Психология детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:18, контрольная работа

Описание

Цель работы: Проанализировать особенности психического развития детей с ЗПР

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………..………………………………………….…..3
1. Характеристика познавательных процессов………………………………………….….....4
1.1 Особенности внимания у детей с задержкой психического развития…………..…….…4
1.2 Особенности памяти у детей с задержкой психического развития…………….….….….5
1.3 Особенности восприятия у детей с задержкой психического развития………………….7
1.4 Особенности мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития………………………………………..…….……..…….………….………….….…….8
1.5 Особенности воображения у детей с задержкой психического развития……………...10
1.6 Особенности речи у детей с задержкой психического развития…………….............…12
2. Характеристика эмоционально-волевой сферы……………………………………………14
2.1. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития………………………………………….……….………………….……………….…142.2 Особенности общения детей с задержкой психического развития…….……………….16
3. Характеристика личностной сферы……………………………………………………...…24
3.1. Особенности личности детей с задержкой психического развития……….………..…24
Заключение…………………………………………………………………………………...…25
Библиографический список……………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

контрольная кузьмичева.docx

— 75.34 Кб (Скачать документ)

Особенности восприятия:

  • Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности.
  • Недостаточная целенаправленность и организованность внимания.
  • Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку.
  • Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).
  • Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.
  •       Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер – зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.

Задача дефектолога  заключается в том, чтобы помогать ребенку с ЗПР упорядочить  процессы восприятия и учить воспроизводить предмет целенаправленно. На первом учебном году обучения взрослый руководит  восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям  предлагается план их действий. Для  развития восприятия материал детям  предлагается в виде схем, цветных  фишек.

1.4 Особенности мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития

Эту проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с  ЗПР более сохранно, чем у умственно  отсталых детей, более сохранна способность  обобщать, абстрагировать, принимать  помощь, переносить умения в другие ситуации.

На развитие мышления оказывают  влияние все психические процессы:

  • уровень развития внимания;
  • уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок).
  • Уровень развития речи;
  • Уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов). Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить. К 6-7 годам дошкольники способны выполнять сложные интеллектуальные задачи, даже если они ему неинтересны (действует принцип: «так надо» и самостоятельности)7.

У детей с ЗПР все  эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт – все это  определяет особенности мышления ребенка  с задержкой психического развития.

Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка  нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления.

Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:

  1. Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам.
  2. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Это положение подтвердилось в эксперименте Н.Г. Поддубной. При предъявлении инструкции к заданию многие дети не поняли задания, но стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. Следует заметить, что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.
  3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.
  4. Стереотипность мышления, его шаблонность.

Наглядно-образное мышление.

Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу  из-за нарушений операций анализа, нарушение  целостности, целенаправленности, активности восприятия – все это ведет  к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные  части, установить взаимосвязь между  частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной  деятельности.

Логическое  мышление.

У детей с задержкой  психического развития имеются нарушения  важнейших мыслительных операций, которые  служат составляющими логического  мышления:

  • Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);
  • Сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);
  • Классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может  объяснить то, почему он так поступил).

У всех детей с ЗПР  уровень логического мышления значительно  отстает от уровня нормального школьника. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются  все объяснить. Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений:

  1. Индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов, то есть от частного к общему).
  2. Дедукция  (от общего к частному).

Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при  выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления – осуществление вывода из двух посылок – еще мало доступен детям  с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать  вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление  мысли, выделяющий те зависимости, между  которыми следует установить отношения.8 По мнению Ульенковой  У.В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления»9.

1.5 Особенности воображения у детей с задержкой психического развития

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных  психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью. Специфика этой формы  психического процесса состоит в  том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом  связано с деятельностью организм10.

Игра является ведущей деятельностью  ребенка дошкольного возраста. Как  и в ведущей деятельности любого периода психического развития, в  ней сконцентрированы наиболее существенные для данного периода проявления психической активности. В данном виде деятельности проявляются все  психические процессы, основным образом  воображение ребенка. Именно поэтому  особенности игры детей с задержкой  психического развития дают важный материал для характеристики этого состояния в плане оценки процесса воображения на фоне дефекта.

