Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:27, курсовая работа
Цель – выявить и проанализировать взаимосвязь типичных
стратегий поведения в конфликтной ситуации и свойств личности.
Гипотеза - выдвигается предположение, что существует взаимосвязь
особенностей свойств личности и стратегий поведения в конфликте.
Задачи:
провести анализ литературы по данной тематике.
изучить теоретические и практические подходы к исследованию конфликта.
изучить причины, функции, классификации, структуру и уровни конфликта.
изучить межличностные конфликты и способы их преодоления.
выявить типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
выявить свойства личности испытуемых.
проанализировать взаимосвязь указанных параметров.
Выделяются следующие практически подходы к изучению конфликта:
- экспериментальное конструирование конфликта, преимущественно в лабораторных условиях;
- личностные опросники и тесты, а также варианты социометрии;
- исторический (ретроспективный).
1)Экспериментальное конструирование конфликта, преимущественно в лабораторных условиях.
За основу берутся конфликтные
игры и их модификации, конфликтные
ситуации, моделирующие реальные жизненные
столкновения. Подобные исследования
конфликтов связаны с большими трудностями
организационного плана. Во-первых, некоторые
из них неприемлемы с нравственной
точки зрения. Во-вторых, на основе простых,
в значительной степени управляемых,
конфликтов нельзя делать выводы применительно
к жизненным реальным ситуациям
(так как нет никакой
2)Личностные опросники и тесты, а также варианты социометрии.
Конфликт изучается через
напряженность во взаимоотношениях,
предрасположенность к
3)Исторический (ретроспективный).
Описание конкретных конфликтных ситуаций, уже имевших место (проводится анализ действий участников, объекта, причин, способов и приемов взаимодействия, исход и т.д.). Хотя данный подход более социологичен, чем психологичен, при умелой формулировке вопросов он в значительной мере позволяет воссоздать социально-психологическую картину конфликта. Однако подобные методы не лишены недостатков. Во-первых, очень многое зависит от того, кто описывает конфликт, так как вольно или невольно он занимает определенную позицию в анализируемой ситуации, а это снижает достоверность информации. Во-вторых, многое зависит от охвата вопросами всех характеристик конфликта. Возможно упущение важных характеристик, причин, которые привели к конфликту, его динамики, последствий из-за использования различных методов (бесед, интервью, анализ документов, анкетирования), что создает трудности в систематизации информации. В-третьих, за всеобъемлющим и комплексным описанием конфликтов теряется объяснение и поиск существенных связей, что, в конце концов, самое важное в подобных исследованиях конфликта.
В общем смысле причина конфликта - это то явление, которое предопределяет его появление. То или иное явление только тогда является причиной конфликта, когда оно выступает для его субъектов, как потребность.
Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения, определяют динамику протекания.
Все причины конфликтов условно можно разделить на две группы – общие и частные.
Общие причины проявляются, так или иначе, практически во всех возникающих конфликтах. К ним относятся следующие:
А) Социально-политические и экономические – то есть связанные с глобальными противоречиями в политике и экономике (противоречия между бедными и богатыми).
Б) Социально-демографические причины связаны с различиями в установках и мотивах людей разного возраста, пола, этнических групп (противоречия между отцами и детьми, между мужчинами и женщинами).
В) Социально-психологические причины, то есть такие, которые отражают противоречивый характер взаимоотношений людей в группе (противоречия между лидером окружением, между изгоем и группой).
Г) Индивидуально-психологические причины отражают несходство индивидуальных психологических характеристик личности (противоречия между способными и неспособными людьми, между темпераментными и заторможенными личностями).
Частные причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Они могут иметь производственный и личный характер:
А) Производственные причины связаны с профессиональной деятельностью людей. Наиболее распространенными среди них являются:
– Распределение ресурсов, когда их размер ограничен, а необходимость разделения ведет к обидам и недовольству;
– Взаимозависимость задач, когда деятельность одного работника или руководителя зависит от деятельности другого работника или группы;
– Противоположность функционирования, выражающаяся в формулировке противоречивых задач у различных подразделений на производстве;
– Нечеткость функциональных обязанностей сотрудников приводит к ситуации, когда одному подчиненному дают противоречивые указания несколько начальников;
– Порочные круги управления
выражаются в том, что функции, власть
и ответственность в
– Различия в целях, взглядах и представлениях обычно проявляются по мере роста организации, проявления в ее составе специализированных подразделений;
– Различия в способах достижения целей могут привести к конфликтам, если руководители подразделений не выработают соглашения о приемлемых и неприемлемых методах работы (элемент корпоративной этики);
– Неудовлетворительные коммуникации сводятся к искажению информации, а в отдельных случаях и использованию ложной информации (дезинформации).
Б) Личные причины обычно связаны с состоянием здоровья, жилищно-бытовыми условиями, семейными отношениями и бытовыми проблемами конкретного человека, как участника конфликта.
В представлениях многих людей
конфликты ассоциируются с
Среди позитивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие:
-конфликт полностью или
частично устраняет
-конфликт позволяет более
глубоко оценить индивидуально-
-конфликт позволяет ослабить
психологическую напряженность,
-конфликт служит источником
развития личности, межличностных
отношений. При условии
-конфликт может улучшить
качество индивидуальной
-при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;
-межличностные конфликты,
будучи отражением процесса
Негативные функции межличностных конфликтов:
-большинство конфликтов
оказывает выраженное
-неблагополучно развивающиеся
конфликты могут
- конфликт как трудная
ситуация всегда
-конфликты — это деструкция
системы межличностных
-конфликт формирует
-конфликты могут негативно
отражаться на эффективности
индивидуальной деятельности
-конфликт закрепляет
в социальном опыте личности
насильственные способы
Существуют многочисленные
классификации конфликтов. Основаниями
для них могут быть источник конфликта,
содержание, значимость, тип разрешения,
форма выражения, тип структуры
взаимоотношений, социальная формализация,
социально-психологический
По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.
По значению для группы конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные).
По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые - субъективными, личностными.
По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.
По природе возникновения конфликты делятся на:
По способу разрешения конфликты могут быть: