Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 11:57, курсовая работа
Целью данного исследования было провести сравнительную характеристику работ Г. Тарда и С. Сигеле, посвященных феномену толпы.
Введение 2
Глава 1
1.1.Публика и толпа Габриэля Тарда 5
1.2 Лидер, с точки зрения Тарда 10
1.3 Сципион Сигеле 18
Глава 2. Понятие толпы. Механизм её формирования и состав
2.1 Толпа 22
2.2 Образование ядра толпы 24
2.3 Процесс кружения 25
2.4 Появление нового общего объекта внимания 25
2.5 Активация индивидов в единое целое 25
Глава 3. Общая классификация толпы 27
Заключение 30
Список используемой литературы
Не избежать вопроса: откуда берется сила публицистов? Тард отвечает на него так: несомненно, из их дара гипнотизировать на расстоянии, а также из их знания публики, одновременно интуитивного и основанного на информированности. Они знают, что она любит и что ненавидит. Они удовлетворяют ее бесстыдное желание, коллективное и анонимное, видеть выставленными напоказ самые неподобающие сюжеты. Они потакают ее склонности предаваться зависти и ненависти. Следовательно, направить публику против оппонента, личности, идеи – это самое надежное средство опередить его и подчинить себе. Зная все это, публицисты не отказывают себе в удовольствии поиграть на этих чувствах.
Таким
образом, мы видим, что Лебон и Тард
едины только в проблематике, которую
исследовали, но не в подходах. Тард верит
в интеллектуальный прогресс, считает,
что будущий XX век будет не веком толп,
а веком космополитичной публики – людей,
опосредованно соединенных средствами
массовой коммуникации. В толпе – большой
группе людей, взаимодействующих непосредственно,
он видит лишь отрицательные стороны;
поведение толпы иррационально, деструктивно.
С точки зрения Тарда, толпа Лебона – это
социальная группа прошлого, будущее принадлежит
публике. Лебон слишком расширительно
толковал слово "толпа", подразумевая
под ним любую контактную группу. Тард,
в свою очередь, уже выделяет искусственные
и естественные толпы, различие которых
состоит в наличии или отсутствии организации.
Каждому типу связи, говорит Тард, соответствует
некоторый тип сообщества: традиционной
коммуникации из уст в уста - толпа; современной
коммуникации, берущей свое начало с газеты,
- публика. Каждой соответствует особый
тип лидера. Пресса породила свой собственный
– публициста. Отныне лидер – есть изобретатель,
творец, который обольщает массу посредством
какого-либо экстраординарного деяния.
Он обладает железной волей, орлиной остротой
взора, могучим воображением, неукротимой
гордостью. Вождь является своеобразным
зеркалом толпы, которая воспроизводит
в массе копий его сознание, дух и идеи.
Но общее, которое существует между теориями
Лебона и Тарда, относительно вождя, заключается
в том, что воздействует на толпы он посредством
гипноза – эта идея в конце XIX века получила
довольно широкое распространение. А наиболее
характерной чертой вождя является "безумство
веры"; таким образом, вождь – хозяин
толпы, а хозяин хозяина – это безумная
вера в некую фантастическую идею.
1.3.
СЦИПИОН СИГЕЛЕ.
СИГЕЛЕ Спицион (Sighele, Scipio) (1868–1913), итальянский социолог и криминолог, родился в Брешии 24 июня 1868. Закончив курс правоведения в Римском университете, в 1892–1902 преподавал в Свободном университете Брюсселя.
Под влиянием
идей криминальной антропологии Ч.Ломброзо обрати
Согласно концепции Сигеле, коллективная психология – это наука, занимающая промежуточное положение между индивидуальной психологией (учением об индивиде) и социологией (учением об обществе в его целостности). Такой подход не завоевал, однако, всеобщего признания в академических кругах. Так, оппоненты Сигеле обоснованно полагали, что социология опирается на социальную психологию, в то время как последняя является не более чем разделом коллективной психологии.
Научное творчество Сигеле развивалось в русле, проложенном классиками итальянской социологии политики – В.Парето, Г.Моской, Р.Михельсом. Его интересовала психология реализации власти, механизмы господства властного меньшинства над подвластным большинством. Под этим углом зрения Сигеле занимали не только элиты, но и более многочисленные человеческие общности – большие и малые социальные группы, выступавшие носителями группового и массового сознания.
В своей типологии социальных групп он выделял, с одной стороны, устойчивые и постоянные общности (семья, партия, секта, нация), а с другой – общности временные, имеющие статистический характер, ситуативную и вероятностную природу (толпа, парламент, жюри присяжных и др).
Сигеле был одним из первых социальных мыслителей, исследовавших процессы и закономерности объединения индивидов в большие и малые группы. Он осмыслил в первом приближении механизмы преобразования индивидуального сознания в групповое и массовое, способы достижения психологической и поведенческой целостности человеческой общности в процессе групповых контактов. Согласно его эмпирическим наблюдениям и выводам, ни одна общность никогда не является простой механической суммой отдельных индивидов.
