Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:51, реферат
Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?
В зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;
В зависимости от временной организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;
В зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное. Стандартизированное наблюдение ведется по определенной, заранее разработанной схеме. Свободное наблюдение не имеет заданной программы и четких параметров.
В психологических
исследованиях широко
Благодаря эксперименту
у психологии появилась
Исследователь сам вызывает изучаемое им явление — в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию;
Экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;
В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;
Эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.
В психологии практикуются
следующие виды
Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных. Недостатком этого вида исследования является трудность переноса результатов, полученных в эксперименте, в реальную жизнь. Искусственность и абстрактность лабораторных условий существенно отличаются от условий жизнедеятельности человека;
Естественный эксперимент
снимает ограничения
Формирующий эксперимент
предполагает целенаправленное воздействие
на испытуемого в целях
констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.
Кроме вышеперечисленных
основных методов в психологии
широко применяются методы
Беседа (интервью) — получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;
Тестирование —
Анализ продуктов деятельности,
основанный на общей предпосылке
о единстве внутренних психических
процессов и внешних форм поведения
и деятельности. Изучая продукты деятельности,
можно получить важную информацию о
психических особенностях ее субъекта.
Продуктами деятельности, подвергающимися
тщательному анализу в
Кроме перечисленных
методов, предназначенных для
сбора первичных данных о
1.4.Структура современной психологии.
В настоящее время
психология представляет собой
сложную и разветвленную
Во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий;
Во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии- сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.
Особое положение среди
всех направлений занимает
Отрасли психологии
принято квалифицировать по
Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:
психология труда исследует
психологические особенности
медицинская психология изучает
психологические аспекты
педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;
юридическая психология подразделяется
на судебную психологию, исследующую
психические особенности
инженерная психология анализирует
процессы информационного взаимодействия
человека и технических устройств,
решение проблем инженерно-
спортивная психология рассматривает
психологические особенности
отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.
Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития:
возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе — ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;
сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека;
психология аномального
развития, или специальная психология,
исследует нарушения
Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества:
социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом;
этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д.
Даже упоминание небольшой
части развивающихся в
1.5.Место психологии в системе научного познания.
Анализ основных тенденций
развития мирового сообщества
и прогнозы многих ученых
Превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки;
Возрастающая дифференциация
научного изучения человека, углубленная
специализация отдельных
Современная наука все более полно охватывает многообразные связи и отношения человека с миром: природа и человек, общество и человек, человек и техника».
В системе тех или
иных связей человек изучается
как продукт биологической
Субъект и объект исторического процесса — личность в истории; естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости;
основная производительная сила общества — субъект труда; субъект познания, коммуникации, управления и воспитания.
Подобного многообразия подходов к изучению человека история науки еще никогда не. знала. Возрастающее многообразие аспектов человекознания— специфическое явление современности, связанное с прогрессом науки и ее приложением к различным областям общественной практики.
Наряду с процессом
дифференциации научного
Наука и практика
испытывают потребность в
Преодолеть междисциплинарную
разобщенность в понимании