Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:51, реферат

Описание

Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 114.22 Кб (Скачать документ)

 

 Отечественный психолог  Б.Ф.Ломов писал,  что важнейшая  функция психологии заключается  в том, что она «является  интегратором всех научных дисциплин,  объектом исследования которых  является человек». Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными — через психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими — через медицинскую психологию, с педагогическими — через психологию развития и педагогическую психологию, с техническими — через инженерную психологию, и т.д.

 

 Таким образом, у  психологии сложились тесные  связи с научными дисциплинами  всех групп: естественной, гуманитарной  и технической. Анализ содержания  психологических знаний показывает, что точное определение, к какой  из вышеназванных групп можно  отнести саму психологию, не представляется  возможным. Психология развивается  на пересечении всех трех направлений  научных исследований.

 

 

 

 

Лекция 1. Психология как наука и  практика

 

Психология[3] изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той  или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики  как особой формы жизнедеятельности.

 

Особенности психологии:

 

¦ психология представляет собой  науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она  имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;

 

¦ психология является сравнительно молодой наукой. Условно ее научное  оформление связывают с 1879 г., когда  немецким психологом В. Вундтом в  Лейпцигском университете была создана  первая в мире Лаборатория экспериментальной  психологии, организован выпуск психологического журнала, положено начало проведению международных  психологических конгрессов, а также  образована международная школа  профессиональных психологов. Все это  обеспечило возможность формирования мировой организационной структуры  психологической науки;

 

¦ психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так  как она позволяет глубже познать самого себя, свои возможности, достоинства и недостатки, а значит, и изменять себя, управлять своими психическими функциями, действиями и своим поведением, лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними; она необходима родителям и педагогам, а также каждому деловому человеку, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния коллег и партнеров.

 

1. Предмет, объект, задачи  и методы психологии

 

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения  действительности, формирование психологических  особенностей личности человека как  сознательного субъекта деятельности.

 

В истории науки сложились  разные представления о предмете психологии:

 

¦ душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями  до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;

 

¦ в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;

 

¦ в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;

 

¦ согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом  психологической науки;

 

¦ процессы переработки информации и результаты этих процессов как  предмет психологии рассматривают  когнитивная психология и гештальт-психология;

 

¦ личный опыт человека предметом  психологии считает гуманистическая  психология.

 

В качестве основного объекта  психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и  отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие  или препятствующие достижению ими  вершин в жизни и творческой деятельности.

 

Основные задачи психологии:

 

– изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;

 

– изучение природы и условий  формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;

 

– использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

 

Прежде чем говорить о  методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод»  и «методика».

 

Методология – наиболее общая  система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и  построения теоретического знания, а  также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.

 

Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых  получают сведения, необходимые для  построения научной теории и вынесения  практических рекомендаций.

 

Любой метод реализуется  в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного  исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает  еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.

 

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени  совершенства применяемых методов  исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.

 

Все методы психологии могут  быть разделены на три группы: 1) объективные  методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики.

1. Объективные методы психологии

 

Методологической основой  объективных методов психологии является принцип единства сознания и деятельности. К этой группе относятся  следующие методы:

 

• наблюдение (сплошное, выборочное);

 

• эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);

 

• тестирование (достижений, способностей, профпригодности и  др.);

 

• анализ продуктов деятельности (графологический, контент-анализ, анализ рисунков и др.);

 

• опрос (анкетирование, беседа, интервью);

 

• математическое моделирование  и статистический анализ.

 

Наблюдение – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа  и объяснения. Наблюдение должно быть избирательным, плановым и систематическим, т. е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности, строиться  на основе плана и проводиться  на протяжении определенного периода  времени.

 

Эксперимент – один из основных методов психологии. Статус самостоятельной  науки психология приобрела благодаря  появлению экспериментальных методов. С. Л. Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента: 1) в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое  им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может  активно вмешиваться в ситуацию; 2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; 3) в эксперименте возможно попеременно исключить отдельные условия (переменные) с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; 4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

 

Выделяют три вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий.

 

Лабораторный эксперимент  проводят в специально создаваемых  и контролируемых условиях, как правило с применением специальной аппаратуры и приборов.

