачиваться  на выполнении заданий игрового или  учебного характера.

 У учащихся с задержкой  психического развития встречается  повышенная истощаемость, что выражается  в кратковременной продуктивности  при выполнении заданий с быстрым  нарастанием ошибок по мере  достижения цели. Нередко при  этом нарастающая рассеянность  выражается в постоянном переключении  внимания на различные объекты.  Многократные проявления недостатков  произвольного внимания в учебном  процессе характерны для детей  с задержкой психического развития.

Значительные недостатки произвольного  внимания у детей с задержкой  психического развития встречаются  при утомлении, на фоне астении, при  отсутствии мотивации к учебной  деятельности.

Исследователь  детей с ЗПР  Жаренкова Л.М. отмечает следующие  особенности внимания, характерные  для данного нарушения:

  1. Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость3.
  2. Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.
  3. Узкий объем внимания.
  4. Более сильно нарушено произвольное внимание.

Указанные особенности нарушения  произвольного внимания у детей  с задержкой психического развития препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность  и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.

При задержке психического развития с синдромом гиперактивности  наблюдается расстройство непроизвольного  внимания в виде высокой отвлекаемости  на несущественные внешние раздражители. При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом  нарушение внимания нарастают в  момент в момент утомления и резкого  падения работоспособности. При  явлениях психофизического инфантилизма – при утрате интереса к данному  виду деятельности.

 Недостаточность объема произвольного  внимания нередко отмечается  у детей с задержкой психического  развития с церебрастеническим  и астеническими синдромами, при  выраженном психофизическом инфантилизме, при задержке психического развития  с психопатоподобным синдромом.

Устойчивость произвольного внимания часто страдает у детей с задержкой  психического развития с астеническим и церебрастеническим синдромами и  у детей с ДЦП4.

1.2 Особенности памяти у детей с задержкой психического развития

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР  при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в  структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит  нарушениям памяти.

     Наблюдения  педагогов и родителей за детьми  с ЗПР, а также специальные  психологические исследования указывают  на недостатки в развитии их  непроизвольной памяти. Многое из  того, что нормально развивающиеся  дети запоминают легко, как  бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

     Одной из  основных причин недостаточной  продуктивности непроизвольной  памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности. В исследовании Т.В. Егоровой (1969) эта проблема была подвергнута специальному изучению. Одна из применявшихся в работе экспериментальных методик предусматривала использование задания, цель которого состояла в раскладывании картинок с изображениями предметов на группы в соответствии с начальной буквой названия этих предметов. Было выявлено, что дети с задержкой развития не только хуже воспроизводили словесный материал, но и тратили на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное отличие заключалось не столько в неординарной продуктивности ответов, сколько в разном отношении к поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимали попыток добиться более полного припоминания и редко применяли для этого вспомогательные приемы. В тех случаях, когда это все же происходило, зачастую наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на определенную букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву.5

     В исследовании Н.Г. Поддубной  изучалась зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера материала и особенностей деятельности с ним у младших школьников с ЗПР. Испытуемые должны были устанавливать смысловые связи между единицами основного и дополнительного наборов слов и картинок (в разных комбинациях). Дети с ЗПР обнаружили затруднения при усвоении инструкции к сериям, требующим самостоятельного подбора существительных, подходящих по смыслу к предъявленным экспериментатором картинкам или словам. Многие дети не поняли задание, но стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. При этом они, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, не могли адекватно оценить свои возможности и были уверены, что знают, как выполнять задание. Выявились отчетливые различия как по продуктивности, так и по точность и устойчивости непроизвольного запоминания. Количество правильно воспроизводимого материала в норме было выше в 1,2 раза.

Н.Г.  Поддубная  отмечает, что наглядный материал запоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является более  действенной опорой. Автор указывает  на то, что непроизвольная память у детей с ЗПР страдает не в такой мере, как произвольная, поэтому целесообразно ее широкое использование при их обучении.6

     Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают  на снижение произвольной памяти  у учащихся с задержкой психического  развития как на одну из  главных причин их трудностей  в школьном обучении. Эти дети  плохо запоминают тексты, таблицу  умножения, не удерживают в  уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности  памяти, быстрое забывание выученного.

     Специфические особенности памяти  детей с ЗПР:

  • Снижение объема памяти и скорости запоминания,
  • Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,
  • Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,
  • Преобладание наглядной памяти над словесной,
  • Снижение произвольной памяти.
  • Нарушение  механической памяти.

1.3 Особенности восприятия у детей с задержкой психического развития

Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР:

  1. При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.
  2. Недостатки внимания у детей с ЗПР.
  3. Недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия.

Информация о работе Психология детей с задержкой психического развития