Психология межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание

Проведённое обследование ряда предприятий показало, что около 80% коллективов с хорошим уровнем взаимоотношений между сотрудниками выпускали продукцию отличного и хорошего качества. Среди коллективов с плохими взаимоотношениями не оказалось таких, которые производили бы продукцию отличного качества: примерно 40% этих коллективов имели продукцию хорошего качества, а 60 % – среднего.
Поэтому проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………...……………………5
1.1 Понятие «межличностные отношения»…...……………………….…..5
1.2 Особенности личности, влияющие на формирование
межличностных отношений……….…………………………………..9
1.3 Процесс формирования межличностных отношений…………….…14
1.4 Отношения в коллективе.........................................................................17

ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ….………………………..20
2.1 Понятие личности…….…………………………………………….…..20
2.2 Потребности и мотивы..………………………………………………...21
2.3 Эмоциональная сфера личности………………………………..……...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Московский экономико.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Московский экономико-финансовый институт

 

 

 

Специальность Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Учебная дисциплина Психология и педагогика

 

 

Курсовая работа

На тему: Психология межличностных отношений.

 

 

Студентка      Трыкина Ксения Сергеевна

Код:     12148

Руководитель 


 

 

 

 

Город Барнаул 2009

СОДЕРЖАНИЕ  

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………………………………..3      

ГЛАВА 1. СУТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………...……………………5

1.1 Понятие «межличностные отношения»…...……………………….…..5

1.2 Особенности личности, влияющие на формирование

       межличностных отношений……….…………………………………..9

1.3 Процесс формирования межличностных отношений…………….…14

1.4 Отношения  в коллективе.........................................................................17

 

ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ….………………………..20

2.1 Понятие личности…….…………………………………………….…..20

2.2 Потребности и мотивы..………………………………………………...21

2.3 Эмоциональная сфера личности………………………………..……...24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………27

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….29

 

ВВЕДЕНИЕ

Человек, как  только он осознал себя как личность, начал интересоваться и другими  людьми. Причем, интерес его носил  не только физиологический, но и психологический  характер. Хотел он того, или нет, но ему приходилось считаться со своим новым для него мировоззрением. Без изучения отношений, выяснения предпочтений друг друга, человеческому обществу было просто невозможно развиться до сегодняшних высот.

Коммерческие  организации создаются, в подавляющем  большинстве, с одной экономической целью: получить как можно большую прибыль, обойти конкурентов, выстоять в суровых кризисных условиях. Но не у всех организаций имеется психологическая конъюнктура, которая является очень важной в развитии организации.

Немаловажным  и существенным является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководители, как правило, очень мало интересуются ими, или вообще не рассматривают их, как факторы, ведущие к успеху. Для них главным является качество работы и экономический результат. А ведь без здоровых отношений в коллективе эти результаты редко когда возможны. И бесспорно любой коллектив состоит из личностей, так как иное абсурдно. Если между членами коллектива натянутые отношения, царит непонимание, разные интересы, система ценностей, ожиданий, то это сказывается и на производительности труда, а также негативно влияет на социально-психологический климат, что ведёт к текучести кадров и тормозит развитие организации.

Социально-психологический климат – это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей.

Проведённое обследование ряда предприятий показало, что около 80% коллективов с хорошим уровнем  взаимоотношений между сотрудниками выпускали продукцию отличного и хорошего качества. Среди коллективов с плохими взаимоотношениями не оказалось таких, которые производили бы продукцию отличного качества: примерно 40% этих коллективов имели продукцию хорошего качества, а 60 % – среднего.

Поэтому проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.

Сегодня в психологической  печати много говорится о межличностном  взаимодействии в организации, но разработаны  не все аспекты этой проблемы, а  в частности, не затронуты особенности  межличностных отношений. Любая  организация не стоит на месте, она развивается, переходит от одного этапа развития к другому, поэтому на каждом этапе выстраиваются свои межличностные отношения, которые обладают определённой спецификой. Следовательно, существует потребность в регулировании межличностных отношений. Если руководитель не умеет регулировать межличностные отношения в коллективе, не знает их специфики на разных этапах развития организации, то такая организация терпит экономический крах. Всё это обусловило выбор темы исследования.

 

Глава 1. СУТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1.1 Понятие «межличностные  отношения».

Межличностные (интерперсональные) отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность. Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной деятельности.

Взаимоотношения деловых  и межличностных отношений в  современной науке еще недостаточно разработаны.

Отражением же этих объективных взаимоотношений между членами группы и являются субъективные межличностные отношения.

Межличностные отношения включают три элемента – когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в отношениях.

Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. «Это прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.» (Обозов, 1979, с. 5).

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. Когда один из сотрудников нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же партнер не симпатичен, то и общение будет сталкиваться с многочисленными трудностями.

Социальная дистанция предполагает такое сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствующих социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат. Социальная дистанция позволяет сохранить привычный уровень широты и глубины взаимосвязей при установлении межличностных отношений. Ее нарушение приводит первоначально к негативным межличностным отношениям (во властных отношениях их почти половина, а в равностатусных – до трети всех случаев), а затем и к конфликтам.