 

Идея проведения естественного  эксперимента принадлежит отечественному психологу А. Ф. Лазурскому (1874–1917). Суть его заключается в том, что  исследователь оказывает воздействие  на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют  в эксперименте. Например, педагог  имеет возможность варьировать  содержание, формы, методы обучения в  параллельных классах или студенческих группах и сравнить результаты.

 

Формирующий эксперимент  – это метод исследования в  условиях специально организованного  экспериментального педагогического  процесса. Его еще называют преобразующим, созидательным, обучающим методом  или психолого-педагогическим методом  активного формирования психики. На нем основан ряд педагогических методик, например погружение в проблему, тренинг в группе. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную  модель воздействия на личность или  группу людей.

 

Тестирование[4] – метод  психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и  задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для  распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного  человека, группы людей, той или иной психической функции и т. д. Результат  выполнения теста оценивается в  количественных показателях. Тесты  имеют различного рода нормы-шкалы  значений: возрастные, социальные и  др. Индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой. Существует особая область психологии – тестология, представляющая собой  теорию применения и создания тестов. Разработка в настоящее время  научно обоснованного психологического теста – дело трудоемкое и длительное.

 

Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки  о связи внутренних психических  процессов и внешних форм поведения  и деятельности. Изучая объективные  продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Специфической  формой метода анализа результатов  деятельности является графология. Психологи  установили, что характеристики почерка  связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка. Контент-анализ позволяет  выявлять и оценивать специфические  характеристики литературных, научных, публицистических текстов, а затем  на их основе определять психологические  характеристики автора.

 

Опрос используют в психологии в форме анкетирования и беседы (или интервью). Источниками информации в опросе являются письменные или  устные суждения индивида. Для получения  достоверной информации создаются  специальные опросники, вопросы  в которых расположены в определенном порядке, сгруппированы в отдельные  блоки и т. д. При анкетировании  опрос проводится письменно с  использованием анкеты. Преимущество этого метода состоит в том, что  в таком опросе одновременно может  участвовать группа лиц, а полученные в ходе анкетирования данные могут  быть статистически обработаны и  проанализированы. Во время беседы происходит непосредственное взаимодействие исследователя с респондентом (или  опрашиваемым). Важнейшее условие  успешности беседы состоит в установлении между ними контакта, в создании доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить  к себе опрашиваемого, вызвать его  на откровенность.

 

Математический метод  используется в психологии не в качестве самостоятельного, а включается как  вспомогательное средство повышения  надежности, объективности, точности получаемых данных. Ряд статистических методов  был создан специально для проверки качества психологических тестов.

2. Методы описания и  понимания психологии человека

 

Основные методы этой группы следующие:

 

• интроспекция;

 

• самоотчет;

 

• включенное наблюдение;

 

• эмпатическое слушание;

 

• идентификация и др.

 

Интроспекция (или самонаблюдение) исходит из фундаментальной особенности  психики человека – ее рефлексивной природы. Интроспекция является «всматриванием» в свои внутренние переживания, в психическое состояние, мысли, образы, желания и т. п. Однако требуется определенная работа по их осмыслению, пониманию, классификации и истолкованию. Не все люди одинаково способны к такого рода работе и в этом отношении различаются по уровню самосознания и рефлексии.

 

Самоотчет представляет собой  словесный или письменный отчет  о результатах самонаблюдений, описаний человеком самого себя. Это могут  быть письма, исповеди, автобиография, дневники.

 

Включенное наблюдение представляет собой специфическую форму объективного наблюдения, в отличие от которого исследователь не просто отстраненно  наблюдает за фрагментами поведения  человека, а реально участвует  в эксперименте, дискуссии и т. п. Наблюдатель выступает как  равноправный участник совместного  с испытуемым действия. При таком  наблюдении исследуемая человеческая проблема изучается целостно.

 

Эмпатическое слушание –  это переживание исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через  отождествление с ним. Метод основан  на способности человека сопереживать собеседнику и понять его через это сопереживание. Использование данного метода, по К. Роджерсу, «…требует определенного мастерства, и эмпатическое понимание заключается в проникновении в чужой мир, умении релевантно войти в феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира…»[5]

Информация о работе Психология как наука