Причину этого Сигеле усматривал в существенных различиях между психологическими и поведенческими характеристиками, присущими личности, с одной стороны, и группы людей – с другой. Объединение индивидов в общность – партию, секту, толпу и т.п. – приводит к несоответствию между добропорядочной моралью отдельного человека и откровенно порочной, клановой моралью группы. Обращая внимание на данную закономерность, Сигеле объяснял природу морального кризиса, поразившего итальянское общество на рубеже 19 и 20 вв., – коррупцию политического класса, засилье организованной преступности.
По мнению Сигеле, процессы общественного упадка нашли свое выражение, в частности, в феномене толпы. Этот термин, содержавший намек на социальные низы, получил распространение в социологической литературе. Сигеле, как и его современники, предпочитал вести речь о толпе заведомо преступной, предрасположенной к девиантным формам поведения. Само понятие было вынесено в заглавие его самого известного научного сочинения – Преступная толпа. Опыт коллективной психологии . Сигеле рассматривал эту среду, представленную деклассированными элементами, массой маргиналов, как источник экстремистских форм социального действия. Своим научным творчеством он предвосхитил исследования в области массового сознания, актуальность которых стала очевидной в первые десятилетия 20 в. с наступлением эпохи массового политического участия.
Занимался он исследованием источников преступлений, которые возникают в условиях большого скопления людей. Основной причиной противоправных действий в толпе он видел в "иррациональной динамике действий", которые проявляются в "массовых ситуациях". Микроб зла, - отмечал С.Сигле, - очень легко распространяется в толпе, "тогда как микроб добра умирает почти всегда, не находя подходящих условий жизни" 6
Специфика массовой психологии заключается, по мнению С.Сигле, в ее инстинктивной природе. Способность сознательного и разумного управления поведением людей в условиях толпы неизбежно утрачиваться, настроение и поведение индивида в массе всегда иррационально, т.е. характеризуется неспособностью контролировать поступки и действия. Разгул неизменных побуждений, страстей, влечений, массовой истерии - вот что характеризует толпу. Поэтому массовые скопления людей - благодатная почва для совершения преступных действий. "... Возбуждение и гнев толпы очень глубоко переходит в короткое время, благодаря одному только влиянию численности, в настоящее бешенство"7. Преступные "деяния" в толпе происходят в "состоянии аффекта", что, с точки зрения уголовного права, должно рассматриваться как смягчающее вину обстоятельство. В связи с этим С.Сигле будучи специалистом в области уголовного права, добился соответствующих статей в итальянское законодательство.
Итак, С.Сигле, подобно Г.Тарду и Г.Лебону, изучал социально-психологические особенности толпы, акцентируя более чем кто-либо на ее отрицательных социально-психологических характеристиках, таких как агрессивность, истеричность, безответственность, иррационализм, анархизм. Свой взгляд на этот социальный феномен он выразил в названии своей главной научной работы "Преступная толпа".
С. Сигле указывал
на "мотив, соединявший несколько первых
индивидуумов, который становится известным
всем, проникает в ум каждого, и тогда толпа
обретает единодушие"8.
Глава 2
Понятие
толпы. Механизм её формирования
и состав
2.1
Толпа
Из учебного пособия по социальной психологии Р.И. Мокшанцева и А.В. Мокшанцевой (Москва-Новосибирск, 2001г.), мы можем отметить, что социальная жизнь людей отливает много самых различных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Но есть и такие, в которых проявление воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьёзно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей.
Люди и отдельный человек, даже не испытывая на себе психическое давление со стороны других, а только воспринимая давление этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Разумеется, возможно, и неподчинение, но индивид, как правило, рационально объясняет его самому себе. Без этого разъяснения «неподчинение» неизбежно вызывает внутреннее беспокойство у индивида.
Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел её поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей или обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заряжаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в неорганизованное скопление или в толпу.
Толпа – бесструктурное скопление, лишённых ясно осознаваемой цели, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Термин «Толпа» вошёл в социальную психологию в период мощного революционного подъёма масс в XIX. – начале XX. в.в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.
Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».9
При
объединении индивидов в
Толпой можно обозначить такие формы поведения как:
публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
контактная, внешне не организованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;
совокупность
индивидов, составляющих многочисленную
аморфную группу и не имеющих в
своём большинстве прямых контактов
между собой, но связанных каким-либо
общим более или менее
В толпе, как правило, большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей, например, в ходе их борьбы за свои интересы и права.
Основные механизмы формирования толпы и развития её специфических качеств – циркулярная реакция, т.е. нарастающее взаимонаправленное эмоциональное «заряжение», а так же слухи.
Определены
даже основные этапы формирования толпы.
2.2
Образование ядра
толпы
Возникновение толпы редко выходит за пределы причинно-следственных связей социальных явлений, осознание которых далеко не всегда стихийно. Несмотря на то, что одним из существенных признаков толпы является чаще всего случайный состав образующих её людей, нередко формирование толпы начинается с некого ядра, в качестве которого выступают зачинщики.
Первоначальное ядро толпы может сложиться под влиянием чётких соображений и ставить перед собой вполне определённые цели. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно и стихийно. Толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели. Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и рождает в них интерес (точнее в самом начале – любопытство).10 Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к уже собравшимся, готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и получить возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся проявлять схожие эмоции и удовлетворить новые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие.
Информация о работе Психология масс. Габриэль Тард и Сципион Сигеле