Психология межличностных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:27, курсовая работа

Описание

Цель – выявить и проанализировать взаимосвязь типичных
стратегий поведения в конфликтной ситуации и свойств личности.
Гипотеза - выдвигается предположение, что существует взаимосвязь
особенностей свойств личности и стратегий поведения в конфликте.
Задачи:
провести анализ литературы по данной тематике.
изучить теоретические и практические подходы к исследованию конфликта.
изучить причины, функции, классификации, структуру и уровни конфликта.
изучить межличностные конфликты и способы их преодоления.
выявить типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
выявить свойства личности испытуемых.
проанализировать взаимосвязь указанных параметров.

Работа состоит из  1 файл

соц курс.docx

— 118.51 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Вопросом психологии межличностных  конфликтов в начале ХХ века занимались такие известные психологи как  К. Левин, З. Фрейд, Д. Морено, У. Мак-Дугалл, К. Томас, Э. Фромм, М. Дойч и другие. Современные исследования по данной проблеме связаны с именами таких психологов как Анцупов А.Я, Емельянов С.М., Дмитриев А.В., Леонов Н.И., Гришина Н.В. и многих других. Свой вклад в изучение конфликтов внесли также современные белорусские психологи Лобан Н.А., Вишнякова Н.Ф. Как в зарубежной, так и в отечественной науке наблюдается дефицит системного анализа объекта исследования.

Данная тема актуальна  во все времена, поскольку конфликты  являются неотъемлемой частью взаимодействия индивидов. С помощью изучения структуры, уровней, функций, классификаций, видов  и типов конфликтов психологи  пытаются выявить наиболее распространенные причины конфликтов и найти пути их преодоления, эффективного разрешения, предупреждения и профилактики. Особенно актуален данный вопрос в современном  цивилизованном обществе. Анализ конфликтов за последние годы свидетельствует об увеличении количества вооруженных конфликтов. По подсчетам институтов, занимающихся вопросами военной истории, со времени окончания второй мировой войны было только двадцать шесть дней абсолютного мира. Современные конфликты стали одним из ведущих факторов нестабильности на земном шаре. Будучи плохо управляемыми, они имеют тенденцию к разрастанию, подключению все большего числа участников, что создает серьезную угрозу не только тем, кто непосредственно оказался вовлеченным в конфликт, но и всем живущим на земле.

К самым распространенным видам конфликтов относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходит столкновение между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.

Конфликты играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человечества в целом.

Объект исследования – конфликт

Предмет исследования – типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации и свойства личности.

Цель – выявить и проанализировать взаимосвязь  типичных

стратегий поведения в  конфликтной ситуации и свойств  личности.

Гипотеза - выдвигается предположение, что существует взаимосвязь

особенностей свойств  личности и стратегий поведения  в конфликте.

 

Задачи:

  • провести анализ литературы по данной тематике.
  • изучить теоретические и практические подходы к исследованию конфликта.
  • изучить причины,  функции, классификации, структуру и уровни конфликта.
  • изучить межличностные конфликты и способы их преодоления.
  • выявить типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
  • выявить свойства личности испытуемых.
  • проанализировать взаимосвязь указанных параметров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТА

1.1 Понятие конфликта. Теоретические подходы к исследованию конфликтов

Конфликты существую ровно  столько, сколько существует человек, поскольку возникают они в  процессе взаимодействия людей. В переводе с латинского слово «конфликт» означает «столкновение». Существуют различные  определения конфликта, но все они  подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми и  явными, но всегда в их основе лежит  отсутствие согласия. Поэтому и определяют конфликт как отсутствие согласия между  двумя и более сторонами-лицами или группами лиц.

Представители различных  наук, в первую очередь гуманитарных, издавна пытались разгадать причины  войн, насилия, споров и других видов  конфликтов. Конфликт  играл и играет важную роль в жизни общества. В этой связи неудивительно, что изучение конфликтов  - тема, которая привлекает внимание многих ученых.

Большой теоретический и  эмпирический материал, накопленный  за почти столетний период, отражается в многообразии подходов и теоретических  платформ. Можно условно выделить 2 этапа в истории изучения конфликта: начала XX века- 50-е гг.; конец 50-х гг. – настоящее время. Основным различием служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепций (например, в психоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования. На  рубеже 50-х — 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта.

Среди направлений зарубежных психологических  исследований конфликта  в первой половине XX в. выделяются:

  - психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер,  К. Хорни, Э. Фромм);

- социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле  и др.);

- этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);

- теория групповой динамики (К.  Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);

- фрустрационно - агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);

- поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);

- социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс,  С. Додд, Г. Гурвич);

- интеракционистское (Д. Мид, Т.  Шибутани, Д. Шпигель);

- теория структурного  баланса (Ф. Хайдер).

