Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:46, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении характера связи самооценки и личностных особенностей в возрасте 18-25 лет.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ 1.1.Понятие самооценки и ее виды
1.2. Личностные особенности и их взаимосвязь с самооценкой
1.3. Возрастная динамика развития самооценки
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
2.1.Организация и методики исследования
2.2. Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
И все-таки решающие, объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не эти непроизвольные действия и движения человека и не черты его внешнего облика, а его сознательные и преднамеренные действия и поступки. Именно по поступкам судим мы о том, что представляет собой человек.
Таким образом, характер имеет социальную природу, т. е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от коллектива, в котором он живет и действует, от активного взаимодействия с другими людьми.
Характер - лишь одна из сторон личности, но не вся личность. Человек, поставленный в экстремальную ситуацию или просто в ситуацию выбора, способен подняться над обстоятельствами, в том числе и над собственным характером.
Эта способность человека
противостоять любым
В той мере, в какой личность способна на это, в ней на первый план выступает не конкретно-характерологическое, а общественное и общечеловеческое. И в той мере, в какой она не способна на это, личность действительно исчерпывается своим характером, типичными индивидуальными характеристиками в типичных ситуациях [Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М., 1981].
К тому же одни и те же обстоятельства
отражаются людьми далеко не одинаково.
«Тот, кто хочет делать, ищет средства,
кто не хочет - причины». Какие из обстоятельств
человек будет выделять для себя как значимые,
может определяться как самими внешними
обстоятельствами (на ситуативном уровне
поведения), так и - далее - сложившимися
индивидуальными особенностями личности
(в том числе и ее характером), т. е. внутренними
обстоятельствами, и, наконец, осознанием
себя как субъекта действия, воплощающего
высокие общественные и общечеловеческие
идеалы, отделенного и от внешних (ситуативных),
и от внутренних (индивидуально-
Проявляясь в действиях и поступках, в том, в какой мере активно субъект включается в совместную деятельность, характер оказывается зависим как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей, от далеких и ближайших перспектив в достижении основных жизненных целей.
При этом характер зависит от того, как соотносится человек (на основе уже ранее сложившихся его особенностей) к своим неудачам и удачам, к общественному мнению и ряду других обстоятельств. Так, люди, обучающиеся в том же классе школы или работающие на равном положении, приобретают разные черты характера в связи с тем, справляются ли они с делом. Одних успех окрыляет и побуждает работать или учиться еще лучше, другие склонны «почевать на лаврах»; одних неудача угнетает, в других пробуждает боевой дух [Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ.. - М.; СПб: КСП+; Ювента, 1999].
Таким образом, важнейший
момент в формировании характера - то,
как человек относится к
Характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношения человека к другим людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива. В коллективе, при живом общении с другими людьми ясно выступают такие черты характера, как широта или мелочность, неуживчивость или покладистость, миролюбие или склонность к спорам.
Во-вторых, показательно для
характера отношение человека к
себе: самолюбие и чувство
В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числу наиболее ценных черт характера человека относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.
В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к вещам: не только отношение к общественной собственности, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой и обувью, книгами и учебными пособиями и т. д. [Мерлин В.С. Структура личности - характер, способности, самосознание.- Пермь, 1990]
Деятельность человека, его поведение, прежде всего, определяются теми целями, которые он ставит перед собой, и основной детерминантой его поведения и деятельности всегда остается направленность его личности - совокупность его интересов, идеалов и убеждений. Однако два человека, у которых в направленности личности обнаруживается много общего и цели которых совпадают, могут существенно различаться по используемым ими способам достижения этих целей. За этими различиями стоят особенности характера личности. В характере человека как бы заложена программа типичного его поведения в типичных обстоятельствах. Черты характера, таким образом, обладают определенной побуждающей, мотивирующей силой, которая в наибольшей степени обнаруживает себя в стрессовых ситуациях, при необходимости осуществлять выбор действий, преодолевать значительные трудности.
