Психология конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:18, реферат

Описание

В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных. Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения последних. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения. Человеку на протяжении веков было присуще свойство много действовать и слишком мало мыслить ( М. Хайггедер ).

Содержание

Введение
Глава 1 .
1.1 Структура конфликта
1.2 Типология конфликтов
1.3 Причины возникновения конфликтов
1.4 Конфликтогены
1.5 Типология конфликтных личностей
1.6.Развитие конфликта и его завершение
Глава 2.
2.1 Технология разрешения конфликта
2.2 Управление конфликтом
2.3 Регулирование конфликта
2.4 Правила бесконфликтного общения (конфликты в нашей жизни)
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Психология реферат.docx

— 41.13 Кб (Скачать документ)

Таким образом, в случае применения стиля приспособления субъект стремится  выработать решение, удовлетворяющее  обе стороны.

-Стиль сотрудничества. Реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Некоторые типичные ситуации, когда используется данный стиль: оба конфликтующих субъекта обладают равными ресурсами и возможностями для решения проблемы; разрешение конфликта очень важно для обеих сторон, и никто не желает от этого устраниться; наличие длительных и взаимозависимых отношений у субъектов, вовлеченных в конфликт; оба субъекта способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга, оба умеют объяснить свои желания, выразить свои мысли и выработать альтернативные варианты решения проблемы.

-Стиль компромисса. Он означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен в тех ситуациях, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно для них это невыполнимо. Некоторые случаи, в которых стиль компромисса наиболее целесообразен: обе стороны обладают одинаковыми ресурсами и имеют взаимоисключающий интерес; обе стороны может устроить временное решение; обе стороны могут воспользоваться кратковременной выгодой.

4 правила бесконфликтного  общения (конфликты в нашей   жизни).

1.  не употребляйте конфликтогенов.

2.  не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Не забывайте, что если не остановитесь сейчас, то позднее  это будет сделать практически  невозможно - так стремительно нарастает  сила конфликтогенов!

Чтобы выполнить первое правило, поставьте себя на место собеседника: не обиделись бы Вы, услышав подобное? И допустите вероятность, что  положение этого человека в чем-то уязвимее Вашего.

Способность ощутить чувства  другого человека, понять его мысли  называется эмпатией. 

3.  проявляйте эмпатию к собеседнику.

Существует понятие, противоположное  понятию конфликтогена. Это благожелательные посылы в адрес собеседника. Сюда относится все, что поднимает  настроение человеку: похвала, комплемент, дружеская улыбка, внимание, интерес  к личности, самочувствие, уважительное отношение и т.д.

4.  делайте как можно больше благожелательных посылов.

Следует вкратце сказать  о гормональных основах наших  состояний. Конфликтогены настраивают  нас на борьбу, поэтому сопровождаются выделением в кровь адреналина, придающего нашему поведению агрессивность. Сильные  конфликтогены, вызывающие гнев, ярость сопровождаются выделением норадреналина.

И наоборот, благожелательные посылы настраивают нас на комфортное, бесконфликтное общение, они сопровождаются выделением так называемых "гормонов удовольствия" - эндорфинов.

Каждый из нас нуждается  в положительных эмоциях, поэтому  каждый человек, одаривающий благожелательными  посылами, становится желанным собеседником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Причины порождающие негативное отношение к конфликту, столь  же закономерны, как сам конфликт.

Во-первых, конфликт понимается как крупная ссора или склока с бранью, битьем посуды, слезами, припоминанием  всех былых обид и неудач. Подобное восприятие конфликта встречается, к сожалению, довольно часто. И если мы видим такое явление именно в таком ракурсе, то действительно  можно утверждать, что от подобных конфликтов следует избавляться. Пример: молодая мама спросила своего девятилетнего  сына: "Нужен ли конфликт, как ты думаешь?" Он подумал несколько  секунд и ответил: "Конечно, да!" Тогда она попросила его уточнить, почему он так полагает. На это мальчик  ответил: "Знаешь, мама, я бы до сих  пор не научился убирать в своей  комнате, если бы у нас не было по этому поводу конфликта."

Это простой, но достаточно яркий пример показывает, что конфликт нужен тогда, когда он помогает нам  выйти на новый этап развития личности, на новый уровень развития межличностных  отношений. С этой точки зрения, конфликт необходим нам для жизни в  равной степени как воздух. Он является своеобразным катализатором формирования, становления личности. Еще раз  отметим, что конфликт хорош и  нужен, когда он помогает нам достичь  в процессе его разрешения иной высоты своего развития.