Наибольший интерес представляет анализ особенностей сюжетно-ролевой  игры, поскольку в ней достаточно отчетливо проявляются: знания детей  об окружающем мире (в соответствующей  содержанию игры области), включая знания о деятельности взрослых; понимание  взаимоотношений людей и их действий; умение применить накопленные знания в условиях игры; умение строить  и регулировать собственное поведение  в соответствии с содержанием  игры и умение взаимодействовать  с партнерами по игре с учетом своей  роли и их ролей. В игре проявляется  также эмоциональное отношение  детей к собственной деятельности и к действиям партнеров.

Если охарактеризовать игру детей  с задержкой психического развития, то ей свойственны однообразие, отсутствие творчества, бедность воображения, недостаточная  эмоциональность, низкая по сравнению  с наблюдаемой в норме активность детей.

Сюжетная игра, которая у нормально  развивающихся детей к шести  годам достигает вершины своего развития, у детей рассматриваемой  категории отличается отсутствием  развернутого сюжета, недостаточной  координированностью действий участников, нечетким разделением ролей и  столь же нечетким соблюдением игровых  правил. Эти особенности у нормально  развивающихся детей наблюдаются  в младшем дошкольном возрасте.

При этом, как было показано в исследованиях  Е.С. Слепович11 (1990) и ее сотрудников, дети описываемой категории вообще самостоятельно не начинают таких игр. Дети видели в комнате, куда их приводили, подготовленные наборы игрушек по темам: «Больница», «Магазин», «Семья», «Стройка», — но в отличие от нормально развивающихся детей они не начинали сюжетной игры. Они иногда брали игрушки, рассматривали их, совершали предметно - игровые действия. На вопрос, что они делают, следовали ответы: «Машину катаю», «Одеваю куклу». В другой части случаев ответы детей свидетельствовали о том, что они вписывают действия в определенную воображаемую ситуацию: «На стройку кирпич везу». Это давало основания оценивать такие действия как отобразительные игровые. Если экспериментатор побуждал детей к игре, не предлагая сюжета, случаи игровых действий учащались более чем в пять раз, оставаясь в большинстве своем все же на уровне предметно-игровых. Однако число попыток организовать сюжетно - отобразительные действия заметно возросло. Вместе с тем оставалось еще много детей с более выраженной задержкой психического развития, которые не предпринимали попыток начать игру и просто ходили или бегали по комнате, или занимались каким-то другим делом.

Бедность игровых действий сочетается с низкой эмоциональностью игрового поведения и несформированностью  действий замещения . В целом игра детей с задержкой психического развития носит стереотипный, нетворческий характер12.

1.6 Особенности речи у детей с задержкой психического развития

У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность  планировать свою деятельность с  помощью речи; нарушена внутренняя речь – активное средство логического  мышления ребенка.

Клинические и нейропсихологические исследования выявили отставание в  становлении речи детей с ЗПР, низкую речевую активность, недостаточность  динамической организации речи. У  этих детей отмечается ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, недостаточность словесной регуляции  действий. Наблюдается отставание в  развитии контекстной речи; существенно  запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности.

У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас.

При использовании даже имеющихся  в словаре слов дети часто допускают  ошибки, связанные с неточным, а  иногда и неправильным пониманием их смысла.

Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся  к разным смысловым группам понятия. Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь  определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития.

Ряд нарушений наблюдается и  в процессе формирования чувства  языка. У детей с ЗПР период словотворчества наступает позже  и продолжается дольше, чем в норме. К концу дошкольного возраста у детей этой группы может наблюдаться  «взрыв» словотворчества, однако употребление неологизмов отличается рядом особенностей. Например, для образования слов одной  грамматической категории может  быть использован один и тот же образовательный аффикс («мост —  мостик», «гроза — грозик», «соль — солик»).

У аномальных детей страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, также снижена потребность в речевом общении13.

Нарушения речи при ЗПР  носят системный характер и входят в структуру дефекта. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании  сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций  типа "Коля старше Миши", "Береза растет на краю поля". Дети плохо  понимают содержание рассказа со скрытым  смыслом, затруднен процесс декодирования  текстов, т. е. затруднен процесс  восприятия и осмысления их содержания.14

Дети рассматриваемой  группы имеют ограниченный словарный  запас. В их речи редко встречаются  прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает  период детского словотворчества, который  продолжается до 7-8 лет.

Грамматический строй  речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако, если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм слова и в употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают ошибки второго типа. Ребенку трудно воплотить  мысль в развернутое речевое  сообщение, хотя ему и понятно  смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.

Информация о работе Психология детей с задержкой психического развития