Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:51, реферат

Описание

Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 114.22 Кб (Скачать документ)

 

При идентификации исследователь  воображает себя на месте другого  человека, как бы мысленно воплощается  в нем. В отличие от эмпатии  идентификация использует интеллектуальные, логические операции: сравнение, анализ, рассуждение и т. п.

3. Методы психологической  практики

 

Психологическая практика по своим задачам, методам, формам представляет собой многообразные виды практик. Она включает в себя работу с людьми, имеющими психические отклонения или  проблемы, ориентирована на работу с представителями коммуникативных  профессий, людьми различных возрастов. Невозможно описать все методы и  методики, использующиеся в современной  психологической практике, тем более  что их арсенал постоянно пополняется. Основными среди них являются:

 

• психотерапия;

 

• психологическая консультация;

 

• психокоррекция;

 

• психотренинг и др.

 

Выбор методов в психологии – дело непростое. Исследование сложных  социально-психологических явлений, как правило, должно базироваться не на отдельных методах, а на их совокупности.

 

2. Место психологии в  системе наук

 

Человек в качестве предмета исследования может рассматриваться  с различных точек зрения: как  биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. При  этом каждый человек неповторим и  обладает своей индивидуальностью. Разнообразие проявлений человека как  природного и социального феномена привело к возникновению значительного  количества наук, изучающих человека. Психология как область гуманитарного, антропологического знания тесно связана  со многими науками. Она занимает промежуточное положение между  философскими, естественными, социальными  и техническими науками.

 

Прежде всего необходимо остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии. Став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. Сегодня существуют научные проблемы и понятия, которые рассматриваются как с позиции психологии, так и философии, например смысл и цель жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности, сущность и происхождение человеческого сознания, природа человеческого мышления, влияние личности на общество и общества на личность и др.

 

Долгое время существовало принципиальное разделение философии  на материалистическую и идеалистическую. Чаще всего это противопоставление носило антагонистический характер, т. е. постоянно происходило противопоставление взглядов и позиций. Для психологии оба эти основные течения философии имеют одинаковую значимость: материалистическая философия явилась базой для разработки проблем деятельности и происхождения высших психических функций, идеалистическое направление дало возможность изучения таких понятий, как, например, ответственность, смысл жизни, совесть, духовность. Следовательно, использование в психологии обоих направлений философии наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу.

 

Другой наукой, которая  так же, как и психология, изучает  проблемы, связанные с личностью  и обществом, является социология, которая  заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих взаимоотношений. В то же время психология широко использует в своих исследованиях  традиционные социологические приемы сбора информации, например опрос  и анкетирование. Есть проблемы, которые  совместно изучают психологи  и социологи, такие как взаимоотношения между людьми, психология экономики и политики государства, социализация личности, формирование и преобразование социальных установок и др. Социология и психология находятся в тесной взаимосвязи как на уровне теоретических исследований, так и на уровне использования определенных методов. Развиваясь параллельно, они дополняют исследования друг друга в изучении взаимоотношений человека и человеческого общества.

 

Еще одной наукой, тесно  связанной с психологией, является педагогика, поскольку воспитание и  обучение детей не может не учитывать  психологические особенности личности.

 

Психология тесно связана  с историей. Одним из примеров глубокого  синтеза истории и психологии является теория культурно-исторического  развития высших психических функций  человека, разработанная Л. С. Выгодским, суть которой заключается в том, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед фило– и онтогенетическое развитие людей. Другим, не менее известным примером взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода, суть которого состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необходимо проследить его фило– и онтогенетическое развитие от элементарных форм к более сложным. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей. Таким образом, мнения психологов и историков сходятся в том, что современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества.

 

Отличительной особенностью психологии является ее связь не только с общественными, но и с техническими науками. Это обусловлено тем, что  человек является непосредственным участником всех технологических и  производственных процессов. Психологическая  наука рассматривает человека как  неотъемлемую часть технического прогресса. В исследованиях психологов, занимающихся разработкой социотехнических систем, человек выступает как самый  сложный элемент системы «человек – машина». Благодаря исследованиям  психологов создаются образцы техники, которые учитывают психические  и физиологические возможности  человека.

 

Не менее тесно связана  психология с медицинскими и биологическими науками. Эта связь обусловлена  двойственной природой человека –  как социального, так и биологического существа. Большинство психических  явлений и, прежде всего, психических  процессов, имеет физиологическую  обусловленность, поэтому знания в  области физиологии и биологии помогают лучше понять те или иные психические  явления. Сегодня хорошо известны факты  психосоматического и соматического  взаимовлияния. Суть данного явления  состоит в том, что психическое  состояние человека отражается на его  физиологическом состоянии, и наоборот, различные заболевания, как правило, сказываются на психическом состоянии  больного. С учетом этого, в современной  медицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия.

