Психология межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание

Проведённое обследование ряда предприятий показало, что около 80% коллективов с хорошим уровнем взаимоотношений между сотрудниками выпускали продукцию отличного и хорошего качества. Среди коллективов с плохими взаимоотношениями не оказалось таких, которые производили бы продукцию отличного качества: примерно 40% этих коллективов имели продукцию хорошего качества, а 60 % – среднего.
Поэтому проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………...……………………5
1.1 Понятие «межличностные отношения»…...……………………….…..5
1.2 Особенности личности, влияющие на формирование
межличностных отношений……….…………………………………..9
1.3 Процесс формирования межличностных отношений…………….…14
1.4 Отношения в коллективе.........................................................................17

ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ….………………………..20
2.1 Понятие личности…….…………………………………………….…..20
2.2 Потребности и мотивы..………………………………………………...21
2.3 Эмоциональная сфера личности………………………………..……...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Московский экономико.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Опыт общения с людьми способствует приобретению устойчивых умений и навыков интерперсональных отношений, основанных на социальных нормах регуляции, с представителями разных групп в обществе. Опыт общения позволяет практически осваивать и применять разнообразные нормы общения с различными людьми и формировать социальный контроль за проявлением своих эмоций.

Самооценка. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости.

Завышенная  самооценка привносит в интерперсональные  отношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, то они будут достаточно устойчивы, в противном же случае они приобретают напряженный характер.

Заниженная  самооценка личности вынуждает ее подстраиваться к стилю межличностных отношений, которые предлагаются партнером  по общению. В то же время это может  вносить определенную психическую напряженность в межличностные отношения в связи с внутренним дискомфортом личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Процесс  формирования межличностных отношений.

Динамика межличностных отношений. Интерперсональные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ослабляться и потом прекращаться. Они развиваются в континууме, имеют определенную динамику. В своих работах Н. Н. Обозов исследует основные типы межличностных отношений, но не рассматривает их динамику.

Динамика развития межличностных отношений во временном континууме проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений). Длительность каждого этапа зависит от многих составляющих межперсональных отношений.

Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению.

Приятельские  отношения формируют готовность – неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению.

Товарищеские  отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.). Межличностные отношения на этой стадии характеризуются устойчивостью и определенным взаимным доверием. В многочисленных популярных публикациях по оптимизации межличностных отношений даются рекомендации по использованию разнообразных приемов, позволяющих вызывать расположение, симпатию партнеров по общению.

К методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим.

Убеждение  применительно к психологическому воздействию может выполнять несколько функций: информационную, критическую и конструктивную. Информационная функция зависит от степени информированности реципиента (убеждаемого) по предмету (проблеме, вопросу) воздействия. Критическая функция заключается в оценке взглядов, мнений, стереотипов ценностных ориентации объекта. Особенно важна роль данной функции в спорах, дискуссиях и прочем, то есть, в процессе переубеждения реципиента. Конечная цель проявляется в формировании у объекта новых взглядов, подходов и установок. Переубеждение по сравнению с убеждением является более сложным, трудоемким и для убеждаемого психологически болезненным процессом, поскольку у него происходит ломка сложившегося мировоззрения и изменение представлений, разрушение старых и формирование новых установок. В связи с этим убеждающему приходится затрачивать значительно больше психологических и иных ресурсов на процесс воздействия.

Принуждение как метод воздействия, с психологических позиций, по сути совпадает с методом убеждения. В обоих случаях задача коммуникатора заключается в том, чтобы реципиент принял его предложение. Как при убеждении, так и при принуждении, субъект обосновывает свою точку зрения с помощью доказательств. Главная особенность метода принуждения, по сравнению с убеждением, заключается в том, что базовые посылки, с помощью которых обосновывается данный тезис, потенциально содержат о себе негативные санкции для объекта. Последний соотносит возможные отрицательные последствия со своей системой ценностных ориентации. Практически это интерпретируется объектом как определение субъективного смысла значений. 

