Психология масс. Габриэль Тард и Сципион Сигеле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования было провести сравнительную характеристику работ Г. Тарда и С. Сигеле, посвященных феномену толпы.

Содержание

Введение 2

Глава 1

1.1.Публика и толпа Габриэля Тарда 5

1.2 Лидер, с точки зрения Тарда 10

1.3 Сципион Сигеле 18

Глава 2. Понятие толпы. Механизм её формирования и состав

2.1 Толпа 22

2.2 Образование ядра толпы 24

2.3 Процесс кружения 25

2.4 Появление нового общего объекта внимания 25

2.5 Активация индивидов в единое целое 25

Глава 3. Общая классификация толпы 27

Заключение 30

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая тард, сигеле.docx

— 71.05 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ филиал в городе Клину

Кафедра теории истории и методов социальной работы

Специальность Психология 
 
 
 

Курсовая  работа по курсу: «Зарубежная социальная психология»

Тема: «Психология масс. Габриэль Тард и Сципион Сигеле» 
 
 
 

Выполнила: Сорокина А.

Студентка 3 курса

Проверил: Старший преподаватель

Шульмина И.А. 
 

Клин 2011 год 

Содержание 

Введение              2

Глава 1

1.1.Публика  и толпа Габриэля Тарда       5

1.2 Лидер, с точки зрения Тарда                            10

1.3 Сципион Сигеле                  18

Глава 2. Понятие толпы. Механизм её формирования и состав

2.1 Толпа                   22

2.2 Образование  ядра толпы                 24

2.3 Процесс кружения                 25

2.4 Появление  нового общего объекта внимания            25

2.5 Активация  индивидов в единое целое              25

Глава 3. Общая классификация толпы              27

Заключение                  30

Список  используемой литературы              32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Актуальность  темы исследования. Современная эпоха  внесла в мировую историю значительные изменения, которые глубже и серьёзнее  по своим последствиям, чем многие масштабные перемены других исторических эпох. В исторической науке современные  изменения сравнивают с переменами, которые произошли в жизнедеятельности  людей в далёкой истории при  открытии огня, изобретении орудий труда, появлении самых ранних государств. В ряду важнейших последствий, которые  обусловлены современным развитием, выделяется возникновение и развитие нового, массового типа существования  людей с такими характерными для  него масштабными явлениями, как  массовое сознание и массовое поведение, массовая культура и массовые коммуникации, массовое производство и массовое потребление. Со времени Французской революции  многовековой уклад человеческой жизнедеятельности и традиционные общественные связи радикально трансформируются и возникает новое общество, в котором новую социальную роль обретают широкие народные массы, те, кто испокон веков именовался плебсом, чернью, толпой.1 Стали неотъемлемой частью современного мира бесчисленные движущиеся толпы на улицах и площадях, сменяющая друг друга публика в зонах отдыха и зрелищно-увеселительных заведениях, массовые аудитории средств передачи информации и учебных заведений, потоки покупателей в торговых предприятиях, скопления людей в транспорте, колонны демонстрантов и пикеты протестующих, локальные и транснациональные массовые движения с экономическими, политическими, экологическими и иными лозунгами. Эти и многие другие феномены, основой которых является функционирование разнообразных массовых общностей, стали отличительной чертой современности.

  Степень разработанности темы. Рост общественного  значения массовых явлений еще в XIX веке привлек внимание философов. Среди них – А. де Токвиль, Э. Берк, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Я. Буркхардт, и др. Хотя они, по оценке К. Ясперса, ощутили и выразили нарастание угрозы для человечества со стороны массовых феноменов, эта опасность философией и наукой, как правило, игнорировалась; прозрения этих мыслителей считались «чудаческими и несерьёзными»; на периферии общественного сознания остались и предупреждения других дальновидных людей.2

  Первые  попытки систематического осмысления жизнедеятельности массовых общностей (толп, публики, массовых движений и  других группирований) предприняты  в последнем десятилетии XIX века во Франции и Италии благодаря  творческим усилиям Гюстава Лебона, Габриэля Тарда и Сципиона Сигеле. В произведениях этих мыслителей дан продуктивный анализ жизнедеятельности массовых общностей в философско-историческом и социально-философском аспектах, представлены результаты философско-культурологического осмысления проблем духовности людей в условиях массового существования и высказан ряд ценных теоретико-методологических положений по их изучению. Их работы считаются сегодня основополагающими при изучении данной проблематики. В «Краткой философской энциклопедии» (1994г.), где особо отмечается творческий вклад Г. Лебона, говорится, что его работа «Психология толп» является «первой попыткой – в своих основных положениях сохранившей значение еще и сегодня – показать то общее, что имеется между положением вещей и закономерностями в психологии масс».

