Психология межличностных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:27, курсовая работа

Описание

Цель – выявить и проанализировать взаимосвязь типичных
стратегий поведения в конфликтной ситуации и свойств личности.
Гипотеза - выдвигается предположение, что существует взаимосвязь
особенностей свойств личности и стратегий поведения в конфликте.
Задачи:
провести анализ литературы по данной тематике.
изучить теоретические и практические подходы к исследованию конфликта.
изучить причины, функции, классификации, структуру и уровни конфликта.
изучить межличностные конфликты и способы их преодоления.
выявить типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
выявить свойства личности испытуемых.
проанализировать взаимосвязь указанных параметров.

Работа состоит из  1 файл

соц курс.docx

— 118.51 Кб (Скачать документ)

5) Сотрудничество — предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.

6) Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов.

Все названные стили поведения  могут быть как спонтанными, так  и сознательно используемыми  для достижения желаемых результатов  при разрешении межличностных конфликтов.

Способы разрешения межличностных конфликтов

В межличностных столкновениях  люди выражают свои претензии друг к другу в основном словами, в  вербальной форме. Поэтому важную роль здесь играет то, как слова произносятся — в доброжелательной или в  агрессивной форме. Необходимо очень  бережное отношение друг к другу  в любой ситуации, бесконфликтное взаимодействие формирует у людей  положительные эмоции.

Универсальным средством  разрешения конфликтов являются переговоры.

Различаются 2 модели переговоров:

1) Модель "взаимных выгод": в этом случае возможно нахождение таких вариантов решения проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон. Это возможно в тех ситуациях, когда интересы сторон, хотя и противоречат друг другу, но не являются несовместимыми.

2)  Модель “уступок  – сближения”: используется в  тех случаях, когда интересы  сторон несовместимы и оказываются  возможными только компромиссные  решения, получаемые с помощью  уступок сторон (именно поэтому  этот тип переговоров часто  иллюстрируют с помощью ситуации "купли-продажи", когда интересы сторон противоположны и в результате торга они приходят к приемлемому для обеих сторон решению).

В любом случае переговорные стратегии разрешения конфликтов объединяет то, что взаимодействие участников из противоречивого становится согласованным, основанным на общем интересе.

К благополучному исходу в  разрешении межличностного конфликта  может вести только поведение, направленное на компромисс и сотрудничество.

4  ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СВОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ И ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ К КОНФЛИКТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

4.1 Описание исследования

Объект исследования: конфликт

Предмет исследования: типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации и свойства личности.

Цель исследования: выявить и проанализировать взаимосвязь типичных стратегий поведения в конфликтной ситуации и свойств личности.

Задачи исследования:

1.     Выявить типичные  стратегии поведения в конфликтной  ситуации.

2.     Выявить свойства  личности испытуемых.

3.     Проанализировать  взаимосвязь указанных параметров.

Гипотеза: выдвигается предположение, что существует взаимосвязь

особенностей свойств личности и стратегий поведения в конфликте.

Участники исследования: сотрудники компании СП ООО «Корис-Гуард» г. Минск. В исследовании приняло участие 40 испытуемых. Все участники разной возрастной группы,  имеют разное образование.

Описание методик:

Проводилось исследование изучения конфликта с помощью методики «Диагностика предрасположенности  личности к конфликтному поведению  К. Томаса», а также исследование межличностных отношений с помощью методики «Интерперсональный диагноз Т. Лири».

  1. Опросник К. Томаса предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Автор выделил 5 типов стратегий поведения в конфликтной ситуации: Соперничество,  Сотрудничество, Избегание, Приспособление, Компромисс. Опросник состоит из 30 пар суждений. Задача испытуемого при работе с опросником состоит в выборе между 2 вариантами формулировок каждого утверждения наиболее предпочтительного.
  2. Личностный опросник Т. Лири направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми. Задача испытуемого при работе с опросником состоит в соотнесении каждой из 128 лаконичных характеристик с оценкой своего "Я".

Методы статистической обработки: математическая обработка данных с использованием корреляционного анализа.

4.2 Анализ результатов эмпирического исследования

В результате исследования были получены следующие диагностические данные (см. приложение 1).

Исследование  типичных стратегий конфликтного поведения:

На основе анализа полученных результатов было установлено, что  испытуемыми используются все стратегии  конфликтного поведения. Наибольший средний показатель был получен по шкале  «Сотрудничество», а также по шкале «Компромисс». Это говорит о том, что большинство испытуемых в той или иной мере выбирают именно такой стиль поведения в конфликтной ситуации.

Сотрудничество  – стиль поведения в конфликте, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Компромисс -  стиль поведения в конфликте, проявляющийся в стремлении урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого.

По средним показателям  «Опросника оценки способов поведения  в конфликте» К. Томаса был получен  следующий график:

 

 

 

Рисунок 4.2 – Средние показатели по факторам «Опросника оценки способов поведения в конфликте» К. Томаса

 

Исследование  свойств личности:

По средним показателям  методики «Диагностика межличностных  отношений» Т. Лири был получен следующий график:

 

 

Рисунок 4.3 - Средние показатели по факторам методики «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири

 

На графике видно, что  наибольший средний показатель был  получен по VII октанту - сотрудничающий-конвенциональный. Данный октант выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность степени выраженности данного стиля проявляется компромиссным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

Это говорит о том, что  большинству испытуемых в той или иной мере (в зависимости от показателей) присущи данные качества.