Под внушением понимается «вторжение в ум какой-либо идеи; встреченная большим или меньшим сопротивлением личности, она наконец принимается без критики и выполняется без обсуждения, почти автоматично» (Б. Сидис, 1902). Данный метод уже давно привлекает внимание ученых, в связи с чем по нему проводилось большое количество исследований, Активно используется внушение в педагогической и врачебной практике, в военном деле, в средствах массовой информации и пр. Действенность внушения зависит от особенностей субъекта и объекта и особенно от складывающихся между ними взаимоотношений. Наличие позитивной установки у объекта по отношению к субъекту способствует оптимизации воздействия.

 

 

1.4 Отношения  в коллективе.

Социально-психологический климат во многом зависит от совместимости членов коллектива.

Групповая совместимость может быть физиологической и психологической. Пример нарушения физиологической совместимости, резко понижающей производительность труда одного человека и при этом приводящей к повышению утомления другого – когда на перетаскивание груза носилками в одну пару попадают сильный мужчина и хилый, немощный юноша. 
Однородная (по полу и возрасту) группа может резко ухудшить свой общий результат из-за различной натренированности ее членов. Различия в навыках, знаниях, умениях совместно обучающихся или работающих, различная их выносливость, а также разные отношения к учебе или производственной работе приводят к психологической несовместимости.

Групповая психологическая совместимость зависит от особенностей личности: психомоторных, эмоционально-волевых, различия восприятий, внимания и мышления. Но чаще всего – от особенностей характера личности каждого из входящих в группу. Причем их характерологические черты должны быть не тождественными, но обязательно совместимыми. В создании психологического климата большое значение имеет и общественное настроение, также часто зависящее от групповой совместимости. Оно непосредственно создает в группе положительный или отрицательный психологический климат. При этом необходимо помнить, что групповая совместимость существует не только между служащими, но и между ними и их руководителем.

Нередко случается так, что почти вся группа дружна, деятельна и оптимистически настроена, а один ее член, только что появившийся в группе или имеющий незначительную роль, обостряет отношения с кем-либо сначала каким-нибудь одним неадекватным действием, а потом начинает грубить и вредить всему коллективу. Такой аффект неадекватности – бурное проявление несовместимости с утратой волевого контроля обычно вызревает постепенно, начиная с замкнутости, отчужденности от коллектива и безразличного, а чаще всего халатного отношения к делу, затем происходит вспышка аффекта неадекватности. Таких людей обычно называют дезорганизаторами, но эта дезорганизация начинается, прежде всего, с симптомов психологической несовместимости – значит, при умелом управлении работниками, в частности их межличностными отношениями, дезорганизацию можно предотвратить.

Ябеда, наушник,  склочник и подстрекатель по характеру не совпадает с общим (и по отдельности с каждым) характером дружной группы. В этих условиях, под давлением общественных и административных воздействий он будет приглушать и по возможности изживать отрицательные черты характера или уйдет из группы. Но аффект неадекватности может появиться у человека, ранее не проявлявшего отрицательного отношения к группе и к тому делу, которым занимается вместе с товарищами. Почвой для возникновения такого «вывиха» являются противоречия между оценкой «свихнувшегося» человека группой, большинством ее членов и его самооценкой своих индивидуальных достоинств. Чтобы сохранить собственное отношение к себе, он идет на нарушение адекватных отношений с окружающими, чем-то принижающими его личность.

 

Вывод: человеческая духовная среда богата на многообразие, и нам только приблизительно удается спрогнозировать те или иные формы ее проявления: радость, общий душевный подъем, апатия или чувство безысходности. Знания наши, несмотря на обилие различных компетентных публикаций, еще довольно скудны. Однако количество научных работ по этой теме растет, вопросы накапливаются, а значит, человечество об этом размышляет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

2.1 Понятие  личности

 

Понятие человеческой личности исторично. В различные  исторические эпохи в него вкладывался  разный смысл. Только общение с другими  людьми в совместной деятельности является базой формирования личности. Находясь в зависимости от окружающей среды – источника удовлетворения потребностей, человек в то же время активно воздействует на нее, сознательно преобразует ее и самого себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно сознательная активная деятельность человека – основа формирования его личности, формирования его психических особенностей. Личность представляет собой особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений на основе деятельности, общения и  познания. Сформированная личность характеризуется сложившимися взглядами и убеждениями, моральными требованиями и оценками, сознательно поставленными целями, умением управлять своими поступками, своей деятельностью. Личность нельзя понимать просто как совокупность различных психических свойств человека – его потребностей и интересов, характера, способностей и т. д.

