Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:59, курсовая работа
Проведённое обследование ряда предприятий показало, что около 80% коллективов с хорошим уровнем взаимоотношений между сотрудниками выпускали продукцию отличного и хорошего качества. Среди коллективов с плохими взаимоотношениями не оказалось таких, которые производили бы продукцию отличного качества: примерно 40% этих коллективов имели продукцию хорошего качества, а 60 % – среднего.
Поэтому проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………...……………………5
1.1 Понятие «межличностные отношения»…...……………………….…..5
1.2 Особенности личности, влияющие на формирование
межличностных отношений……….…………………………………..9
1.3 Процесс формирования межличностных отношений…………….…14
1.4 Отношения в коллективе.........................................................................17
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ….………………………..20
2.1 Понятие личности…….…………………………………………….…..20
2.2 Потребности и мотивы..………………………………………………...21
2.3 Эмоциональная сфера личности………………………………..……...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….29
Другими словами, эмоции – это как компас у человека, «подсвечивающий» изнутри необходимую на данный момент потребность. Можно сказать, что эмоции являются субъективной (психической) формой существования потребностей.
Можно выделить несколько уровней проявления эмоциональной сферы личности [Рубинштейн С. Л. -1989. - Т. 2; Леонтьев А. Н. -1984]:
1. Органическая аффективно-эмоциональная чувствительность, связанная с обострением или удовлетворением органических потребностей (удовольствие или неудовольствие как эмоциональный тон отдельных ощущений, разлитая беспредметная тоска или радость).
2. Аффекты - стремительно и бурно протекающие эмоциональные процессы взрывного характера, с резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, ход которых часто не подконтролен субъекту.
3. Предметные эмоции, переживаемые по поводу конкретных событий или в связи с конкретными объектами. Они подразделяются на интеллектуальные (любопытства, удивления, новизны), эстетические (чувство красоты, гармонии, ритма) и моральные (чувство стыда, справедливости, чести).
4. Чувства, имеющие обобщенный и устойчивый характер. Они возникают как результат консолидации часто возникающих предметных эмоций. Можно любить человека и испытывать негативную эмоцию, например раздражение по поводу его конкретного поступка. Сюда же относятся и такие общие чувства, как чувство юмора, чувство возвышенного, чувство трагического и т.п. Страсть отличается от чувства лишь степенью своей выраженности и местом, занимаемым в общем эмоциональном строе человека.
5. Настроение - разлитое общее эмоциональное состояние, являющееся, скорее, не предметным, а личностным. Оно как бы отражает целостное представление субъекта о своих возможностях и перспективах на определенный период жизни.
6. Иногда к эмоциональным процессам относят и стресс, трактуемый как хроническое состояние высокой тревожности, обеспечивающее постоянную мобилизацию организма для решения важной жизненной задачи. Если такая мобилизация не приводит к решению задачи и отказ от нее невозможен, то возникает дистресс с последствиями в виде неврозов и соматических заболеваний (язвы, инфаркты, онкологические заболевания).
Из приведенных в данной классификации эмоциональных процессов и состояний для педагогики особенно важны чувства, связывающие людей друг с другом. В отечественной литературе все более широкое хождение получает термин "аттракция" - собирательное обозначение всех видов позитивно окрашенных отношений одного человека к другому конкретному человеку.
Характер. Мы уже определили характер как индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для данного субъекта способ поведения и эмоционального реагирования в определенных жизненных обстоятельствах. Именно такой подход позволяет говорить о существовании "хороших" личностей с "плохим" характером и наоборот, поскольку качество инструментальной стороны личности заведомо может расходиться с ее содержательным аспектом.
Если характер выходит из-под контроля личности, то очень часто наблюдается патологическое развитие характера, называемое психопатией.
Вывод: как мы видим из этой главы, личность является не менее сложным понятием, чем сами отношения между личностями. Психологу, коим в определенной мере должен являться и педагог и любой другой лидер коллектива, нужно держать в поле зрения не только психологическое состояние всей его группы, но и состояние каждого ее человека. То есть, по сути, еще одного маленького, но не менее сложного коллектива.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе
я не случайно расположила на первом
месте отношения между
Люди вместе взаимодействуют и как-то относятся друг к другу на протяжении всей своей человеческой истории, а на проблему социально-психологического климата в коллективе (малой группе) стали обращать серьезное внимание буквально только сейчас! И хотя довольно долгое время в центре исследования был сам человек, его мотивы, интересы, желания, все же на него в значительной степени имели влияние интересы, желания и мотивы других людей, на чем в трудах ранних исследователей внимание акцентировалось в недостаточной степени.
Если коллектив представить в виде крепкого (или не очень) сооружения, то людей в нем можно расценивать как – даже не кирпичики – цельные блоки, имеющие свою форму и неповторимую многогранность. Составить из таких «камешков» нечто очень устойчивое – задача для любого лидера не из легких. Это похоже на то, как если бы молодому инженеру дали составить проект здания, а потом показали бы, с каким материалом ему придется работать. И как поведет себя этот инженер, будет характеризовать его как выдающегося, среднего или бездарного руководителя. Изменит ли он план строительства без ущерба для всего проекта, а может, построит все из имеющегося материала на «абы как». Или просто заменит материал?
Сейчас весь
мир вступил в серьезный
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