 

Исследование  взаимосвязи различных стратегий  конфликтного поведения и свойств  личности:

 

Была проведена математическая обработка полученных данных с использованием корреляционного анализа.

 

 

Таблица 4.1 – Корреляционная матрица между факторами методик

 

По результатам проведенного корреляционного анализа между  факторами методик были выявлены следующие значимые взаимосвязи:

1)Прямая взаимосвязь между  властно-лидирующим типом и стилем  поведения в конфликте - соперничество(0,43).

При высоких показателях  по I октанту наблюдается дидактический стиль общения, потребность командовать, черты деспотизма, по результатам исследования можно говорить о том, что чем выше у человека проявляются данные качества, тем чаще он прибегает именно к соперничающему поведению в конфликтной ситуации.

2) Прямая взаимосвязь между независимо-доминирующим и стилем – соперничество(0,32).

Высокие показатели по II октанту характеризуют человека как, самодовольного, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе. По результатам исследования можно говорить о том, что чем выше показатель по данному октанту, тем чаще в поведении в конфликте как стиль поведения используется соперничество.

3) Прямая взаимосвязь  между типом прямолинейный-агрессивный и стилем поведения – соперничество(0,35).

Высокий  показатель по  III октанту отражает чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость. Чем больше у человека развиты данные качества, тем чаще он соперничает в конфликте.

4) Прямая взаимосвязь  между типом покорный-застенчивый и стилем поведения в конфликте – приспособление(0,40).

Высокие показатели V октанта свидетельствуют о полной покорности, повышенном чувстве вины, самоуничижении. Человек, имеющие высокие показатели по данному октанту будет прибегать именно к приспособлению, как стилю поведения в конфликте.

5) Прямая взаимосвязь  между типом сотрудничающий-конвенциональный и стилем поведения – приспособление(0,43).

Высокие показатели VII октанта  говорят о компромиссном поведении, несдержанности в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлении подчеркнуть свою причастность к интересам большинства. Если у испытуемого высокие показатели, то он предпочитает в конфликте приспосабливаться.

6) Прямая взаимосвязь  между типом ответственный-великодушный  и стилем поведения в конфликте  – приспособление(0,37).

Высокие баллы  по VIII октанту  свидетельствуют о мягкосердечности, сверхобязательности, гиперсоциальности  установок, подчеркнутом альтруизме и  чем выше данные качества выражены, тем более приспособленческое поведение будет доминировать в конфликтной ситуации.

7) Обратная взаимосвязь  между типом покорный-застенчивый  и стилем поведения в конфликте  -  соперничество(-0,45).

Высокие показатели V октанта  говорят полной покорности, повышенном чувстве вины, самоуничижении. Чем  выше данные показатели, тем ниже вероятность  использования в конфликте соперничества, как стиля поведения. И наоборот, чем ниже показатели, тем вероятнее, что в конфликтной ситуации будет использовано соперничество.

8) Обратная взаимосвязь  между типом ответственный-великодушный  и стилем поведения в конфликте  – избегание(-0,34).

Высокие баллы по данному  октанту  свидетельствуют о мягкосердечности, сверхобязательности, гиперсоциальности  установок, подчеркнутом альтруизме. Чем  выше данные показатели, тем ниже вероятность  избегания в конфликте, и наоборот.

Результаты исследования дают нам возможность говорить о  том, что от  свойств личности зависит стратегия конфликтного поведения.

 

Выводы по исследованию:

Нам удалось подтвердить  гипотезу исследования, взаимосвязь  между особенностями свойств  личности и стратегией поведения  в конфликте действительно существует. На основе полученных результатов можно сделать вывод о  том, что испытуемые чаще используют такие стратегии поведения в конфликтной ситуации, как сотрудничество и компромисс. Уровень конфликтности испытуемых оказался равен среднестатистическим показателям.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель данной курсовой работы выявить и проанализировать взаимосвязь  типичных стратегий поведения в конфликтной ситуации и свойств личности.

Были реализованы следующие  задачи:

  • проведен анализ литературы по данной тематике.
  • изучены теоретические и практические подходы к исследованию конфликта.
  • изучены причины,  функции, классификации, структура и уровни конфликта.
  • изучены межличностные конфликты и способы их преодоления.
  • выявлены типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
  • выявлены свойства личности испытуемых.
  • проанализирована взаимосвязь указанных параметров.

 Жизненная практика людей показывает, что межличностные отношения протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческих отношений. Именно поэтому крайне важно изучение структуры, уровней, функций, классификаций, видов и типов конфликтов, наиболее распространенных причин и путей их эффективного преодоления. Как зарубежные (К. Томас), так и отечественные (Н.В. Гришина) психологи считают нужным сконцентрировать внимание на таких аспектах изучения конфликтов, как формы поведения в конфликтных ситуациях, а также факторах, влияющих на выбор той или иной формы поведения. Выделено пять основных стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Выбор той или иной стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов: личностные особенности, возможные последствия, значимость решаемой проблемы. Исходя из этого, мы выдвинули гипотезу исследования: существует взаимосвязь особенностей свойств личности и стратегий поведения в конфликте. На основе полученных результатов можно сделать вывод о  том, что взаимосвязь между этими двумя параметрами действительно существует. Гипотеза была подтверждена. Также было выявлено, что испытуемые чаще используют такие стратегии поведения в конфликтной ситуации, как сотрудничество и компромисс. Уровень конфликтности испытуемых оказался равен среднестатистическим показателям.

Информация о работе Психология межличностных конфликтов