Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:27, курсовая работа
Цель – выявить и проанализировать взаимосвязь типичных
стратегий поведения в конфликтной ситуации и свойств личности.
Гипотеза - выдвигается предположение, что существует взаимосвязь
особенностей свойств личности и стратегий поведения в конфликте.
Задачи:
провести анализ литературы по данной тематике.
изучить теоретические и практические подходы к исследованию конфликта.
изучить причины, функции, классификации, структуру и уровни конфликта.
изучить межличностные конфликты и способы их преодоления.
выявить типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
выявить свойства личности испытуемых.
проанализировать взаимосвязь указанных параметров.
По степени выраженности конфликты бывают:
По признаку сферы проявления конфликты могут быть:
По признаку степени длительности и напряженности конфликты могут быть:
По признаку предмета конфликты разделяются на:
По признаку источника возникновения различают конфликты двух видов:
По признаку сталкивающихся ценностей или интересов конфликты могут быть типа:
По признаку возникновения все конфликты можно разделить на:
По признаку эмоциональности конфликты могут быть:
По признаку управления конфликты разделяются на:
По признаку затухания конфликты бывают:
По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:
Классификаций множество. Главная цель любой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или (еще лучше) предупреждения.
Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:
Доктор психологии Даниэль Дэна, один из первых психологов, изучавший конфликты, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:
1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);
2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения — расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);
3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис — окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).
Одним из наиболее распространенных видов конфликтов являются межличностные. Они охватывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности.
Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия.
Причины таких конфликтов
– как социально-
Психологическая несовместимость - неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.
Личностные причины конфликтов
связаны с индивидуально-
В межличностном конфликте
каждая сторона стремится отстоять
свое мнение, доказать другой ее неправоту,
люди прибегают к взаимным обвинениям,
нападкам друг на друга, словесным оскорблениям
и унижениям и т.п. Такое поведение
вызывает у субъектов конфликта
острые негативные эмоциональные переживания,
которые обостряют
Межличностный конфликт выявляет
отсутствие согласия в сложившейся
системе взаимодействия между людьми.
У них появляются противоположные
мнения, интересы, точки зрения, взгляды
на одни и те же проблемы, которые
на соответствующем этапе
Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.
Функции межличностного конфликта
К конструктивным функциям относят:
Деструктивные функции конфликта связаны с:
Структура и элементы межличностного конфликта
При системном изучении конфликтов
в них выделяют структуру и
элементы. Элементами в межличностном
конфликте являются: субъекты конфликта,
их личностные характеристики, цели и
мотивы, сторонники, причина конфликта.
Структура конфликта — это
взаимосвязи между его
Любой конфликт можно условно разделить на три периода:
В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектом межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными.
Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу.
Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.
Стили поведения в межличностном конфликте
Исследователи выделяют следующие
стили поведения в
1) Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.
2) Уклонение — связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.
3) Приспособление — предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.
4) Компромисс — требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.