Психологическая дистанция характеризует степень близости межличностных отношений между партнерами по общению (приятельские, товарищеские, дружеские, доверительные). По нашему представлению, данное понятие подчеркивает определенный этап в динамике развития межличностных отношений.

Межличностная совместимость – это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. Другими словами – это когда два (три, шесть) индивидуумов просто дополняют друг друга. Такая совместимость ведет к удовлетворенности совместными взаимодействиями и их результатами. Вторичный результат – появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости – это не совместимость, а чувства, вызываемые ею – антипатия.

Межличностная привлекательность – это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей располагать к себе людей. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и так далее.

В научной и  популярной литературе часто используется такое понятие, как «эмоциональная привлекательность» – способность личности к пониманию психических состояний партнера по общению и особенно – к сопереживанию с ним. Последнее (способность к сопереживанию) проявляется в отзывчивости чувств на различные состояния партнера. Данное понятие несколько уже, чем «межличностная привлекательность».

По моему  мнению, межличностная привлекательность  еще недостаточно изучена в науке. Вместе с тем это понятие исследуется  как феномен формирования определенного имиджа. В отечественной науке такой подход активно развивается после 1991 г., когда появилась реальная потребность в психологических рекомендациях по формированию образа (имиджа) политика, деятеля искусства или делового человека. В публикациях по данной проблеме излагаются советы по созданию привлекательного имиджа политического.

Понятие «аттракция» тесно  связано с межличностной привлекательностью. Ее рассматривают и как процесс  и одновременно как результат  привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь). Так же считается, что аттракция – это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности  личности, влияющие на формирование 

межличностных отношений.

Развитие межличностных отношений во многом обусловливается особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.

Пол. Своеобразие межличностных отношений между полами проявляется уже в детстве. Мальчики по сравнению с девочками еще в детском возрасте активнее вступают в контакты, участвуют в коллективных играх, взаимодействуют со сверстниками. Такая картина наблюдается и у взрослых мужчин. Девочки тяготеют к общению в более узком кругу. Они устанавливают отношения с теми, кто им нравится. Содержание же совместной деятельности для них не очень важно (у мальчиков наоборот). Женский круг общения  менее широк, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Чаще они жалуются на одиночество.

В межличностных отношениях женский стиль направлен на уменьшение социальной дистанции и установление психологической близости с людьми. В дружеских отношениях женщины делают акцент на доверии, эмоциональной поддержке и интимности. «Дружеские отношения у женщин менее устойчивы. Свойственная женской дружбе близость по очень широкому кругу вопросов, обсуждение нюансов собственных взаимоотношений усложняет их» (Кон, 1987, с. 267). Расхождение, недопонимание и эмоциональность расшатывают женские межперсональные отношения.

У мужчин межличностные отношения  характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью. Они легче раскрываются перед незнакомыми людьми. Их стиль межличностных отношений направлен на поддержание своего имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притязаний. В дружеских отношениях мужчины фиксирую г чувство товарищества и оказание взаимной поддержки.

Возраст. Потребность в эмоциональном тепле появляется в младенчестве и с возрастом постепенно превращается в разной степени осознанности психологическую привязанность детей к людям, которые создают для них психологический комфорт (Кон, 1987). С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические). Особенно сужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Многочисленные межличностные отношения уменьшаются и проявляются в производственной и родственной сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В старшем и преклонном возрасте интерперсональные отношения приобретают весомость. Эго объясняется тем, что дети выросли и у них свои привязанности, активная трудовая деятельность заканчивается, круг общения резко сужается. В преклонном возрасте старые дружеские отношения играют особую роль.

Национальность. Этнические нормы обусловливают общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. В разных этнических общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным слоям и религиозным группам и пр.

Некоторые свойства темперамента влияют на формирование межличностных отношений. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения. Закрепление межличностных отношений в парах «холерик с холериком» «сангвиник с сангвиником» и «холерик с сангвиником» затруднено. Устойчивые межперсональные связи образуются в парах «меланхолик с флегматиком», «меланхолик с сангвиником» и «флегматике сангвиником» (Обозов, 1979).

Состояние здоровья. Телесные лишения, недомогания, в основном, негативно сказываются на «Я-концепции» и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений.

Временные заболевания влияют на общительность и устойчивость интерперсональных контактов. Различные неврозы, просто беспокойство, бессонница, недуги,  связанные с повышенной возбудимостью, раздражительностью, тревожностью, психической неустойчивостью и прочее – все это как бы «раскачивает» межличностные отношения и негативно влияет на них.

Профессия. Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми являются те, которые появляются в результате совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер. Если по роду профессиональной деятельности человеку приходится постоянно общаться с людьми, то у него появляются навыки и умения установления межличностных контактов (например, у юристов, журналистов и др.).

Информация о работе Психология межличностных отношений