 

Таким образом, современная  психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно  утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической  науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной  и практической деятельности привели  к возникновению разнообразных  отраслей психологии.

 

3. Основные отрасли психологии

 

Современная психологическая  наука представляет собой многоотраслевую  сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных  отраслей. Их возникновение обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых  психологических знаний. Одни отрасли  психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное  направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые! и прикладные (специальные!.

 

Фундаментальные отрасли  психологической науки имеют  общее значение для понимания  и объяснения различных психических  явлений. Это тот базис, который  не только объединяет все отрасли  психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные  отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

 

Общая психология – отрасль  психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные  исследования, выявляющие наиболее общие  психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории. Основными понятиями общей психологии являются:

 

• психические процессы;

 

• психические свойства;

 

• психические состояния.

 

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной  отрасли психологической науки  связано с именем СЛ. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего  в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в  который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой  науки.

 

Прикладными называют отрасли  психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве  случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки  решают конкретные задачи в рамках определенного направления, например:

 

¦ педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития личности в  процессе обучения и воспитания;

 

¦ возрастная психология изучает  закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости, в связи с чем делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихологию);

 

¦ дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также  причины и следствия этих различий;

 

¦ социальная психология изучает  закономерности поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, психологические характеристики самих  групп, социально-психологическую совместимость  людей;

 

¦ политическая психология изучает  психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.;

 

¦ психология искусства изучает  свойства и состояния личности или  группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей  на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом;

 

¦ медицинская психология изучает психологические особенности  деятельности врача и поведения  больного, проявления и причины разнообразных  нарушений в психике и поведении  человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает  психологические методы лечения  и психотерапии;

 

¦ юридическая психология изучает психологические особенности  участников уголовного процесса, а  также психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

 

Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для  научных исследований и не менее  значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том  числе: психология труда, инженерная психология, военная психология, психология рекламы, экологическая психология, зоопсихология, спортивная психология, космическая  психология и др.

 

Отметим, что прикладные отрасли  не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли  психологии используются знания или  методы других ее отраслей. Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др.

 

4. Основные этапы развития  психологической науки

 

Исторически первым появилось  учение о душе. Своим названием  психология обязана греческой мифологии  – рассказанному Апулеем мифу об Амуре и Психее, в котором  говорится о царе и трех его  дочерях. Младшая была красивее всех, ее звали Психея. Слава о ее красоте пролетела по всей земле, но Психея страдала от того, что ею только любуются: она хотела любви. Отец Психеи обратился к оракулу за советом, и оракул ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена в уединенное место для брака с чудовищем. Несчастный отец выполнил волю оракула. Порыв ветра перенес Психею в чудесный дворец, где она стала женой невидимого супруга. Загадочный супруг Психеи взял с нее обещание, что она не будет стремиться увидеть его лицо. Но злые сестры из зависти подговорили доверчивую Психею разглядеть супруга, когда он заснет. Ночью Психея зажгла светильник и, увидев своего супруга, узнала в нем бога любви Амура. Пораженная красотой его лица, Психея любовалась Амуром, но капля горячего масла светильника упала на его плечо, и Амур проснулся. Оскорбленный, он улетел, а Психея пошла по земле искать своего возлюбленного. После долгих скитаний она оказалась под одной крышей с Амуром, но не могла с ним видеться. Мать Амура – Венера – заставила ее выполнять немыслимые работы; только благодаря чудесной помощи богов Психея справлялась с испытаниями. Когда Амур выздоровел после ожога, он стал умолять Зевса разрешить ему брак с Психеей. Видя их любовь и подвиги Психеи во имя любви, Зевс согласился на их брак, и Психея получила бессмертие. Таким образом, благодаря своей любви влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф – образец истинной любви, высшей реализации человеческой души, которая, только наполнившись любовью, стала бессмертной. Поэтому именно Психея стала символом бессмертия, символом души, ищущей свой идеал.

 

Дошедшие до нас из глубины  веков письменные источники знаний свидетельствуют о том, что интерес  к психологическим явлениям зародился  у людей очень давно. Первые представления  о психике были связаны с анимизмом[6] – древнейшим взглядом, согласно которому у всего, что существует на свете, есть дух, или душа, – не зависимая  от тела сущность, управляющая всеми  живыми и неживыми предметами. Об этом говорят научные трактаты Демокрита, Платона, Аристотеля.

 

Демокрит (460–370 гг. до н. э.) разработал атомистическую модель мира. Душа – это материальное вещество, которое состоит из шарообразных, легких, подвижных атомов огня. Все душевные явления объясняются физическими и механическими причинами. Например, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно исходящими от предметов.

Информация о работе Психология как наука