Психоаналитический  подход связан прежде всего с именем австрийского психолога 3. Фрейда (1856—1939), создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. Несмотря на то, что 3.Фрейд занимался преимущественно внутриличностными конфликтами, его заслугой является указание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного. Последователь 3. Фрейда Альфред Адлер (1870—1937) содержание конфликтов личности с микросредой видел в попытках индивида освободиться от чувства неполноценности и доминирования одних над другими.

Американские  психологи  К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен  расширили понимание природы конфликта, попытались внести в нее социальный контекст. Так, К. Хорни (1885—1952) основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь родителей. По мнению Э. Фромма, конфликты возникают из-за невозможности реализовать в обществе личностные стремления и потребности.

 В 20 — 30-е годы  конфликт начинает привлекать  внимание социальных психологов. По мнению англо-американского  психолога У.Мак-Дугалла (1871 — 1938), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида, У. Мак-Дугалл распространил его и на человеческое общество. Созданная им теория социальных инстинктов имела сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов (С. Сигеле и др.).

Начало  этологического подхода  к конфликту  было положено в 30-х  годах работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада  Лоренца (1903—1989). Впервые в мировой  науке им была высказана гипотеза о том, что главной причиной социальных конфликтов является агрессивность  индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности  у животных и человека однотипны, а агрессия — постоянное состояние  живого организма. Этологические идеи К. Лоренца получили развитие в исследованиях  нидерландского этолога Н. Тинбергена (1907—1988).

Исследуя  проблемы групповой  динамики, германо-американский психолог Курт Левин (1890—1947) разработал концепцию  динамической системы поведения, которая  находится под напряжением, когда  нарушается равновесие между индивидом  и средой. Это напряжение проявляется  в виде конфликтов. Источником конфликта  может быть неблагоприятный стиль  деятельности лидера группы. К. Левин  видел пути разрешения конфликтов в  реорганизации мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов.

Группа  психологов Йельского  университета (США) во главе с Д. Доллардом, опираясь на труды 3. Фрейда и К. Левина, предложила новую гипотезу конфликта — фрустрационно-агрессивную. В этой концепции интегрирована биосоциальная причина конфликтов — агрессивность индивида и социальная причина — фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения обычно предполагают существование фрустрации.

Известным представителем поведенческого направления  является американский психолог Арнольд  Басе. Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой.

В соответствии с теорией  социометрии, разработанной социальным психологом Я. Морено (1892—1974), межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Я. Морено пришел к выводу, что все конфликты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы «социометрическая революция» позволила гармонизировать общественные отношения.

Вслед за работами основателя символического интеракционизма —  американского психолога и социолога  Д. Мида (1863— 1931) — широкий резонанс получили исследования представителя чикагской школы Т. Шибутани. По его мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид — среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты.

Теория  структурного баланса, первые положения  которой выдвинул Ф. Хайдер, посвящена анализу согласованности между системой аттитюдов индивида и его знаниями об аттитюдах и поведении значимых других. В соответствии с теорией Хайдера, конфликт возникает тогда, когда “определенное отношение единства, предписываемое условиями баланса, для человека исключается вследствие существования отношения единства со стороны другого человека”.

Анализ  подходов к исследованию конфликта  в рассматриваемый  период показывает, что они формировались  в русле  традиционных направлений  психологии, отражая теоретические  конструкции, свойственные данному  течению.

В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим  направлениям:

- теоретико-игровое (М.  Дойч);

- теория организационных  систем (Р.  Блейк, Дж. Мутон);

- теория   и   практика   переговорного   процесса   (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер,  У. Юри).

Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают  построение универсальной схемы  взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают четко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.

В системном виде данный подход выражен  в работах американского  социального психолога М. Дойча. Его концепция представляет собой целостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта. По мнению М. Дойча, в основе конфликта лежит несовместимость целей участников межличностного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мотивах противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к мотивационной концепции.

Сторонники  теоретико-игрового подхода считают, что конфликты  могут разрешаться  как конструктивным путем, так и  деструктивным. Продуктивным считается  конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей.

Вторым  подходом к изучению конфликта в  современной психологии является теория организационных систем. Эта концепция появилась как  альтернатива теории игр и результат  критики предложенных ею решений. Разработанный  Р. Блейком, Дж. Мутон и К. Томасом  подход к проблеме межличностного конфликта  на основе организационных систем представляет собой оригинальную программу исследования стилей конфликтного поведения людей  в реальных условиях. Из сочетания  установок на отношение к сопернику  и на достижение собственных целей  авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: соперничество, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество.

На  рубеже 60—70-х годов  начинает формироваться  самостоятельное  направление по изучению переговорного  процесса как части конфликтного взаимодействия. В настоящее время  теория и практика переговорного  процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии. Исследования сосредоточены  на решении двух проблем: выявлении  совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами  решения приступить к переговорам, и изучении процесса переговоров, когда  конфликтующие стороны уже приняли  решение идти на поиск взаимных соглашений. Наиболее разработана технология переговорного  процесса.

Информация о работе Психология межличностных конфликтов