Психология масс. Габриэль Тард и Сципион Сигеле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования было провести сравнительную характеристику работ Г. Тарда и С. Сигеле, посвященных феномену толпы.

Содержание

Введение 2

Глава 1

1.1.Публика и толпа Габриэля Тарда 5

1.2 Лидер, с точки зрения Тарда 10

1.3 Сципион Сигеле 18

Глава 2. Понятие толпы. Механизм её формирования и состав

2.1 Толпа 22

2.2 Образование ядра толпы 24

2.3 Процесс кружения 25

2.4 Появление нового общего объекта внимания 25

2.5 Активация индивидов в единое целое 25

Глава 3. Общая классификация толпы 27

Заключение 30

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая тард, сигеле.docx

— 71.05 Кб (Скачать документ)

  Циркулярная реакция составляет первый этап формирования и функционирования толпы.

  2.3 Процесс кружения 

  Второй  этап начинается с «процесса кружения», в ходе которого чувства ещё больше обостряются, и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую  от присутствующих. Внутреннее кружение на основе продолжающей циркулярной  реакции нарастает. Нарастает и  возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к  немедленным действиям. 

  2.4 Появление нового  общего объекта  внимания 

  Процесс кружения подготавливает собой третий этап формирования толпы. Этот этап –  появление нового общего объекта  внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение  людей. Если первоначально общий  объект интереса составляло возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый  в процессе кружения в разговорах участника толпы. Этот образ –  результат «творчества» самих участников. Возникновение такого воображаемого  объекта становится фактором, сплачивающим толпу в единое целое. 

  2.5 Активация индивидов  в единое целое 

  Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулированием возбуждения, соответствующего воображаемому объекту. Чаще всего  такое стимулирование происходит как  результат руководства лидера. Оно  пробуждает толпу приступить к конкретным, часто агрессивным действиям. Среди  толпы обычно выделяются зачинщики, которые и развёртывают активную деятельность и исподволь направляют поведение этой толпы. Это могут  быть политически и психически незрелые и экстримистски настроенные личности.

  Ядро  толпы, или зачинщики – субъекты, задача которых сформулировать толпу  и использовать её разрушительную энергию  в поставленных целях.

  Участники толпы, в большинстве своём не являются зачинщиками, но оказываются  в сфере влияния толпы и  активно участвуют в её действиях. Особую опасность представляют агрессивные  личности, которые примыкают к  толпе исключительно из-за появившейся  возможности дать разрядку своим  невротическим, нередко садистским наклонностям.

  В среду участников толпы попадают и добросовестно заблуждающиеся. Эти субъекты присоединяются к толпе  из-за ошибочного восприятия обстановки, они движимы, например, ложно понятым  принципом справедливости.

  К толпе примыкают обычные обыватели. Они не проявляют большой активности. Их привлекает эксцесс в качестве волнующего зрелища, которое разнообразит их скучное, унылое существование.

  В толпе находят себе место повышенно  внушаемые люди, которые поддаются  общему заражающему настроению. Они  без сопротивления отдаются во власть стихийных явлений.

  Участниками толпы оказываются и просто любопытные, наблюдающие со стороны. Они не вмешиваются  в ход событий, однако их присутствие  увеличивает массовость и усиливает влияние стихии толпы на поведение её участников. 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Общая классификация толпы 
 

  Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. В социальной психологии существует несколько классификаций  толпы.

  Если  за основу классификации взять такой  признак как управляемость, то можно  выделить следующие виды толпы:

  Стихийная толпа.

  Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны  конкретного физического лица.

  Ведомая толпа.

  Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося  в данной толпе её лидером.

  Организованная  толпа.

  Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения.11 Это уже не толпа, в формирование. Даже отделение солдат, пока в нём есть командир, уже не толпа.

  Если  за основу классификации толпы взять  характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько её типов  и подтипов:

  Окказиональная  толпа.

  Образуется  на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и так далее).

  Конвенциональная  толпа.

  Образуется  на основе интереса к какому-либо заранее  объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально  значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

  Экспрессивная толпа.

  Формируется, как и конвенциональная толпа. В  ней совместно выражается общее  отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест  и т.п.).

  Экстатическая толпа.

  Представляют  собой крайнюю форму экспрессивной  толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного, ритмически нарастающего «заражения» (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок концерты и т.д.).

  Действующая толпа.

  Формируется как конвенциальная, осуществляет действие относительно конкретного объекта.

  Действующая толпа включает в себя указанные  ниже подвиды:

  Агрессивная толпа.

  Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.д.

  Паническая  толпа.

  Стихийно  спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

  Стяжательская толпа.