Личность – это целостная система, неразрывное единство взаимосвязанных психологических явлений. Неразрывная взаимосвязь всех качеств личности обусловливает зависимость содержания, строения и проявления каждого качества от других качеств.

2.2 Потребности  и мотивы

В психологической  теории деятельности потребность рассматривается  как состояние живого организма, нуждающегося для своего существования в чем-то, находящемся за пределами его самого и называющегося предметом потребности. Такое состояние является источником активности, но характер активности зависит от того, произошел ли акт узнавания потребностью своего предмета, иными словами, произошло ли «опредмечивание потребности». «Неопредмеченная потребность» может побуждать к поиску, который должен завершиться нахождением предмета потребности.

Развитие деятельности человека приводит к появлению различных  ее видов и форм, которые объединяются, соподчиняются. При этом происходит иерархизация побудителей деятельности – мотивов, благодаря которым осуществляются разные типы деятельности. «Опредмеченная потребность» так же называется мотивом. Исследователи описали множество мотивов, различных по содержанию, произвольности, степени осознанности, первичных и вторичных, непосредственно и опосредствованно побуждающих и пр. Единая, взаимосвязанная система мотивов деятельностей, возникающая в их развитии, и составляет психологическую основу личности. В зависимости от мотива, которым руководствуется ребенок, формируются различные качества личности. Поведение побуждается обычно не одним, а несколькими разными по содержанию и по строению мотивами, среди которых выделяются ведущие и подчиненные. Смена ведущих мотивов, формирование все более высоких нравственных мотивов и характеризуют развитие мотивационной сферы личности. Необходимое изменение соотношения мотивов, их иерархии обеспечивается целенаправленной организацией деятельности. Мотив не обязательно является внешним материальным объектом (пища, сексуальный партнер, книга и т.п.), это может быть и умственный конструкт (идеал, проект строящегося дома, психическое состояние, которое субъект хочет пережить, и т.п.).

Еще одна важнейшая  функция мотива, которая имеет прямое отношение к психологии личности, - это функция смыслообразования. Каков мотив деятельности, таков и ее смысл и смысл ее результата. Смысл действия - это отношение мотива деятельности к цели действия. Смысл есть концентрированное выражение действенного отношения человека к реальности, деятельности и к самому себе («значение для меня»).

Личность всегда действует под влиянием нескольких мотивов, поэтому в любой деятельности принято выделять ведущий мотив (именно он выполняет функцию смыслообразования) и подчиненные мотивы, которые выполняют стимулирующую функцию и поэтому часто называются мотивами-стимулами.

Чем сильнее познавательная мотивация у учащегося или у ученого, тем более сложные задачи они способны решить. Уровень развития этой потребности может служить критерием уровня развития психики. У человека этот вид мотивации может занять определяющее значение при осуществлении какой-либо деятельности.

Другой важнейшей  потребностью, которая лежит у  истоков социализации человека и развития его личности, является потребность в общении. Она впервые проявляется у ребенка в возрасте нескольких недель в форме знаменитого комплекса оживления, специфической моторной и эмоциональной реакции на мать или человека, ее заменяющего. Именно благодаря этой потребности взрослый может привлекать ребенка к совместным действиям, обучать его нормам поведения в обществе. В самом обществе новые потребности появляются и развиваются через развитие новых форм материального и духовного производства.

По определению ученых, список мотиваций перевалил за десятки, и каждый исследователь все увеличивает его. Вот основные мотивационные диспозиции, которые я выделила: пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство и опека, общение, самоутверждение, подчинение, гнев, призыв о помощи, создание (построение), приобретательство, смех (высмеивание кого-то), комфорт, отдых и сон, бродяжничество (перемещение в поисках новых впечатлений), телесные нужды (кашель, чихание, дыхание, дефекация и др.).

 

 

 

 

 

2.3 Эмоциональная  сфера личности

Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, которые в форме непосредственно-чувственного переживания отражают значимость объектов и событий во внешнем и внутреннем мире человека для его жизнедеятельности. Они как бы изнутри регулируют поведение и деятельность, непрерывно соотнося их ход и промежуточные результаты с потребностями и мотивами и выполняя, таким образом, функцию текущей оценки.

Информация о работе Психология межличностных отношений