Психология межличностных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:27, курсовая работа

Описание

Цель – выявить и проанализировать взаимосвязь типичных
стратегий поведения в конфликтной ситуации и свойств личности.
Гипотеза - выдвигается предположение, что существует взаимосвязь
особенностей свойств личности и стратегий поведения в конфликте.
Задачи:
провести анализ литературы по данной тематике.
изучить теоретические и практические подходы к исследованию конфликта.
изучить причины, функции, классификации, структуру и уровни конфликта.
изучить межличностные конфликты и способы их преодоления.
выявить типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
выявить свойства личности испытуемых.
проанализировать взаимосвязь указанных параметров.

Работа состоит из  1 файл

соц курс.docx

— 118.51 Кб (Скачать документ)

По степени  выраженности конфликты бывают:

  • открытые
  • скрытые
  • потенциальные

По признаку сферы  проявления конфликты могут быть:

  • экономическими;
  • идеологическими;
  • политическими;
  • социально-бытовыми;
  • семейно-бытовыми;

По признаку степени  длительности и напряженности конфликты могут быть:

  • бурными быстро текущими;
  • острыми длительными;
  • слабовыраженными вялотекущими;
  • слабовыраженными быстротекущими.

По признаку предмета конфликты разделяются на:

  • реалистические (предметные, т.е. вызванные неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ или направленные на достижение конкретного результата);
  • нереалистичные (беспредметные, т.е. имеющие своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения результата, а самоцелью).

По признаку источника  возникновения различают конфликты двух видов:

  • объективно обусловленные (т.е. возникающие в сложной противоречивой ситуации взаимодействия людей);
  • субъективно обусловленные (т.е. связанные с личностными особенностями конфликтующих сторон или с ситуациями, создающими преграды  на пути удовлетворения их стремлений, желаний, интересов).

По признаку сталкивающихся ценностей или интересов конфликты могут быть типа:

  • «плюс – плюс» (выбор из двух благоприятных альтернатив);
  • «минус – минус» (выбор из двух нежелательных альтернатив);
  • «плюс – минус» (столкновение благоприятного  и нежелательного выборов).

По признаку возникновения все конфликты можно разделить на:

  • стихийные;
  • запланированные, которые объединяют спровоцированные и инициативные.

По признаку эмоциональности конфликты могут быть:

  • высокоэмоциональные;
  • умеренно эмоциональные;
  • безэмоциональные.

По признаку управления конфликты разделяются на:

  • управляемые;
  • слабо управляемые;
  • неуправляемые (стихийные).

По признаку затухания конфликты бывают:

  • спонтанно прекращающиеся;
  • прекращающиеся под влиянием средств противоборствующих сторон;
  • прекращающиеся при вмешательстве внешних сил.

По характеру  объектов, по поводу которых возникают конфликты:

  • ресурсные;
  • статусно – ролевые;
  • социокультурные;
  • идеологические и др.

Классификаций множество. Главная цель любой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или (еще лучше) предупреждения.

2.4.Структура и уровни конфликта

Под структурой любого объекта  понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений  между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

  • объект конфликта,
  • участники конфликта,
  • социальная среда, условия конфликта,
  • субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

 

  • Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные (ресурсы), социальные (власть) и духовные ценности (идея, принцип, норма).
  • Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Во внутриличностном конфликте борьба идет между одним аспектом личности, который противостоит другому ее аспекту. Кроме главных сторон конфликта могут быть и другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли. Эти роли могут быть как существенными, так и малозначимыми.
  • Кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.
  • Но характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации. Эти образы, восприятия людей могут быть трех видов: 1) представления о самих себе, 2) восприятие других участников конфликта, 3) образы внешней среды, большой и малой, в которой развертывается конфликт. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама объективная реальность являются непосредственной основой поведения участников конфликта.

Доктор психологии Даниэль  Дэна, один из первых психологов, изучавший конфликты, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:

1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);

2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения — расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);

3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис — окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).

3  МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

3.1 Межличностные конфликты  и способы их преодоления

Одним из наиболее распространенных видов конфликтов являются межличностные. Они охватывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности.

 Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия.

Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения  информации в процессе межличностной  коммуникации, несбалансированное ролевое  взаимодействие двух людей, различия в  способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные  межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость.

Психологическая несовместимость  - неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников: оценка поведения другого как недопустимого, низкий уровень социально-психологической  компетентности (когда, например, человек  не представляет себе, что есть много  выходов из конфликтной ситуации), недостаточная психологическая  устойчивость, плохо развитая способность  к эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический тип  темперамента, чрезмерная выраженность отдельных черт характера.

В межличностном конфликте  каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение  вызывает у субъектов конфликта  острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные  поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся  системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные  мнения, интересы, точки зрения, взгляды  на одни и те же проблемы, которые  на соответствующем этапе взаимоотношений  нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно  действовать в ущерб другой, а  та, в свою очередь, осознает, что  эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.

Любое урегулирование конфликта  или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы  межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

Функции межличностного конфликта

К конструктивным функциям относят:

  • познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
  • функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
  • инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);
  • перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции  конфликта связаны с:

  • разрушением существующей совместной деятельности;
  • ухудшением или развалом отношений;
  • негативным самочувствием участников;
  • низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Структура и элементы межличностного конфликта

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и  элементы. Элементами в межличностном  конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и  мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это  взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура  постоянно изменяются.

Любой конфликт можно условно разделить на три периода:

  • предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
  • конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
  • послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.

К субъектом межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.

Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными.

Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу.

Всякий межличностный  конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.

Стили поведения  в межличностном конфликте

Исследователи выделяют следующие  стили поведения в межличностном  конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

1) Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.

2) Уклонение — связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.

3) Приспособление — предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.

4) Компромисс — требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.

Информация о работе Психология межличностных конфликтов