Решительный по своему характеру человек переходит от побуждений к действиям зачастую без сколько-нибудь длительной борьбы мотивов. Тактичность как черта характера индивида способствует проявлению осторожности в высказываниях, которая предполагает учет целого ряда обстоятельств и проблем, существенных для людей, с которыми он общается.
Так, в качестве черты
характера может
1.3. Возрастная динамика развития самооценки
Ранний возраст. Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Большинство детей этого возраста просто констатируют достигнутый результат; некоторые воспринимают успех или неудачу, соответственно, с положительными и отрицательными эмоциями. В этой же возрастной группе наблюдаются первые отдельные проявления самооценки, причем в основном лишь после успеха в деятельности. Ребенок не просто радуется успеху, но проявляет своеобразное чувство гордости, преднамеренно и выразительно демонстрируя свои достоинства. Однако даже такие элементарные самооценочные реакции в этом возрасте еще крайне редки.
Около 3,5 лет у детей уже можно наблюдать массовые реакции на успех и неудачу, очевидным образом связанные с самооценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личными возможностями и с самооценкой.
Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми [Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов /Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986].
К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении.
Такое достижение следует
рассматривать как еще один шаг
на пути к обеспечению нормального
обучения в школе в будущем, так
как с началом школьного
Особую роль в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка играет представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. В некоторых исследованиях установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т.е. на три года меньше [Альбуханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. - М.: ИП РАН, 1997].
В старшем дошкольном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить. Все это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, сензитивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.
Младший школьный
возраст. Особенностью детей младшего
школьного возраста, которая роднит их
с дошкольниками, но еще больше усиливается
с поступлением в школу, является безграничное
доверие к взрослым, главным образом учителям,
подчинение и подражание им. Дети этого
возраста полностью признают авторитет
взрослого человека, почти безоговорочно
принимают его оценки. Даже характеризуя
себя как личность, младший школьник в
основном лишь повторяет то, что о нем
говорит взрослый.
Это напрямую касается такого важного
личностного образования, закрепляющегося
в данном возрасте, как самооценка. Она
непосредственно зависит от характера
оценок, даваемых взрослым ребенку и его
успехам в различных видах деятельности.
У младших школьников в отличие от дошкольников
уже встречаются самооценки различных
типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя.
Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнана [Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов /Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986].
Подростковый
возраст. Главная новая черта, появляющаяся
в психологии подростка по сравнению с
ребенком младшего школьного возраста,
— это более высокий уровень самосознания.
Вместе с ним возникает отчетливо выраженная
потребность правильно оценивать и использовать
имеющиеся возможности, формировать и
развивать способности, доводя их до уровня,
на котором они находится у взрослых людей.
В этом возрасте дети становятся особенно
чуткими к мнению сверстников и взрослых,
перед ними впервые остро встают проблемы
морально-этического характера, связанные,
в частности, с интимными человеческими
взаимоотношениями.
Отрочество — как иногда
называют подростковый возраст —
это время становления
В период между 12 и 14 годами при описании себя и других людей подростки в отличие от детей более раннего возраста начинают использовать менее категоричные суждения, включая в самоописание слова «иногда», «почти», «мне кажется» и другие, что свидетельствует о переходе на позиции оценочного релятивизма, о понимании неоднозначности, непостоянства и многообразия личностных проявлений человека [Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М., 1981].
В начальный период этого
возраста (10—11 лет) многие подростки (примерно
около трети) дают себе самим в основном
отрицательные личностные характеристики.
Такое отношение к себе сохраняется и
в дальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет.
Однако здесь оно сопровождается уже некоторыми
положительными изменениями в самовосприятии,
в частности ростом самоуважения и более
высокой оценкой себя как личности.
По мере взросления первоначально глобальные
отрицательные самооценки подростков
становятся более дифференцированными,
характеризующими поведение в отдельных
социальных ситуациях, а затем и частные
поступки.
В развитии рефлексии, т.е. способности осознания подростками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тенденция как бы противоположного характера. В начальный период подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, затем — черты характера и, наконец, глобальные личностные особенности.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