Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:23, курсовая работа
Цель исследования – изучить формирование личности в процессе общения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить влияние круга общения на личность;
- изучить взаимодействие практической деятельности и общения;
- рассмотреть условия психологически комфортного общения.
Введение ……………………………………………………………………...…. 3
Глава I. Общее представление об общении….………………………………... 5
1.1 Понятие и виды общения………………………………………………5
1.2 Связь характеристик круга общения личности и ее свойств……….10
Глава II. Общение и формирование личности ………………………….…….. 14
2.1 Взаимодействие практической деятельности и общения ……….…. 14
2.2 Совместное формирование образа окружающей реальности ….….. 19
2.3 Формирование образа собственного «Я» ………………….………... 23
Глава III. Условия психологически комфортного и личностно
развивающего общения …………………………………………………………. 27
3.1 Навыки межличностного общения ………………………………….. 27
3.2 Способы воздействия на участников общения ……………………... 32
Заключение …………………………………………………………….……….. 39
Список литературы …………………………………………………………… 40
Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.
В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.
Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка идеи, мысли, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность является в основном интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение – видом активности, главным образом формирующей и развивающей его как личность. Но деятельность может также участвовать в персональном преобразовании человека, равно как общение – в его интеллектуальном развитии. И деятельность, и общение поэтому следует рассматривать как взаимосвязные стороны развивающей человека социальной активности.
Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.1
1.1 Связь характеристик круга общения личности и ее свойств
Личность человека формируется в процессе общения с людьми. Если в начальный период жизни человек не волен выбирать для себя людей, которые составляют его непосредственное окружение, то в зрелом возрасте он уже сам в значительной степени может регулировать число и состав лиц, которые его окружают и с которыми он общается. Человек, таким образом, обеспечивает себе со стороны этого окружения определенный поток психологических воздействий.
Как известно, непосредственно окружение человека составляют люди, с которыми он вместе живет, играет, учится, отдыхает, работает. Всех их человек психически отражает, на каждого дает эмоциональный отклик, по отношению к каждому практикует определенный способ поведения. От личностных особенностей этих людей в большей мере зависят характер психического отражения, эмоционального отношения и поведения общающегося с ними человека.
Одновременно
это психическое отражение, эмоциональное
отношение и поведение всегда
несут на себе печать особенностей
мотивационно-потребностной
Многочисленные факты показывают, что в зависимости от того, как люди своим внешним и внутренним обликом, знаниями, умениями и действиями удовлетворяют потребности общающегося с ними человека, находятся частота и характер его общения с ними. Соответствие характеристик, которые несут в себе общающиеся с ним люди, особенности его потребностно-мотивационной сферы, определяет субъективную значимость каждого их этих людей для человека.
При этом люди становятся
субъективно значимыми для
На количественно-качественные
параметры круга непосредственн
Расширение границ круга общения у большинства людей характеризуется перерывами постепенности. Значительное обновление состава людей, с которыми каждый человек общается, наступает в таких точках жизненного пути, как приход в детский сад, в школу, переход в ее средние, а затем старшие классы, уход в армию, поступление в институт, начало самостоятельной работы, замужество или женитьба. Увеличивается объем общения со сверстниками из той же половой группы и расширение круга общения со взрослыми с переходом в средние классы школы.
С возрастом происходит значительное изменение характера причин, заставляющих человека вступать в непосредственное общение с другими людьми. Так, если во временном промежутке жизни 15-23 года наблюдается значительный рост контактов, в основе которых лежала необходимость удовлетворения познавательной потребности, то затем имеет место их заметное уменьшение. Наиболее интенсивный период непосредственного общения приходится на возраст 20-30 лет. После этого возраста круг общения человека уменьшается, т.е. уменьшается количество субъективно значимых и входивших в круг непосредственного общения людей.
