Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:46, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении характера связи самооценки и личностных особенностей в возрасте 18-25 лет.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ 1.1.Понятие самооценки и ее виды
1.2. Личностные особенности и их взаимосвязь с самооценкой
1.3. Возрастная динамика развития самооценки
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
2.1.Организация и методики исследования
2.2. Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таким образом, можно сказать, что главной особенностью испытуемых с адекватной самооценкой, отличающих их от испытуемых с другими уровнями самооценки, является высокий уровень интеллекта.
Испытуемых с заниженной самооценкой и с завышенной по невротическому типу объединяет наличие внутренних напряжений и высокая степень тревожности.
Основным отличием испытуемых с завышенной самооценкой является высокая степень доминирования.
Исследование направленности
Большинство испытуемых 1-й (19 человек) и 2-й групп (5 человек) обнаружили экстернальную направленность.
В 3-й группе 8 испытуемых обнаружили экстернальную направленность; 10 испытуемых – интернальную.
Большинство испытуемых 4-й группы (10 человек) обнаружили интернальную направленность.
Представим эти результаты наглядно на рисунке 2.
Рисунок 2. Локус контроля в 4-х группах испытуемых
Таким образом, результаты исследования локуса контроля показывают, что испытуемым с завышенной самооценкой и с завышенной самооценкой по невротическому типу в большей степени свойственна экстернальная направленность. Они убеждены, что их неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Они нуждаются во внешней поддержке и одобрении.
Испытуемым с заниженной самооценкой свойственна в большей степени интернальная направленность. То есть, эти испытуемые убеждены, что их успехи или неудачи не случайны и зависят от собственной компетентности, способностей, целеустремленности, т. е. от них самих. Они больше склонны к осмысливанию своего поведения и, в отличие от экстерналов, менее склонны подчиняться давлению других людей, сильнее реагируют на утрату личной свободы, активнее ищут информацию, необходимую для принятия решения, более уверены в себе.
Испытуемые с адекватной самооценкой обнаруживают почти в равной степени как экстернальную, так и интернальную направленность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный теоретический анализ позволяет сделать следующие выводы.
Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.
Человек с высоким уровнем самооценки воспринимает себя как более способную и достойную личность, чем человек с низким уровнем самооценки.
Завышенная и заниженная самооценки являются в равной мере нежелательными потому, что в первом случае имеется опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, таких как нетерпимость к мнениям других, высокомерие, во втором – безынициативность, трудность общения с другими
Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. Высота считается очень важным параметром для самооценки. Существуют различные варианты ее измерения.
Самооценка сильно влияет на наше восприятие окружающих.
Одним из ведущих элементов психологического склада личности, определяющих её особенности, является самосознание.
Наиболее емким определением личностного самоопределения является процесс формирования смысловой системы, в которой слиты представления человека о себе и о мире.
Сознание возникло в процессе эволюции. Сознание всегда есть использование информации об окружении и самом себе для решения жизненных проблем.
Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности.
Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношений собственных притязаний и реальных достижений.
Говоря о
характере, обычно разумеют те свойства
личности, которые накладывают
Характер обнаруживает зависимость от общественных отношении, определяющих направленность личности человека.
Характер - лишь одна из сторон личности, но не вся личность. Человек, поставленный в экстремальную ситуацию или просто в ситуацию выбора, способен подняться над обстоятельствами, в том числе и над собственным характером.
Важнейший момент в формировании характера - то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе - как к другому.
Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми.
К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя.
По мере взросления первоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки.
Эмпирическое исследование личностных особенностей людей с различным уровнем самооценки позволило выявить следующие результаты.
Людям с завышенной самооценкой
свойственные такие индивидуально-
Испытуемым с завышенной самооценкой по невротическому типу согласно полученным результатам свойственны наличие внутренних напряжений, высокая степень тревожности, восприимчивость к новому радикализму, высокий уровень развития воображения.
Испытуемым с завышенной самооценкой и с завышенной самооценкой по невротическому типу в большей степени свойственна экстернальная направленность. Они убеждены, что их неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Они нуждаются во внешней поддержке и одобрении.
Людям с адекватной
самооценкой свойственны
Испытуемые
с заниженной самооценкой обнаружили
такие индивидуально-
Таким образом, подтверждается
гипотеза исследования, что люди
с различным уровнем
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ.. - М.; СПб: КСП+; Ювента, 1999.
2.Альбуханова-Славская
К.А. Проблема личности в
3.Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. - Т.1: Психика и жизнь / Отв.ред.: Г.С.Никифоров, Л.А. Коростылева. - СПб.: Алетейя, 1999.
4.Бороздина
Л.В. Теоретико–
5.Джонс У. Я и мир/Пер. с англ. М., 2007.
6.Зейгарник
Б.В. Теория личности К.
7.Кон И. С. Открытие «Я». - М., 1987.
8.Линдсей Х. Теории личности. - СПб., 1998.
9.Мерлин В.С. Структура личности - характер, способности, самосознание.- Пермь, 1990.
10.Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов /Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986.
11.Первин Л.А., Джон О.П. Психология личности: Теория и исследования / Пер.с англ. - М.: Аспект-Пресс, 2000.
12.Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко. – М., 2006.
13.Рубинштейн
С. Л. оосновы общей
14.Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
АККУРАТНОСТЬ |
НЕЖНОСТЬ |
Приложение 2
X1 |
Качества |
X2 |
d=X1-X2 |
"d в квадрате" |
∑ "d в квадрате" |
1 |
1 |
1 |
|||
2 |
2 |
2 |
|||
... |
... |
... |
|||
20 |
20 |
20 |
Приложение 3
Вопросы
а) Да в) Трудно сказать с) нет
а) Да в) Иногда с) Нет.
а) Гангстером в) Святым с) Тучей
а) насыпаю мгновенно в) нечто среднее с) засыпаю медленно, с трудом.
а) Если бы остался позади других машин б) Не знаю
с) Если бы я обогнал все идущие впереди машины
а) Да в) Иногда с) Нет
а) верно в) трудно сказать с) неверно
а) Да в) Иногда с) Нет.
а) Фехтованием и танцами в) Затрудняюсь сказать с) Борьбой и ручным мячом.
а) Да в) Иногда с) Нет