Психология межличностных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:27, курсовая работа

Описание

Цель – выявить и проанализировать взаимосвязь типичных
стратегий поведения в конфликтной ситуации и свойств личности.
Гипотеза - выдвигается предположение, что существует взаимосвязь
особенностей свойств личности и стратегий поведения в конфликте.
Задачи:
провести анализ литературы по данной тематике.
изучить теоретические и практические подходы к исследованию конфликта.
изучить причины, функции, классификации, структуру и уровни конфликта.
изучить межличностные конфликты и способы их преодоления.
выявить типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
выявить свойства личности испытуемых.
проанализировать взаимосвязь указанных параметров.

Работа состоит из  1 файл

соц курс.docx

— 118.51 Кб (Скачать документ)

1.2 Практические подходы к исследованию конфликта

Выделяются  следующие  практически подходы  к изучению конфликта:

- экспериментальное конструирование конфликта, преимущественно в лабораторных условиях;

- личностные опросники и тесты, а также варианты социометрии;

- исторический (ретроспективный).

1)Экспериментальное конструирование конфликта, преимущественно в лабораторных условиях.

За  основу берутся конфликтные  игры и их модификации, конфликтные  ситуации, моделирующие реальные жизненные  столкновения. Подобные исследования конфликтов связаны с большими трудностями  организационного плана. Во-первых, некоторые  из них неприемлемы с нравственной точки зрения. Во-вторых, на основе простых, в значительной степени управляемых, конфликтов нельзя делать выводы применительно  к жизненным реальным ситуациям (так как нет никакой уверенности, что взаимосвязи, выявленные в игровой  ситуации, проявится также в реальных конфликтах). В-третьих, в эксперименте чрезвычайно трудно смоделировать  мотивацию, которая характерна для  реального конфликта и является определяющей для многих параметров конфликта.

2)Личностные опросники и тесты, а также варианты социометрии.

Конфликт  изучается через  напряженность  во взаимоотношениях, предрасположенность к агрессивному поведению различных лиц, наличие  микрогруппы с отрицательной направленностью. К недостаткам данного подхода можно отнести: за рамками такого исследования остается конфликт как социально-психологическое явление, возникающее в процессе взаимодействия людей; причины конфликта не раскрываются; информация, получаемая от респондента, «приглаживается» самим респондентом;  личностные особенности (например, склонность агрессивному поведению в отношениях с другими людьми) подвергается ситуативному изменению.

3)Исторический (ретроспективный).

Описание  конкретных конфликтных  ситуаций, уже  имевших место (проводится анализ действий участников, объекта, причин, способов и приемов взаимодействия, исход  и т.д.). Хотя данный подход более социологичен, чем психологичен, при умелой формулировке вопросов он в значительной мере позволяет воссоздать социально-психологическую картину конфликта. Однако подобные методы не лишены недостатков. Во-первых, очень многое зависит от того, кто описывает конфликт, так как вольно или невольно он занимает определенную позицию в анализируемой ситуации,  а это снижает достоверность информации. Во-вторых, многое зависит от охвата вопросами всех характеристик конфликта. Возможно упущение важных характеристик, причин, которые привели к конфликту, его динамики, последствий из-за использования различных методов (бесед, интервью, анализ документов, анкетирования), что создает трудности в систематизации информации. В-третьих, за всеобъемлющим и комплексным описанием конфликтов теряется объяснение и поиск существенных связей, что, в конце концов, самое важное в подобных исследованиях конфликта.

2  ПРИЧИНЫ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТА. СТРУКТУРА И УРОВНИ КОНФЛИКТА

2.1 Причины конфликтов

В общем смысле причина конфликта - это то явление, которое предопределяет его появление. То или иное явление только тогда является причиной конфликта, когда оно выступает для его субъектов, как потребность.

Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения, определяют динамику протекания.

Все причины конфликтов условно  можно разделить на две группы – общие и частные.

Общие причины проявляются, так или иначе, практически во всех возникающих конфликтах. К ним относятся следующие:

А) Социально-политические и экономические – то есть связанные с глобальными противоречиями в политике и экономике (противоречия между бедными и богатыми).

Б) Социально-демографические причины связаны с различиями в установках и мотивах людей разного возраста, пола, этнических групп (противоречия между отцами и детьми, между мужчинами и женщинами).

В)  Социально-психологические причины, то есть такие, которые отражают противоречивый характер взаимоотношений людей в группе (противоречия между лидером окружением, между изгоем и группой).

Г) Индивидуально-психологические причины отражают несходство индивидуальных психологических характеристик личности (противоречия между способными и неспособными людьми, между темпераментными и заторможенными личностями).

Частные причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Они могут иметь производственный и личный характер:

А) Производственные причины связаны с профессиональной деятельностью людей. Наиболее распространенными среди них являются:

– Распределение ресурсов, когда их размер ограничен, а необходимость  разделения ведет к обидам и недовольству;

– Взаимозависимость задач, когда деятельность одного работника  или руководителя зависит от деятельности другого работника или группы;

–  Противоположность  функционирования, выражающаяся в формулировке противоречивых задач у различных  подразделений на производстве;

– Нечеткость функциональных обязанностей сотрудников приводит к ситуации, когда одному  подчиненному дают противоречивые указания несколько  начальников;

– Порочные круги управления выражаются в том, что функции, власть и ответственность в организации  вообще не распределены;

–  Различия в целях, взглядах и представлениях обычно проявляются  по мере роста организации, проявления в ее составе специализированных подразделений;

–  Различия в способах достижения целей могут привести к конфликтам, если руководители подразделений  не выработают соглашения о приемлемых и неприемлемых методах работы (элемент  корпоративной этики);

–  Неудовлетворительные коммуникации сводятся к искажению  информации, а в отдельных случаях  и использованию ложной информации (дезинформации).