  Вступает  в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется чаще всего  властями, игнорирующими жизненные  интересы граждан или покушающимися  на них (взятие штурмом мест в транспорте, ажиотажный расхват продуктов в магазинах, разгром продовольственных складов, осаждение учреждений (например банков), в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.д.).

  Повстанческая толпа.

  Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное  внесение в неё организующего  начала способно возвысить стихийное  массовое вступление до сознательного  акта политической борьбы.

  Г. Лебон различает виды толпы по признаку гомогенности:

  Разнородная

  Анонимная (уличная например)

  Персонифицированная (парламентское собрание)

  Однородная

  Секты

  Касты

  Классы

  Современные представления на типологию толпы  несколько отличаются от взгляда  Г. Лебона. Об организационной толпе уже шла речь выше. Так же сложно рассматривать в качестве толпы персонифицированное собрание людей типа производственного собрание людей типа производственного совещания, парламентского людей типа производственного совещания, парламентского собрания, присяжных суда (Г. Лебон относит эти образования к категории «толпа»), которые лишь в потенции могут превратиться в толпу, но изначально таковой не являются. Классы тоже трудно отнести к разряду толп. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  В небольшой по объему работе С. Сигеле «Преступная толпа» (1893) проявляется сильное влияние концепции подражания Г. Тарда. Но если французский философ отвергает эволюционизм и биологический редукционизм в социальном познании, то итальянский мыслитель является сторонником теории социальной эволюции, хотя и противником идеи «борьбы за существование» в том ее виде, который присущ социальному дарвинизму. В его творчестве прослеживаются и воздействия теорий О.Конта, Г.Спенсера, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Ч. Ломброзо, хотя определяющим началом является стремление рассматривать изучаемые вопросы в позитивистском ключе. С.Сигеле в своей книге обнаруживает веру в социальный прогресс и в возможность установления большей социальной справедливости в обществе

  "Разрыв  социальных связей, быстрота передачи  информации, беспрерывная миграция  населения, ускоренный и раздражающий  ритм городской жизни, - пишет  Московичи, - создают и разрушают  человеческие сообщества. Будучи  разрозненными, они воссоздаются  в форме непостоянных и разрастающихся  толп. Это явление приобретает  невиданный прежде размах, из  чего следует его принципиальная  историческая новизна. Именно  поэтому в цивилизациях, где толпы  играют ведущую роль, человек  утрачивает смысл существования, так же как и чувство "Я". Отсюда и неуверенность, тревога у каждого человека, чувствующего себя игрушкой враждебных и неведомых сил".

  В данной части нашей работы мы попытались в общих чертах описать ключевые аспекты психологии толпы, рассмотреть  основные классические подходы к  изучению этой проблемы, что позволит нам и всем интересующимся данным вопросом трезво оценивать окружающую нас реальность, и в этих условиях сохранять свое "Я". Свою степень  свободы личности и избегать ситуаций, в которых есть возможность стать  жертвой манипуляций и исполнителем чужой воли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  используемой литературы:

1. Г.  М. Андреева. Социальная психология. М.1998.

2. М.  Вебер. Харизматическое господство. Социологические исследования, 1988, №5.

3. Гидденс Э. Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия // Диалог. №7. 2001

4. Э. Дюркгейм. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996.

5. Г. Лебон. Психология народов и масс. СПб.: Маркет, 1995.

6. Г. Лебон Г. Толпотворение // Новое время. №3. 1998

7. Д. Б. Мангейм, Р. К. Рич. Политология: Методы исследования. М.: Весь мир, 1999.

8. Мокшанцев Р. И., Мокшанцева А. В. Социальная психология. Москва - Новосибирск. 2001

9. С. Московичи. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: изд-во “Центр психологии и психотерапии”, 1996.

10. С. Московичи. Машина, творящая богов. М.: Институт психологии РАН, Изд-во “КСП+”, 1998.

11. Ф. Ницше. По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО-ПРЕСС; Харьков: ФОЛИО, 1998.

12. Х. Ортега-и-Гассет. Восстание масс. Вопросы философии, 1989, №3, 4.

13. Психология толп. М.: Институт психологии РАН, Изд-во “КСП+”, 1998.

14. Г. Тард. Социальная логика. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

15. Э. Тоффлер. Третья волна. М.: АСТ, 1999.

16. Э. Тоффлер. Футуршок. СПб.: Лань, 1997.

17. Э. Фромм. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.

18. М. А. Хевеши. Массовое общество в XX веке. Социологические исследования, 2001, №7.

19. М. Шелер. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.

20. О. Шпенглер. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993.

21. К. Ясперс. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 199

22. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: ЗАО Питер. 1998

23. Юнг К. Г. Психология бессознательного. - М., Канон. 1994 

Информация о работе Психология масс. Габриэль Тард и Сципион Сигеле