Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: распознавание страхов у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
Определение страха;
Изучить основные причины страха;
Выявить страхов у детей;
Преодоление проблемы.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Страх и виды тревожности……………………………….................... 5
1.1 Понятие страха……………………………………………………….. 5
1.2 Причины возникновения страхов у детей…………………………… 9
1.3 Появление страхов у детей младшего школьного возраста………. 14
1.4 выявление страха………………………………………………………. 21
2. Преодоление страха и тревожности у детей…………………………... 24
Заключение……………………………………………………………………….. 28
Список используемой литературы………………………………………………. 30
Страх настолько же важен
для сознания, как боль для тела,
- это сигнал, предупреждающий об
опасности. В нервной системе
человека существует нечто вроде
фильтра, который дозирует и регулирует
сигналы, поступающие в сознание.
Существование этих «фильтров» доказывается
тем, что некоторые йоги после
упорных тренировок могли по своему
желанию заглушить любые
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
Грэй разделил все причины страха на 4 категории:
интенсивность, новизна, эволюционно-выработанные сигналы опасности, причины, возникающие в социальном воздействии.
Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных стимулов, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх из- за своей новизны. Грей рассматривал недостаток стимуляции или отсутствия стимула в ожидаемом месте и во времени как определённый вид нового стимула. Любые ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного времени, являются эволюционно-выработанными сигналами опасности.
Боулби выделил врожденные детерминанты страха, которые он называет «природными стимулами и их производными». Производные стимулы, по-видимому, скорее подвержены видоизменениям в опыте, чем природные. Природными стимулами страха являются: одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль. Стимулы страха включают : темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Как Боулби, так и другие авторы показали, что природные стимулы страха связанны с возрастом, т.е. зависят от процессов развития и созревания. Например, ряд исследователей показали, что страх перед незнакомыми людьми не может возникать в первые месяцы жизни потому, что у ребёнка ещё не развилась способность отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способность возникает где-то между 6-и 9-месячным возрастом и именно в этом возрастном периоде отмечается максимальный страх перед чужими.
Боулби считал одиночество наиболее
глубокой и важной причиной страха.
Он также показал другие природные
стимулы страха, например, незнакомость
и внезапные изменения
В принципе любая эмоция может вызвать страх. Сходство нейрофизиологических механизмов с эмоцией страха приводит к тому, что они часто являются активаторами. Как утверждает Томкин-с, «внезапное освобождение от длительного и сильного страха, если оно полное, приводит к радости, если неполное к возбуждению». Подтверждение связи между страхом и возбуждением можно найти у Балл в её работе, посвящённой гипнотически внушённому страху. Она показала, что испытуемые, переживающие страх, оказались в конфликте между желанием исследовать и желанием спастись. Она рассматривает это как доказательство двойственной природы страха. Теория дифференциальных эмоций интерпретирует конфликтное поведение как результат поведения между страхом и интересом.
Когнитивные процессы. Представляют собой наиболее общий вид причин страха. Например, страх, какого - либо определённого объекта может быть вызван мысленным воспроизведением в памяти или антиципацией. Воспоминание или предвидение страха само по себе является достаточным для того, чтобы вызвать страх.
Страх темноты подразумевает безраздельный страх перед любой опасностью, появляющейся из нечто. Обычно страх темноты свидетельствует о беззащитности перед лицом воображаемой опасности в виде чудовищ.
Во всех случаях страх
темноты - развитие у детей воображения
и фантазии. В интересующем нас
вопросе влияния родового опыта
на появление данного страха, можно
представить, что темнота как
раз и есть отражение внутриутробного
существования ребенка. Тогда темнота
означает предшествующий рождению мрак,
где ребенок испытал при
Страх одиночества - символ беззащитности и зависимости, прежде всего от матери, вне которой ребенок не может чувствовать себя защищенным, в состоянии безопасности.
При благоприятном протекании беременности и эмоциональном контакте матери с ребенком после рождения страх одиночества не выражен, но только в тех случаях, когда мать не обладает тревожно-мнительными чертами характера, а сам ребенок не испытал шоковых переживаний.
Страх замкнутого пространства выступает как реакция на стеснение, критическое ограничение жизненного пространства, угрожающее жизни человека. В максимальном значении это страх удушья. Близко к этому - страх потери сознания. Несомненно, и аналогия с замкнутым пространством матки, сужающимся до критического предела при преждевременном отхождении вод, без результативности схваток и, главное, отсутствие достаточного раскрытия шейки матки.
Таким образом, страхи темноты, одиночества и замкнутого пространства могут быть отражены в эмоциональной памяти травмирующего перинатального опыта в определенных жизненных ситуациях, именно эти страхи представляют «перинатальную триаду».
1.3. Появление страхов у детей младшего школьного возраста.
Иногда выражения страха так очевидны, что не передаются в комментариях, например ужас, оцепенение, растерянность, плач и т.д. О других же страхах можно судить лишь по ряду косвенных признаков: стремление избегать определенных мест, разговоров и книг на определенную тему, смущение и застенчивость на определенную тему.
Страх, как тень, преследовал человека ещё с незапамятных времён. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу, возникал в непосредственной опасности для жизни, как самого человека, так и его ближайшего окружения. Страх – неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, т.к. он предотвращал слишком опасные для жизни безрассудные и импульсивные действия. Ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где - то рядом.