  Созданные Г. Лебоном, Г. Тардом и С. Сигеле философские концепции оказали ощутимое воздействие на возникновение современных теоретических представлений о феномене массовых общностей и в целом способствовали становлению и развитию таких научных дисциплин, как социология, социальная психология и политическая наука. Многие философы и ученые, обращавшиеся в ХХ веке к изучению массовых общностей, испытали в той или иной степени влияние идей первых разработчиков этой проблематики, что обстоятельно показано в труде известного французского ученого С.Московичи «Век толп».

  Целью данного исследования было провести сравнительную характеристику работ  Г. Тарда и С. Сигеле, посвященных феномену толпы. 
 
 
 
 
 

Глава 1

    1. Публика и толпа Габриэля Тарда

Как известно, Тард жил в иное время, чем Лебон. Достаточно высокого уровня развития достигли средства коммуникации. Появилась публицистика, радио, телеграф. Происходит интенсивное и широкое распространение общественной жизни. Благодаря соединению трех взаимоподдерживающих друг друга изобретений, книгопечатания, железных дорог и телеграфа, приобрела страшное могущество пресса, публицистика. Люди начинают мыслить иными категориями, чем прежде. В связи с развитием коммуникаций, происходят изменения природы толп. Таким образом, наряду с толпами, собранными в одном и том же замкнутом пространстве, в одно и то же время, отныне мы имеем дело с рассеянными толпами, т.е. с публикой, утверждает Тард. " Я не могу согласиться со смелым писателем, д-ром Лебоном, заявляющим, что наш век – это "эра толпы". Наш век – это эра публики или публик, что далеко не похоже на его утверждение".

Тард дает следующее определение этому понятию: "публика… есть не что иное, как рассеянная толпа, в которой влияние умов друг на друга стало действием на расстоянии, на расстояниях, все возрастающих ".3

Изначально  существовала методологическая путаница в разделении понятий "публика" и "толпа". Например, говорят, публика  какого-нибудь театра; публика какого-нибудь собрания; и здесь слово "публика" означает толпу. Но это смысл упомянутого  слова не единственный и не главный, с точки зрения Тарда. И в то время как он постепенно утрачивает свое значение или же остается неизменным, новая эпоха с изобретением книгопечатания создала совершенно особый род публики, которая все растет, и бесконечное распространение которой является одной из характернейших черт нашего времени, утверждает Тард.

Таким образом, Лебон выяснил психологию толпы, а Тард же занимается психологией публики, взятой в этом особом смысле слова, т.е., как чисто духовной совокупности, как группы индивидуумов, физически разделенных и соединенных чисто умственной связью.

Между толпой и публикой существует множество  различий, замечает Тард. Можно принадлежать в одно и то же время, как это обыкновенно и бывает, к нескольким группам публики, но к толпе одновременно можно принадлежать только к одной. Отсюда гораздо большая нетерпимость толпы, а, следовательно, и тех наций, где царит дух толпы, потому что там человек захватывается целиком, неотразимо увлечен силой, не имеющей противовеса. И отсюда преимущество, утверждает Тард, связанное с постепенной заменой толпы публикой, сопровождающееся всегда прогрессом в терпимости или даже в скептицизме.

Толпа, как группа более естественная, более  подчиняется силам природы; она  зависит от дождя или от хорошей  погоды, от жары или от холода; она  образовывается чаще летом, нежели зимой. Луч солнца собирает ее, проливной  дождь рассеивает ее, но публика, как  группа высшего разряда, не подвластна этим изменениям и капризам физической среды, времени года или даже климата.

Отпечаток расы гораздо менее отражается на публике, чем на толпе. "Потому, что в образовании толпы индивидуумы участвуют только своими сходными национальными чертами, которые слагаются и образуют одно целое, но не своими индивидуальными отличиями, которые нейтрализуются; при составлении толпы углы индивидуальности сглаживаются в пользу национального типа, который прорывается наружу. И это происходит вопреки индивидуальному влиянию вождя или вождей, которое всегда дает себя чувствовать, но всегда находит противовес во взаимодействии тех, кого они ведут".4

Что же касается того влияния, какое оказывает  на свою публику публицист, то оно, если и является гораздо менее интенсивным  в данный момент, зато по своей продолжительности  оно более сильно, чем кратковременный  и преходящий толчок, данный толпе  ее предводителем. Влияние, которое  оказывают члены одной и той  же публики друг на друга, гораздо  менее сильно, и никогда не противодействует, а, напротив, всегда содействует публицисту вследствие того, что читатели сознают  одновременную тождественность  своих идей, склонностей, убеждений  или страстей.

