Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:51, реферат

Описание

Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 114.22 Кб (Скачать документ)

 

Согласно учению древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н. э.) душа существует наряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных  взаимоотношениях. По своему божественному  происхождению душа призвана управлять  телом. Однако иногда тело, объятое  различными желаниями и страстями, берет верх над душой. Душевные явления  подразделяются на разум, мужество (в  современной трактовке – воля) и вожделение (мотивация). Согласно Платону разум у человека размещается  в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Их гармоническое единство придает  целостность душевной жизни человека.

 

Вершиной античной психологии явилось учение Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) о душе. Его трактат «О душе» – первое специальное психологическое сочинение. Он отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время Аристотель считал невозможным рассматривать душу в отрыве от материи (живого тела1. Душа, по Аристотелю, хотя и бестелесна, но она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление, или внутренняя активность организма. Чувственные восприятия составляют начало познания. Память сохраняет и воспроизводит ощущения.

 

Начатое в эпоху Античности научное изучение души в эпоху  Средневековья было частично утрачено и заменено религиозно-мистическим  мировоззрением, схоластикой и философией духа. Под влиянием атмосферы, характерной  для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни  общества, включая и науку1, анимистическая трактовка души стала увязываться с христианским пониманием сущности человека. Душа, по убеждению средневековых авторов, является божественным, сверхъестественным началом, и поэтому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому разуму может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру, а величайшие таинства души проявляются лишь в религии.

 

В эпоху Возрождения вновь  появился интерес к естественнонаучным исследованиям души. Постепенно накапливался и конкретный материал об анатомо-физиологических  особенностях человеческого организма. С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Этот период в развитии психологической науки связан, прежде всего, с именами Р. Декарта, Г. Лейбница, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка.

 

Р. Декарт (1596–1650) считается  родоначальником рационалистической философии. Согласно его представлениям знания должны основываться на очевидных  данных и выводиться из них путем  логических рассуждений. Исходя из этой точки зрения человеку, чтобы найти  истину, сначала надо все подвергнуть  сомнению. В своих трудах Р. Декарт утверждает, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма  в его взаимодействии с внешним  миром не нуждается в душе. По его мнению это взаимодействие осуществляется посредством своеобразной нервной машины, состоящей из мозгового центра и нервных «трубок», или «нитей». Таким образом, Р. Декарт пришел к выводу, что существует различие между телом человека и его душой, и утверждал, что существуют две не зависимые друг от друга субстанции – материя и дух. В истории психологии это учение получило название «дуализм»[7]. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения, в центре которой лежит идея рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физиологическое раздражение.

 

Б. Спиноза (1632–1677) предпринял попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Р. Декарта. Душа есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи), душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами.

 

Г. Лейбниц (1646–1716) ввел понятие  о бессознательной психике. По его  теории, в душе человека идет непрерывная  скрытая работа множества психических  сил – «малых перцепций» (восприятий), из которых возникают сознательные желания и страсти. Г. Лейбниц  объяснял связь между психическим  и физическим (физиологическим) в  человеке не как результат их взаимодействия, а как результат созданной  благодаря божественной мудрости «предустановленной гармонии».

 

В XVIII в. происходит зарождение эмпирической психологии. В книгах немецкого философа X. Вольфа «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология» этот термин впервые появляется в научном обиходе для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверенной опытным путем закономерной связи между ними. Этот принцип лежит и в основе учения Дж. Локка (1632–1704), согласно которому душа человека является пассивной, но способной к восприятию средой. Под воздействием чувственных впечатлений душа пробуждается, наполняется идеями, начинает мыслить.

 

Выделение психологии в самостоятельную  науку произошло в 60-х гг. XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Одной из первых таких лабораторий была Экспериментальная психологическая лаборатория в Лейпциге (позже – Институт экспериментальной психологии1, основанная В. Вундтом (1832 – 1920).

 

Основоположником отечественной  научной психологии считается И. М. Сеченов (1829–1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (18631 основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862–1936), создавшему в 1912 г. первый в России институт психологии, и И. П. Павлову (1849–1936), исследовавшему условно-рефлекторные связи в деятельности организма, благодаря чему стало возможным понимание физиологических основ психической деятельности.

 

Значительный вклад в  развитие психологии XX в. внесли: Б. Г. Ананьев (1907–1972), изучавший проблемы восприятия и психологии педагогической оценки; А. Н. Леонтьев (1903–1979), создавший новую психологическую теорию – «теорию деятельности»; С. Л. Рубинштейн (1889–1960), опубликовавший в 1942 г. фундаментальный обобщающий труд «Основы общей психологии»; П. Я. Гальперин (1902–1988), создавший теорию поэтапного формирования умственных действий.

 

5. Основные направления  психологии

 

После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений). Основные направления развития психологии в XX в.:

 

• бихевиоризм;

 

• психоанализ, или фрейдизм;

 

• гештальтпсихология;

 

• гуманистическая психология;

 

• генетическая психология;

 

• индивидуальная психология.

 

Бихевиоризм[8] – одно из ведущих  направлений, получившее широкое распространение  в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

 

Психоанализ, или фрейдизм, – общее обозначение различных  школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма  характерно объяснение психических  явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т. д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

 

Гешталътпсихология[9] – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона1. Главные представители этого направления – М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка.

 

Гуманистическая психология – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека (рис. 11. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй.

 

Генетическая психология – учение, разработанное Женевской  психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет  изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется  как показатель индивидуального  развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.

 

Рис. 1. Пирамида потребностей по А. Маслоу

 

 

Индивидуальная психология – одно из направлений психологии, разработанное А. Адлером (1870–1937) и  исходящее из концепции наличия  у индивида комплекса неполноценности  и стремления к его преодолению  как главного источника мотивации  поведения личности.

 

Психология прошла длинный  путь становления. На протяжении всего  развития психологической науки  в ней параллельно развивались  разные направления. Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего, способствовали развитию естественнонаучного  понимания природы психических  явлений и становлению экспериментальной  психологии. В свою очередь, благодаря  идеалистическим философским воззрениям в современной психологии рассматриваются  такие проблемы, как нравственность, идеалы, личностные ценности и др.


Информация о работе Психология как наука