Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: распознавание страхов у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
Определение страха;
Изучить основные причины страха;
Выявить страхов у детей;
Преодоление проблемы.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Страх и виды тревожности……………………………….................... 5
1.1 Понятие страха……………………………………………………….. 5
1.2 Причины возникновения страхов у детей…………………………… 9
1.3 Появление страхов у детей младшего школьного возраста………. 14
1.4 выявление страха………………………………………………………. 21
2. Преодоление страха и тревожности у детей…………………………... 24
Заключение……………………………………………………………………….. 28
Список используемой литературы………………………………………………. 30
содержание
Введение…………………………………………………………
1. Страх и виды тревожности……………………………….......
1.1 Понятие страха……………………………………………………….. 5
1.2 Причины возникновения страхов у детей…………………………… 9
1.3 Появление страхов у детей младшего школьного возраста………. 14
1.4 выявление страха………………………………………………………. 21
2. Преодоление страха и тревожности у детей…………………………... 24
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………. 30
Введение
Человеку свойственно чего-то бояться. А уж ребенку тем более. Еще бы, ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Самое распространенное мнение, что дети боятся всякой ерунды, но это только нам, взрослым так кажется. Для ребенка страх - это самая сильная эмоция. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет наше сердце биться с удвоенной силой.
Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя, психолога, вовремя помочь ребенку. Такого вида расстройства как страхи появляются у 40% детей. Но страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т.д.
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
Проблемой страхов младшего школьного возраста занимались многие учёные. Боулби , в своих трудах, широко раскрыл причины детских страхов.
Исходя из актуальности проблемы была определена:
Цель курсовой работы: распознавание страхов у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: страхи детей младшего школьного возраста.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
Что такое страх? Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до « эмоционального паралича ». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Для того чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему.
Страх основан на инстинкте
В самом общем виде эмоция страха
возникает в ответ на действие угрожающего
стимула. Существует 2 угрозы, имеющие
универсальный и одновременно фатальный
в своём исходе характер. Это смерть и
крах жизненных ценностей, противостоящие
таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение,
личное и социальное благополучие.
Но и помимо крайних выражений страх всегда
подразумевает переживание какой-либо
реальной и воображаемой опасности.
Гораздо более распространены внушённые
детские страхи. Их источник - взрослые,
окружающие ребёнка (родители, бабушки,
воспитатели детских учреждений), которые
непроизвольно заражают ребёнка страхом,
тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто
эмоционально указывают на наличие опасности.
В результате ребёнок воспринимает только
вторую часть фраз типа: «Не ходи – упадёшь»,
«Не бери – обожжёшься», «Не гладь – укусит».
Ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это
грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги,
и естественно, у него возникает реакция
страха. Страх закрепился и распространился
на исходные ситуации.
К числу внешних можно отнести также и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей. Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её. Всё это даёт основание говорить об условно - рефлекторном характере страха, даже, если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, т.к. последний когда - то сопровождался крайне неприятным переживанием.
Подобное сочетание
Страх - эффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия, тревога эмоционально - заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх.
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока».
Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребёнок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри всё холодеет, тело «наливается свинцом», ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений, или наоборот, становится неподвижным.
В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если чувства не пропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение. Если ребёнок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.
В самом общем виде эмоции страха возникают в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.
Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты).
От переживания страха следует отличать состояние тревоги. В отличие от страха тревога – это переживание отдаленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать, или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности.
И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями.
«Страх можно также рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если предчувствия непропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение. В некоторых случаях представляет собой своеобразный клапан для выхода лежащей под ним тревоги.
Тревожность различают как эмоциональное состояние и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги.
1.2 Причины возникновения страхов у детей:
Любые переживания женщины во время беременности скажутся на родившемся ребенке, т.к. любое состояние, которое испытывает она, закладывается в сознание ребенка.
отсутствие уверенности в прочности брака;
переживания из-за отношений с супругом;
переживания из-за отношений со своими родителями или родителями мужа;
переживания в связи со здоровьем и положением близких;
переживания в связи с работой или учебой;
сильные испуги;
повышенная чувствительность к стрессу;
страх перед родами;
ребенок является нежеланным;
нежелание рождения того или иного пола;
внутренняя
токсикозы первой и второй половины беременности;
угроза выкидыша;
плохое обслуживание акушерско-гинекологическим составом;
затяжные роды.
Но может ли человек полностью «обойтись» без страха? Что должно удерживать человека от явно безрассудного риска? Честно говоря, тот, кто утверждает, что никогда в жизни ничего не боялся, не заслуживает доверия. Любой сорвиголова, который кичится своим отчаянным мужеством, испытывает страх. Другое дело, что преодоление страха может приносить совершенно определенное удовлетворение. Но навязчивый поиск острых ощущений страха - это явная патология, указывающая на неуравновешенную личность, которая пытается обрести внутренний покой на грани своих возможностей. Один из аспектов так называемого «афганского синдрома»- это привыкание к постоянной опасности. Военнослужащие, выполнявшие «интернациональный долг», привыкали к опасности и постоянному риску - как к наркотику. Возвращение в обыденную, повседневную жизнь стало для многих причиной стрессов и депрессий. Некоторые из них пытались привнести чувство предельной бдительности и напряженной осторожности, требовавшихся от них на войне, в мирную жизнь.