Человек – это мыслящая овца. Легковерный  и импульсивный, он устремляется навстречу  тому, чего не видит и не знает. По полученному приказанию он сгибается  или выпрямляется, погружает тело и душу в массу и позволяет  ей себя захватить, пока не изменяется до неузнаваемости. Тард был убежден в этом, и его описание толп хорошо это показывает. " Но, - утверждает он, - как ни разнятся толпы друг от друга по своему происхождению и по всем своим другим свойствам, некоторыми чертами они все похожи друг на друга; эти черты: чудовищная нетерпимость, забавная гордость, болезненная восприимчивость, доводящее до безумия чувство безнаказанности, рожденное иллюзией своего всемогущества, и совершенная утрата чувства меры, зависящая от возбуждения, доведенного до крайности взаимным разжиганием. Для толпы нет середины между отвращением и обожанием, между ужасом и энтузиазмом, между криками да здравствует! или смерть! " .5

Именно  рассудка здесь очень недостаёт, потому что он только единицу обеспечивает чувством меры и способностью к компромиссу, признание пределов власти каждого. Вот почему толпы в нормальном состоянии демонстрируют абсурдные  и безрассудные черты, которые индивиды обнаруживают в болезненно безумном состоянии.

Он полагает, что обнаружил некоторые свойства толп: эмоциональную неустойчивость, коллективную истерию, вспышки мании  и меланхолии, неумеренность во всём, которая, если его перефразировать, как у пансионеров наших приютов.

Таким образом, Тард с точностью до деталей принимает то описание толп, которое дал Лебон. Но, замечает он, толпы суть ассоциации спонтанные и преходящие, которые не могут бесконечно оставаться в состоянии волнения. Им предначертано либо распадаться, исчезать так же быстро, как и появились, не оставляя следов, - вспомните о сборище зевак, митинге, небольшом мятеже; либо эволюционировать, чтобы превратиться в толпы дисциплинированные и стабильные. Легко обнаружить между ними разницу, которая состоит в существовании организации, опирающейся на систему общих верований, использование иерархии, признанной всеми членами организации. Такова отличительная черта, которая противопоставляет естественные толпы толпам искусственным, утверждает Тард.

Толпы организованные, ассоциации высшего  порядка формируются в силу внутренних обстоятельств, изменяются под действием  верований и коллективных желаний, путем цепи подражаний, которые делают людей все более и более  похожими друг на друга и на их общую  модель, – на вождя.

Отсюда  проистекает преимущество, позволяющее  заменить спонтанные массы массами  дисциплинированными, и замещение  это всегда сопровождается прогрессом общего интеллектуального уровня, замечает Тард. В самом деле, массы спонтанные, анонимные, аморфные низводят умственные способности людей на самый низший уровень. И напротив, массы, в которых царит определенная дисциплина, обязывают низшего подражать высшему. Таким образом, эти способности поднимаются до определенного уровня, который может быть выше, чем средний уровень отдельных индивидов. Значит, все члены искусственной толпы подражают руководителю, а, следовательно, его умственное развитие становится их развитием.

" Не  без основания высказывалась  относительно толпы мысль, - пишет  Тард, имея в виду Лебона, - что она в умственном и нравственном отношении стоит в общем ниже среднего уровня своих членов. Социальный состав в данном случае, как всегда, не только не похож на свои элементы, по отношению к которым оно скорее является произведением или комбинацией, чем суммой, но он, по обыкновению, имеет и меньше ценности, чем они. Но это справедливо только по отношению к толпе или к сборищам, которые приближаются к понятию толпы. Напротив, там, где царит больше дух корпорации, чем дух толпы, часто случается, что составное целое, в котором утрачивается гений великого организатора, выше своих отдельных элементов". Тард приводит пример тому: " Я имел сотни случаев заметить, что жандармы, хотя они очень часто бывают умными людьми, все-таки ниже в этом отношении, чем жандармерия".

Таким образом, что различает толпы  – это существование или отсутствие организации. Одни толпы, естественные, повинуются механическим законам; другие, искусственные, следуют социальным законам подражания. Первые снижают  индивидуальные способности мышления, вторые поднимают их на социальный уровень, который разделяет со всеми  и их руководитель. Они воспроизводят  в тысячах и миллионах экземпляров  черты одного человека: Де Голля, Энштейна, Иисуса Христа, Маркса. С социальной точки зрения, существование этих репродукций, групп вождей, необходимого приводного ремня между уникальной личностью и толпой, наиболее важно и труднодостижимо. В определенном смысле эти группы даже более необходимы, чем сама масса: т.к. если они могут действовать, изобретать без участия массы, то масса не может ничего или почти ничего без них. " Она лишь тесто, они же дрожжи".

Информация о работе Психология масс. Габриэль Тард и Сципион Сигеле