Б) Личные причины обычно связаны с состоянием здоровья, жилищно-бытовыми условиями, семейными отношениями и бытовыми проблемами конкретного человека, как участника конфликта.

2.2 Функции конфликтов

В представлениях многих людей  конфликты ассоциируются с сугубо отрицательными явлениями: войнами  и революциями, междоусобицами и  скандалами. Поэтому, как правило, конфликт представляется как явление нежелательное и вредное. На самом же деле это не всегда так. Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные социальные функции.

Среди позитивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие:

-конфликт полностью или  частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства  многих факторов; он высвечивает  узкие места, нерешенные вопросы.  При завершении конфликтов более  чем в 5% случаев удается полностью,  в основном, или частично разрешить  противоречия, лежащие в их основе;

-конфликт позволяет более  глубоко оценить индивидуально-психологические  особенности людей, участвующих  в нем. Конфликт тестирует ценностные  ориентации человека, относительную  силу его мотивов, направленных  на деятельность, на себя или  на взаимоотношения, выявляет  психологическую устойчивость к  стрессовым факторам трудной  – ситуации. Он способствует более  глубокому познанию друг друга,  раскрытию не только непривлекательных  черт характера, но и ценного  в человеке;

-конфликт позволяет ослабить  психологическую напряженность,  являющуюся реакцией участников  на конфликтную ситуацию. Конфликтное  взаимодействие, особенно сопровождаемое  бурными эмоциональными реакциями,  помимо возможных негативных  последствий, снимает у человека  эмоциональную напряженность, приводит  к последующему снижению интенсивности  отрицательных эмоций;

-конфликт служит источником  развития личности, межличностных  отношений. При условии конструктивного  разрешения конфликт позволяет  человеку подняться на новую  высоту, расширить способы и сферу  взаимодействия с окружающими.  Личность приобретает социальный  опыт решения трудных ситуаций;

-конфликт может улучшить  качество индивидуальной деятельности;

-при отстаивании справедливых  целей в конфликте оппонент  повышает свой авторитет у  окружающих;

-межличностные конфликты,  будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения  личности, формирования ее активной  позиции во взаимодействии с  окружающими и могут быть определены  как конфликты становления, самоутверждения,  социализации.

Негативные функции межличностных конфликтов:

-большинство конфликтов  оказывает выраженное негативное  воздействие на психическое состояние  его участников;

-неблагополучно развивающиеся  конфликты могут сопровождаться  психологическим и физическим  насилием, а, значит, травмированием оппонентов;

- конфликт как трудная  ситуация всегда сопровождается  стрессом. При частых и эмоционально  напряженных конфликтах резко  возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;

-конфликты — это деструкция  системы межличностных отношений,  которые сложились между субъектами  взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой  стороне, враждебность, ненависть  нарушают сложившиеся до конфликта  взаимные связи. Иногда в результате  конфликта взаимоотношения участников  вообще прекращаются;

-конфликт формирует негативный  образ другого — «образ врага», который способствует формированию  негативной установки по отношению  к оппоненту. Это выражается  в предвзятом отношении к нему  и готовности действовать в  ущерб ему;

-конфликты могут негативно  отражаться на эффективности  индивидуальной деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают  меньше внимания на качество  работы, учебы. Но и после конфликта  оппоненты не всегда могут  работать с такой же продуктивностью,  как и до конфликта;

-конфликт закрепляет  в социальном опыте личности  насильственные способы решения  проблем. Победив однажды с  помощью насилия, человек воспроизводит  данный опыт в других аналогичных  ситуациях социального взаимодействия.

2.3 Классификация конфликта

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями  для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры  взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут  быть скрытые и явные, интенсивные  и стертые, кратковременные и  затяжные, вертикальные и горизонтальные и другие. Далее мы более подробно рассмотрим некоторые классификации конфликта.

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.

По значению для  группы конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные).

По характеру  причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые - субъективными, личностными.

По объему социального  взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

  • Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: профсоюз и администрация).
  • Внутригрупповой конфликт - конфликт между микрогруппами в коллективе, личностью и микрогруппой, личностью и всем коллективом.
  • Межличностный конфликт проявляется как столкновение личностей. Это наиболее распространенный  тип конфликта.
  • Внутриличностный конфликт - это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.

По природе  возникновения конфликты делятся на:

  • Социальные
  • Организационные
  • Эмоциональные или личностные

По способу  разрешения конфликты могут быть:

  • антагонистическими (предполагают способы их разрешения в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон, кроме одной, или полного отказа от конфликтующих сторон, кроме одной, от стремления достичь своих целей);
  • компромиссными (допускают несколько вариантов разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, выбора способов разрешения, изменения сроков реализации поставленных задач, изменение условий взаимодействия).

Информация о работе Психология межличностных конфликтов