Во-вторых, конфликт вынуждает  нашу душу трудиться. Нужно уметь  принимать человека любым, таким, каков  он есть на самом деле, и не пытаться его переделать, изменить, подстроить под себя, подогнать под свою мерку. Всегда легко принять другого, если он согласен с нами. Но сосем иначе  обстоит дело, если он против. И здесь  нам как нельзя лучше может  помочь конфликт. Именно он позволяет  нам приоткрыть внутренний мир другого. Понять, что есть человек, который  видит, думает, чувствует иначе, чем  мы. Конфликт - это своего рода непредвиденная ситуация, которая обнажает обычно недоступные для вас уголки человеческой души. И если мы научимся принимать  позицию другого в ситуации конфликта, то принять ее в обычной повседневной жизни нам будет во сто крат легче.

Принять позицию другого человека - не значит полностью согласиться с ней Принять - это увидеть мнение другого субъекта, отличное от нашего, принять, что другой имеет право на свою точку зрения, на свою позицию, и включить его позицию в свой внутренний мир. Такое умение увидеть другого обогащает наш собственный внутренний мир.

Итак, если посмотреть на конфликт с этой точки зрения, то он уже  не будет нам казаться таким страшным, ненужным, лишним явлением, которое  однозначно должно быть изгнано из нашего повседневного существования.

Мы уже говорили об уникальности внутреннего мира каждого из нас. Поэтому каждый человек по особенному относится к тому или иному  явлению, по своему оценивает происходящие события. Конфликт - не исключение из этого  правила. И поэтому каждый из нас  занимает определенную позицию по отношению  к конфликту как явлению нашей  действительности.

Конечно, мы можем сказать, что совсем не важно, как мы относимся  к конфликту. Главное, чтобы он был  разрешен, но развитие конфликта, его  разрешение зависит от позиции по отношению к конфликту. А самое  важное, что от этого же зависит  и процесс формирования личности субъектов, участвующих в конфликте.

Часто говорят об "отсутствии" конфликтов те, кто пытается приспособится  к любой ситуации. Они стараются  создать иллюзию внешнего спокойствия  и тишины, приговаривая: "Худой  мир лучше доброй ссоры". На любое  возникающее противоречие ответ  у них один: "Ну, ладно. Пусть  будет так как ты хочешь. Я согласен сделать все по-твоему" и т.п. Такая ситуация способствует переходу межличностного конфликта во внутренне  личностный план. И люди обрекают себя на постоянное внутреннее психическое  напряжение. Мало того, что "приспособление" не способствует личностному росту, оно еще создает ненужные стрессовые ситуации. И хотя внешне никаких  конфликтов длительное время может  и не быть, но вдруг наступает  момент, когда кто-то из двоих не выдерживает и тогда звучит довольно известная всем фраза: "Ну хоть бы раз в жизни ты сказал что-нибудь против". А другой человек смотрит  с недоумением и крайним удивлением: "Все ведь было хорошо?!"

Ни одно животное, каким  бы умным оно нам не казалось, не умеет прогнозировать ситуацию, не умеет предвидеть тот или иной поворот событий. Природа наделила человека чудесным даром - способностью мыслить, способностью строить свою жизнь, учитывая те или иные последствия  своих поступков, предвосхищать  события, вообразить последствия, ход  и результат будущего. Порой мы в состоянии предвидеть конфликты  и даже имеем возможность снять  некоторые из них, устранить противоречие, разрешив его изначально.

Основательно исследовав феномен конфликта, мы могли бы играть две роли - зрителя и актера одновременно: участвуя в столкновении двух позиций, двух интересов и отстаивая свой личный интерес, мы получили бы дополнительное удовольствие наблюдать за собою  в родившейся драме и протекающей  при нашем участии, а значит, направлять происходящее в нужное нам русло  и проецировать будущий результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

 

1.  Д.П. Зеркин "Основы конфликтологии" (курс лекций). Ростов-н/Д - 1998г. (480с.)

2.  А.А. Игнатьева, Е.И. Степанов "Как урегулировать конфликты в организации: советы зарубежных конфликтологов отечественным менеджерам". Журнал "Прикладная психология", № 4. Москва - 1998г.

3.  А.С. Козлов "Процедурная помощь в разрешении конфликтов". Журнал "Прикладная психология", № 4. Москва - 1998г.

4.  О.Н. Лукашонок, Н.Е. Щуркова "Конфликтологический этюд для учителя". Москва - 1998г. (80с.)

5.  В.В. Марасин "56 полюсов поведения". Донецк - 1997г. (416с.)

6.  А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский - под общ. ред. "Психология. Словарь". Москва - 1990г. (494с.)

7.  Д. Скотт "Конфликты. Пути их преодоления". Киев - 1991г.

8.  В.А. Сонин "Словарь персоналий. Психологи от А до Я". Москва: московский психолого-социальный институт - 1997г. (160с.)

9.  Р. Фишер, У. Юри "Путь к согласию или переговоры без поражения". Москва - 1992г.

10.  В.П. Шейнов "Конфликты в нашей жизни и их разрешение". Минск - 1997г. (288с.)

11.  "Энциклопедия мысли. Сборник мыслей, изречений, афоризмов, максимов, парадоксов, эпиграмм". Симферополь - 1996г. (688с.)

 

 


Информация о работе Психология конфликта