Психология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в изучении характера связи самооценки и личностных особенностей в возрасте 18-25 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ 1.1.Понятие самооценки и ее виды
1.2. Личностные особенности и их взаимосвязь с самооценкой
1.3. Возрастная динамика развития самооценки
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
2.1.Организация и методики исследования
2.2. Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Психология личность 111.doc

— 443.00 Кб (Скачать документ)

 

2.1.Организация  и методики исследования

 

Участники исследования.В исследовании приняли участие 60 человек мужского и женского пола. Возраст исследуемых от 18 до  25 лет. Обследуемые имеют статус работающих и проживают в городе. Участие в исследовании осуществлялось на добровольной основе.

Процедура исследования. Исследование проводилось следующим образом: сначала проводилась работа с методикой диагностирования уровня самооценки С.А.Будасси. Далее использовался 16-факторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла и диагностика локус-контроля Дж. Роттера.

Все методики проводились  индивидуально, что обеспечивало понимание  инструкций и задач.

Методики. При диагностике  с помощью теста С.А.Будасси «Нахождение количественного уровня самооценки» испытуемым было предложено Внимательно изучить список слов, характеризующих отдельные качества личности (Приложение 1). На основе предложенного списка во вторую колонку таблицы (Приложение 2) испытуемые выписывали 20 значимых свойств личности, из которых 10 описывают идеального (с точки зрения испытуемого), человека, а другие 10 – отрицательные.

После того, заполнения второй колонки испытуемые приступили к заполнению колонки X1, работая со словами из второй колонки. Им было предложено описать себя таким образом, чтобы на первом месте колонки №1 стояло то качество, которое им присуще больше всего, на втором месте – присуще, но менее, чем то качество, которое записано под №1 и т.д. Под номером 20 должно стоять то качество, которое свойственно испытуемому менее всего. Очередность положительных и отрицательных качеств в данном случае не учитывается. Главное – максимально достоверно описать себя.

После того, как выполнен этот этап работы, испытуемые приступили к заполнению  колонки Х2, в которой необходимо описать свой идеал человека, поставив на первое место в колонке то качество, которое, по мнению каждого испытуемого, должно быть выражено у идеального человека больше всего, на втором – выражено, но менее, чем первое и т. д. Под № 20 должно стоять то качество, которого в идеале практически не должно быть. Для заполнения данной колонки таблицы необходимо работать только со словами из колонки №2. (Колонку №1 с описанием испытуемыми самих себя они должны закрыть листом бумаги на время заполнения колонки X2).

В колонке №4 испытуемым было предложено подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например: такое свойство как «аккуратность» в первой колонке стоит на 1 ранговом месте, а в третьей – на 7. d будет равно 1–7= -6; такое качество как «отзывчивость» и в первой, и в третьей колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3–3=0; такое качество как «беспечность» в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а в третьей – на 2. В этом случае d будет равно 20–2=18 и т. д.

В колонке № 5 нужно подсчитать "d в квадрате" по каждому качеству.

В колонке № 6 подсчитывается сумма "d в квадрате", то есть ∑"d в квадрате"= "d1 в квадрате" + "d2в квадрате"....+ "d20 в квадрате".

Обработка и анализ результатов. Необходимо подсчитать коэффициент ранговой корреляции по Спирмену: R= 1-0,00075 ∑ "d в квадрате".

Значения R будут находиться в пределах [–1; +1].

Если R находится в пределах [-1; )], то это свидетельствует о неприятии себя, о заниженной самооценке по невротическому типу.

Если R = 0,1; 0,2; 0,3, то самооценка заниженная.

Если R = 0,4; 0,5; 0,6, то самооценка адекватная.

Если R = 0,7; 0,8; 0,9, то самооценка завышена по невротическому типу.

Если R = 1, то самооценка завышенная.

Следующим этапом в исследовании была применена методика 16-факторного опросника Р.Б.Кеттела. Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Отличительной чертой данного  опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с  помощью факторного анализа из наибольшего  числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Перед началом опроса каждому испытуемому был выдан специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c) (Приложение 3). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Обработка результатов ведется  по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые  получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена  буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3 (Приложение 4). Затем экспериментатор определяет, какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая – либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику. 

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое  своеобразие основных подструктур  темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

1.Интеллектуальный блок: факторы: В – общий уровень интеллекта; М – уровень развития воображения; Q 1 – восприимчивость к новому радикализму.

2.Эмоционально-волевой блок: факторы: С – эмоциональная устойчивость; О – степень тревожности; Q 3 – наличие внутренних напряжений; Q 4 – уровень развития самоконтроля; G – степень социальной нормированности и организованности.

3.Коммуникативный блок: факторы: А – открытость, замкнутость; Н – смелость; L – отношение к людям; Е – степень доминирования – подчиненности; Q 2 – зависимость от группы; N – динамичность.

До некоторой степени  эти факторы соответствуют факторам экстраверсии –интраверсии и нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других.

