Психология межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание

Проведённое обследование ряда предприятий показало, что около 80% коллективов с хорошим уровнем взаимоотношений между сотрудниками выпускали продукцию отличного и хорошего качества. Среди коллективов с плохими взаимоотношениями не оказалось таких, которые производили бы продукцию отличного качества: примерно 40% этих коллективов имели продукцию хорошего качества, а 60 % – среднего.
Поэтому проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………...……………………5
1.1 Понятие «межличностные отношения»…...……………………….…..5
1.2 Особенности личности, влияющие на формирование
межличностных отношений……….…………………………………..9
1.3 Процесс формирования межличностных отношений…………….…14
1.4 Отношения в коллективе.........................................................................17

ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ….………………………..20
2.1 Понятие личности…….…………………………………………….…..20
2.2 Потребности и мотивы..………………………………………………...21
2.3 Эмоциональная сфера личности………………………………..……...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Московский экономико.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Другими словами, эмоции – это как компас у человека, «подсвечивающий» изнутри необходимую на данный момент потребность. Можно сказать, что эмоции являются субъективной (психической) формой существования потребностей.

Можно выделить несколько уровней проявления эмоциональной  сферы личности [Рубинштейн С. Л. -1989. - Т. 2; Леонтьев А. Н. -1984]:

1. Органическая аффективно-эмоциональная чувствительность, связанная с обострением или удовлетворением органических потребностей (удовольствие или неудовольствие как эмоциональный тон отдельных ощущений, разлитая беспредметная тоска или радость).

2. Аффекты - стремительно и бурно протекающие эмоциональные процессы взрывного характера, с резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, ход которых часто не подконтролен субъекту.

3. Предметные эмоции, переживаемые по поводу конкретных событий или в связи с конкретными объектами. Они подразделяются на интеллектуальные (любопытства, удивления, новизны), эстетические (чувство красоты, гармонии, ритма) и моральные (чувство стыда, справедливости, чести).

4. Чувства, имеющие обобщенный и устойчивый характер. Они возникают как результат консолидации часто возникающих предметных эмоций. Можно любить человека и испытывать негативную эмоцию, например раздражение по поводу его конкретного поступка. Сюда же относятся и такие общие чувства, как чувство юмора, чувство возвышенного, чувство трагического и т.п. Страсть отличается от чувства лишь степенью своей выраженности и местом, занимаемым в общем эмоциональном строе человека.

5. Настроение - разлитое общее эмоциональное состояние, являющееся, скорее, не предметным, а личностным. Оно как бы отражает целостное представление субъекта о своих возможностях и перспективах на определенный период жизни.

6. Иногда к эмоциональным процессам относят и стресс, трактуемый как хроническое состояние высокой тревожности, обеспечивающее постоянную мобилизацию организма для решения важной жизненной задачи. Если такая мобилизация не приводит к решению задачи и отказ от нее невозможен, то возникает дистресс с последствиями в виде неврозов и соматических заболеваний (язвы, инфаркты, онкологические заболевания).

Из приведенных  в данной классификации эмоциональных  процессов и состояний для педагогики особенно важны чувства, связывающие людей друг с другом. В отечественной литературе все более широкое хождение получает термин "аттракция" - собирательное обозначение всех видов позитивно окрашенных отношений одного человека к другому конкретному человеку.

Характер. Мы уже определили характер как индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для данного субъекта способ поведения и эмоционального реагирования в определенных жизненных обстоятельствах. Именно такой подход позволяет говорить о существовании "хороших" личностей с "плохим" характером и наоборот, поскольку качество инструментальной стороны личности заведомо может расходиться с ее содержательным аспектом.

Если характер выходит из-под контроля личности, то очень часто наблюдается патологическое развитие характера, называемое психопатией.

 

Вывод: как мы видим из этой главы, личность является не менее сложным понятием, чем сами отношения между личностями. Психологу, коим в определенной мере должен являться и педагог и любой другой лидер коллектива, нужно держать в поле зрения не только психологическое состояние всей его группы, но и состояние каждого ее человека. То есть, по сути, еще одного маленького, но не менее сложного коллектива.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я не случайно расположила на первом месте отношения между личностями в группе, а затем – саму личность. На мой взгляд, подобная концепция исследования высвечивает самого человека, саму личность, которая, как мне видится, является главной фигурой в любых отношениях.

Люди вместе взаимодействуют и как-то относятся друг к другу на протяжении всей своей человеческой истории, а на проблему социально-психологического климата в коллективе (малой группе) стали обращать серьезное внимание буквально только сейчас! И хотя довольно долгое время в центре исследования был сам человек, его мотивы, интересы, желания, все же на него в значительной степени имели влияние интересы, желания и мотивы других людей, на чем в трудах ранних исследователей внимание акцентировалось в недостаточной степени.

Если коллектив  представить в виде крепкого (или  не очень) сооружения, то людей в  нем можно расценивать как  – даже не кирпичики – цельные  блоки, имеющие свою форму и неповторимую многогранность. Составить из таких  «камешков» нечто очень устойчивое – задача для любого лидера не из легких. Это похоже на то, как если бы молодому инженеру дали составить проект здания, а потом показали бы, с каким материалом ему придется работать. И как поведет себя этот инженер, будет характеризовать его как выдающегося, среднего или бездарного руководителя. Изменит ли он план строительства без ущерба для всего проекта, а может, построит все из имеющегося материала на «абы как». Или просто заменит материал?

Сейчас весь мир вступил в серьезный экономический  кризис, который в свою очередь даже еще не вступил в свою кульминацию. И поэтому я считаю, что мир – как никогда – очень сильно нуждается в надежных людских «сооружениях».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. – М.: МОДЭК, 1996 – 384 с.
  2. Введение в психологию./Под ред. А. В. Петровского. – М.: Академия,  1996 – 496 с.
  3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: МГУ, 1987 – 176 с.
  4. Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999 – 464 с.
  5. Климов Е. А. Основы психологии6 учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003 – 295 с.
  6. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. –  М.: Политиздат; Издание 2-е, перераб. и доп. 1987 – 350 с.
  7. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. – Л.: Ленинградский Университет 1979 – 150 с.
  8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. –  М., 1973 – 423 с.
  9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: ИЦ "Академия", 2001. - 304 с.
  10. Фурманова Н.В. Динамика показателей психосоциальной адаптации личности на различных возрастных этапах периода ранней взрослости // Практическая психология.- 2006 - N 6.- С. 148-155.

 

 


Информация о работе Психология межличностных отношений