Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:27, курсовая работа
Цель – выявить и проанализировать взаимосвязь типичных
стратегий поведения в конфликтной ситуации и свойств личности.
Гипотеза - выдвигается предположение, что существует взаимосвязь
особенностей свойств личности и стратегий поведения в конфликте.
Задачи:
провести анализ литературы по данной тематике.
изучить теоретические и практические подходы к исследованию конфликта.
изучить причины, функции, классификации, структуру и уровни конфликта.
изучить межличностные конфликты и способы их преодоления.
выявить типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
выявить свойства личности испытуемых.
проанализировать взаимосвязь указанных параметров.
5) Сотрудничество — предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.
6) Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов.
Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов.
Способы разрешения межличностных конфликтов
В межличностных столкновениях люди выражают свои претензии друг к другу в основном словами, в вербальной форме. Поэтому важную роль здесь играет то, как слова произносятся — в доброжелательной или в агрессивной форме. Необходимо очень бережное отношение друг к другу в любой ситуации, бесконфликтное взаимодействие формирует у людей положительные эмоции.
Универсальным средством разрешения конфликтов являются переговоры.
Различаются 2 модели переговоров:
1) Модель "взаимных выгод": в этом случае возможно нахождение таких вариантов решения проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон. Это возможно в тех ситуациях, когда интересы сторон, хотя и противоречат друг другу, но не являются несовместимыми.
2) Модель “уступок
– сближения”: используется в
тех случаях, когда интересы
сторон несовместимы и
В любом случае переговорные стратегии разрешения конфликтов объединяет то, что взаимодействие участников из противоречивого становится согласованным, основанным на общем интересе.
К благополучному исходу в разрешении межличностного конфликта может вести только поведение, направленное на компромисс и сотрудничество.
Объект исследования: конфликт
Предмет исследования: типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации и свойства личности.
Цель исследования: выявить и проанализировать взаимосвязь типичных стратегий поведения в конфликтной ситуации и свойств личности.
Задачи исследования:
1. Выявить типичные
стратегии поведения в
2. Выявить свойства личности испытуемых.
3. Проанализировать
взаимосвязь указанных
Гипотеза: выдвигается предположение, что существует взаимосвязь
особенностей свойств личности и стратегий поведения в конфликте.
Участники исследования: сотрудники компании СП ООО «Корис-Гуард» г. Минск. В исследовании приняло участие 40 испытуемых. Все участники разной возрастной группы, имеют разное образование.
Описание методик:
Проводилось исследование изучения конфликта с помощью методики «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса», а также исследование межличностных отношений с помощью методики «Интерперсональный диагноз Т. Лири».
Методы статистической обработки: математическая обработка данных с использованием корреляционного анализа.
В результате исследования были получены следующие диагностические данные (см. приложение 1).
Исследование типичных стратегий конфликтного поведения:
На основе анализа полученных результатов было установлено, что испытуемыми используются все стратегии конфликтного поведения. Наибольший средний показатель был получен по шкале «Сотрудничество», а также по шкале «Компромисс». Это говорит о том, что большинство испытуемых в той или иной мере выбирают именно такой стиль поведения в конфликтной ситуации.
Сотрудничество – стиль поведения в конфликте, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Компромисс - стиль поведения в конфликте, проявляющийся в стремлении урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого.
По средним показателям «Опросника оценки способов поведения в конфликте» К. Томаса был получен следующий график:
Рисунок 4.2 – Средние показатели по факторам «Опросника оценки способов поведения в конфликте» К. Томаса
Исследование свойств личности:
По средним показателям методики «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири был получен следующий график:
Рисунок 4.3 - Средние показатели по факторам методики «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири
На графике видно, что
наибольший средний показатель был
получен по VII октанту - сотрудничающий-
Это говорит о том, что большинству испытуемых в той или иной мере (в зависимости от показателей) присущи данные качества.
Исследование
взаимосвязи различных
Была проведена математическая обработка полученных данных с использованием корреляционного анализа.
Таблица 4.1 – Корреляционная матрица между факторами методик
По результатам проведенного корреляционного анализа между факторами методик были выявлены следующие значимые взаимосвязи:
1)Прямая взаимосвязь между
властно-лидирующим типом и
При высоких показателях по I октанту наблюдается дидактический стиль общения, потребность командовать, черты деспотизма, по результатам исследования можно говорить о том, что чем выше у человека проявляются данные качества, тем чаще он прибегает именно к соперничающему поведению в конфликтной ситуации.
2) Прямая взаимосвязь между независимо-доминирующим и стилем – соперничество(0,32).
Высокие показатели по II октанту характеризуют человека как, самодовольного, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе. По результатам исследования можно говорить о том, что чем выше показатель по данному октанту, тем чаще в поведении в конфликте как стиль поведения используется соперничество.
3) Прямая взаимосвязь
между типом прямолинейный-
Высокий показатель по III октанту отражает чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость. Чем больше у человека развиты данные качества, тем чаще он соперничает в конфликте.
4) Прямая взаимосвязь
между типом покорный-
Высокие показатели V октанта свидетельствуют о полной покорности, повышенном чувстве вины, самоуничижении. Человек, имеющие высокие показатели по данному октанту будет прибегать именно к приспособлению, как стилю поведения в конфликте.
5) Прямая взаимосвязь
между типом сотрудничающий-
Высокие показатели VII октанта
говорят о компромиссном
6) Прямая взаимосвязь
между типом ответственный-
Высокие баллы по VIII октанту
свидетельствуют о
7) Обратная взаимосвязь
между типом покорный-
Высокие показатели V октанта
говорят полной покорности, повышенном
чувстве вины, самоуничижении. Чем
выше данные показатели, тем ниже вероятность
использования в конфликте
8) Обратная взаимосвязь
между типом ответственный-
Высокие баллы по данному
октанту свидетельствуют о
Результаты исследования дают нам возможность говорить о том, что от свойств личности зависит стратегия конфликтного поведения.
Выводы по исследованию:
Нам удалось подтвердить
гипотезу исследования, взаимосвязь
между особенностями свойств
личности и стратегией поведения
в конфликте действительно
Цель данной курсовой работы выявить и проанализировать взаимосвязь типичных стратегий поведения в конфликтной ситуации и свойств личности.
Были реализованы следующие задачи:
Жизненная практика людей показывает, что межличностные отношения протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческих отношений. Именно поэтому крайне важно изучение структуры, уровней, функций, классификаций, видов и типов конфликтов, наиболее распространенных причин и путей их эффективного преодоления. Как зарубежные (К. Томас), так и отечественные (Н.В. Гришина) психологи считают нужным сконцентрировать внимание на таких аспектах изучения конфликтов, как формы поведения в конфликтных ситуациях, а также факторах, влияющих на выбор той или иной формы поведения. Выделено пять основных стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Выбор той или иной стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов: личностные особенности, возможные последствия, значимость решаемой проблемы. Исходя из этого, мы выдвинули гипотезу исследования: существует взаимосвязь особенностей свойств личности и стратегий поведения в конфликте. На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что взаимосвязь между этими двумя параметрами действительно существует. Гипотеза была подтверждена. Также было выявлено, что испытуемые чаще используют такие стратегии поведения в конфликтной ситуации, как сотрудничество и компромисс. Уровень конфликтности испытуемых оказался равен среднестатистическим показателям.