На завершающем этапе  исследования применялась методика Дж.Роттера «Когнитивная ориентация (локус контроля)». Методика позволяет выявлять направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы. Экстерналы убеждены, что их неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Они нуждаются во внешней поддержке и одобрении. Интерналы же убеждены, что их успехи или неудачи не случайны и зависят от собственной компетентности, способностей, целеустремленности, т. е. от них самих. Они больше склонны к осмысливанию своего поведения и, в отличие от экстерналов, менее склонны подчиняться давлению других людей, сильнее реагируют на утрату личной свободы, активнее ищут информацию, необходимую для принятия решения, более уверены в себе.

На основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера разработаны различные варианты. Приведем один из них, взятый из книги О. П. Елисеева1.

Испытуемым  предлагается  ряд парных утверждений (Приложение 5).  Испытуемым необходимо решить, с какими из них они согласны в большей степени, и обвести кружком соответствующую ему букву — «а» или «б» в форме бланка для ответов (Приложение 6).

Утверждения на экстернальность  соответствуют пунктам опросника: 2а, 36,46, 56, 6а, 7а, 9а, 106, 116, 126, 136, 156, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 226, 23а, 25а, 266, 286, 29а. Утверждения на интернальность соответствуют пунктам: 26, За, 4а, 5а, 66,76,96, 10а, Па, 12а, 13а, 15а, 166, 176, 186, 206, 216, 22а, 236, 256, 26а, 28а, 296.

Согласие с любым утверждением оценивается в 1 балл. Суммы баллов подсчитываются по количеству обведенных кружочками букв «а» и «б», появившихся в окошечках соответствующего трафарета при накладывании его на бланк для ответов (строчки и колонки трафаретов и бланка должны строго совпадать). Максимальные суммы по интернальности и экстернальности равны 23, поскольку 6 утверждений являются фоновыми.

О соответствующей направленности локуса контроля испытуемого следует  судить по относительному превышению суммарных баллов по интернальности или экстернальности

 

 

2.2. Анализ  полученных результатов

 

При диагностике  с помощью теста С.А.Будасси «Нахождение количественного уровня самооценки» испытуемые обнаружили следующие результаты.

У 12 испытуемых по результатам теста самооценка заниженная; у 18 – адекватная; у 23 – самооценка завышенная; у остальных 7 – завышенная самооценка по невротическому типу.

Представим  наглядно результаты исследования уровня самооценки на гистограмме (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Уровни самооценки всех испытуемых

 

 

          Дальнейшее исследование было  продолжено по трем группам  испытуемых:

  1. Испытуемые с завышенной самооценкой – 23 чел. (38%)
  2. Испытуемые с завышенной самооценкой по невротическому типу – 7 чел. (12%).
  3. Испытуемые с  адекватной самооценкой – 18 чел. (30%)
  4. Испытуемые с заниженной самооценкой – 12 чел. (20%).

          Исследование индивидуально-психологических  особенностей личности по методике  Кеттела позволило выявить следующие  результаты.

1-й группе  испытуемых свойственные такие  индивидуально-психологические особенности личности, как высокая степень доминирования, динамичность, смелость, открытость, эмоциональная устойчивость, высокая степень социальной нормированности и организованности, восприимчивость к новому радикализму.

Испытуемым 2-й  группы согласно полученным результатам свойственны наличие внутренних напряжений, высокая степень тревожности, восприимчивость к новому радикализму, высокий уровень развития воображения.

В 3-й группе испытуемых были получены результаты, указывающие на то, что людям с адекватной самооценкой свойственны динамичность, смелость, высокая степень социальной нормированности и организованности, эмоциональная устойчивость, восприимчивость к новому радикализму,  высокий  уровень интеллекта.

Испытуемые 4-й группы (заниженная самооценка) обнаружили такие индивидуально-психологические особенности личности, как зависимость от группы, высокая степень подчиненности, замкнутость, высокий уровень развития самоконтроля, наличие внутренних напряжений, высокая степень тревожности.

Представим  индивидуально-личностные особенности  испытуемых по группам в таблице 1.

Таблица 1

Индивидуально-личностные особенности испытуемых в 4-х группах  по факторам

Наименование  фактора

№ группы испытуемых

1

2

3

4

Высокий уровень  интеллекта

   

*

 

Высокий уровень  развития воображения

 

*

   

Восприимчивость к новому радикализму

*

*

*

 

Эмоциональная устойчивость

*

 

*

 

Высокая степень  тревожности

 

*

 

*

Наличие внутренних напряжений

 

*

 

*

Высокий уровень  развития самоконтроля

     

*

Высокая степень  социальной нормированности и организованности

*

 

*

 

Открытость

       

Замкнутость

*

   

*

Смелость

*

 

*

 

Высокая степень  доминирования

*

     

Высокая степень  подчиненности

     

*

Зависимость от группы

     

*

Динамичность

*

 

*

 

Информация о работе Психология личности