Только постепенно у детей складывается объективизированной характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно - логически. Во многих цивилизациях дети в своём развитии испытывают ряд страхов. Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов : наличие страхов у родителей ; тревожность в отношениях с ребёнком ; избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола, а так же многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков ; психические травмы типа испуга; постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей.
Мальчики и девочки
боятся чаще, если считают главной
в семье мать, а не отца. Очень
чувствительны дети младшего школьного
возраста к конфликтным отношениям родителей.
Если они видят, что родители часто ссорятся,
ругаются, то число этих страхов выше,
чем когда отношения хорошие. Как мальчики,
так и девочки в возрасте 6 – 7 лет чаще
всего реагируют появлением страхов на
конфликт родителей.
В 7 лет у мальчиков и девочек число страхов значительно выше в неполных семьях, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, которые становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимают их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребёнка, стремятся интеллектуализировать его развитие, опасаясь, что он не будет соответствовать их ожиданиям. В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей.
Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения беспокойства детей. У молодых жизнерадостных родителей, дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (30 –35 лет) дети более беспокойны. Впитывая, как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, приводящего их иной раз к неуверенности в себе. Биологические предпосылки.
Способствуют возникновению страха некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности. Это эмоциональная чувствительность и связанная с ней впечатлительность. Повышенная впечатлительность таких людей выражается в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они « всё близко принимают к сердцу и легко расстраиваются », будучи неспособными к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они « всё держат в себе ». Большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам.
Все эти страхи носят переходящий
характер, но они способны оживлять аналогичные
страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных
родителей. Страхи взрослых передаются
детям в семье. Это наиболее типичный психологический
путь передачи страхов. Вероятность появления
страхов у детей всегда выше при наличии
их у родителей, особенно, если на лицо
общие свойства высшей нервной деятельности
, а так же, когда родители пользуются у
детей авторитетом и когда между ними
существует тесный эмоциональный контакт.
Большинство страхов передаются детям
неосознанно, но некоторые страхи, точнее
опасения, могут внушаться детям навязываемой
или системе целостных ориентаций. Таким
образом, наследуется не сами страхи, а
некоторые общие свойства реагирования.
Невротические страхи. Характеризуются
большей эмоциональной интенсивностью
и напряжённостью; длительным течением
или постоянством; неблагоприятным влиянием
на формирование характера и личности
; избеганием объекта страха, а так же всего
нового и неизвестного ; относительной
трудностью устранения страхов. Невротические
страхи могут быть результатом длительных
и неразрешимых переживаний. Чаще всего
боятся подобным образом чувствительные,
испытывающие эмоциональные затруднения
в отношениях с родителями дети, чьё представление
о себе искажено эмоциональными переживаниями
в семье или конфликтами.
Эти дети не могут полагаться на взрослых
как источник безопасности, авторитета
и любви. С 6 –7 лет ребёнок идёт в школу.
Социальная позиция школьника налагает
на него чувство ответственности, долга,
обязанности, и это является одной из сил,
формирующих нравственные стороны личности.
К моменту поступления в школу у детей
наблюдается уменьшение количества страхов,
что как раз и обусловлено новой социальной
позицией школьника, которая уменьшает
эгоцентрическую направленность личности,
а так же и инстинктивно опосредованные
формы страха. Младший школьный возраст–это
возраст, когда перекрещиваются инстинктивные
и социально опосредованные страхи.
Инстинктивные, преимущественно
эмоциональные, формы страха – это
собственно страх как воспринимаемая
угроза для жизни, в то время как
социальные формы страха являются его
интеллектуальной переработкой. Ведущий
страх в данном возрасте – это
страх « быть не тем », о ком
хорошо говорят, кого уважают, ценят
и понимают. Конкретными формами
страха « быть не тем » являются
страхи сделать не то, не так, быть осуждённым
и наказанным. Эти страхи говорят
о нарастающей социальной активности,
об упрочении чувства
И, так, первый раз в 1 класс. Сколько тревог, волнений хлопот, разговоров.… И вот, наконец, долгожданный день наступил – ребёнок в классе, среди сверстников, перед ними учитель. Новая, очень значимая фигура в его жизни. Поступление в школу – серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а сколько всего нужно уметь делать – внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы преподавателя.
Зато желание побегать, поиграть, повеселиться надо подавлять. Если со всем этим ребёнок справляется, и всё у него идёт хорошо – он радостен, увлечён, он верит в свои силы. Если же нет – интерес к учёбе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребёнку, так и родителям. Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни. Контрольные работы, домашние задания.
Отметки. Давление родителей. Давление ровесников. Давление учителей. Проблемы в обучении. Школа может стать источником значительных страхов, что повлияет на его учёбу и здоровье. Очень часто дети испытывают страх, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Учитель несправедлив. Контрольная слишком сложная. Второй попытки не будет и т.д. Ещё одна школьная беда- волнение детей из-за возможных ошибок («Вдруг будет неправильно»), а иногда из-за боязни критики или насмешек со стороны учителей, родителей, ровесников.
Волнение держит школьников в состоянии напряжения или гиперактивности, которое мешает нормально учиться, потому что учёба требует восприимчивости и сосредоточенности. Таким образом, в школе дети могут оказаться в ловушке страха. Контрольная работа. Контрольные работы являются источником давления. Они кажутся детям очень важными и даже очень хорошие ученики понимают, что им могут задать вопрос, на который они не ответят.