Изменения в субъективной значимости других людей для личности, как
правило, обуславливаются, с одной стороны, ее позицией по отношению к себе в системе потребностей, с другой - отношением к ней со стороны лиц, составляющих ее круг общения. Эти значимые в разной степени для человека
отношения других людей к нему влияют не столько на его ведущие потребности, сколько на подчиненные им тенденции защиты своего «я», проявляющиеся в поисках и в осуществлении способов поведения, утверждающих это «я».
Проблема, которая нуждается в дальнейшем решении - это выяснение того, каким образом конкретный состав людей, которые образуют круг общения человека в разные годы его жизни, влияет на формирование личности.
Для решения этой проблемы необходимо не только общие условия, которые делают других людей значимыми для человека и увеличивают степень
податливости его на их воздействия, но и установить, как эти условия должны меняться от возраста к возрасту, в зависимости от пола человека, его профессии и индивидуально-личностных свойств, чтобы у него сохранялась высокая степень податливости на воздействие определенных людей. Необходимо выяснить и то, каким должен быть круг общения у каждого конкретного человека на каждой ступени его жизни, чтобы формирование его личности шло наиболее успешно. Наконец, как управлять
созданием для человека такого круга общения, чтобы не только предметно- практическую деятельность, но и его взаимодействие с другими людьми можно было сознательно и целенаправленно использовать для оптимального
развития его личности.4
Глава II. Общение и формирование личности
2.1 Взаимодействие практической деятельности и общения
Часто отношения между людьми завязываются во имя совместного творчества. Результатом их совместной деятельности может быть построение дома, изготовление машины, театральная постановка, изобретение, научная работа и так далее. Этот вид межличностных отношений играет важную роль, потому что почти все люди значительную часть своей жизни проводят на работе, где, как правило, трудятся вместе с другими. Совместная работа как важный фактор, определяющий характер некоторой части конфликтов между людьми, может выступать в различных формах и по-разному влиять на состояние этих контактов. Особое значение для совместно работающих людей имеет достижение ценных результатов общей деятельности.5
Естественно, что в большинстве ситуаций результаты работы зависят не только от усилий непосредственно сотрудничающих людей. Они всегда каким-то образом связаны с характером отношений между этими людьми. Известно, что, если в силу каких-то внешних причин результат совместной деятельности оказывается неудовлетворительным, это деструктивно влияет на отношения между сотрудниками, вызывая у них чувства неудовольствия, разочарования или злости; эти чувства люди часто направляют против самих себя.
Взаимосвязь между результатами работы и состоянием отношений между работниками особенно ясно прослеживается в ситуациях, когда люди объединены в коллективы, важным моментом функционирования которых является обмен информацией между сотрудниками о состоянии их общей деятельности. Однако во многих организациях работа построена таким образом, что сотрудники или даже коллеги из одного отдела, встречающиеся друг с другом в течение многих лет ежедневно, на самом деле не заняты общей деятельностью, и, хотя результаты работы каждого из них суммируются, это происходит как бы за пределами их взаимных контактов. Подобная ситуация часто складывается в различных научных институтах или даже на фабриках.
Если оценивать качество профессиональных контактов с точки зрения результатов труда, то это вступит в противоречие с достаточно распространенными традициями. Часто бывает так, что большая часть рабочего времени какого-то коллектива уходит на поддержание теплых приятельских отношений. Коллегам гораздо приятнее проводить время за разговорами или за чаем, нежели посвящать его выполнению профессиональных дел. Чаще всего причина этого – в плохой организации работы, скучных заданиях, отсутствии интереса к выполняемой деятельности.
Особое внимание
следует уделять таким
Казалось бы, все, что нужно для успешности дела, - это знания, изобретательность и практические навыки конкретных людей. Это действительно существенные моменты, которые особенно важны при формировании коллектива. Если же коллектив уже существует, более важными проблемами оказываются следующие: получает ли человек, генерирующий удачные идеи, возможности для их реализации; способствуют ли взаимоотношения в группе лучшему выполнению задачи или они основаны на конкуренции и различных манипуляциях, с тем чтобы выделить лучшего или худшего из работников; учитываются ли при разделении функций возможности и умения каждого или же задания распределяются в результате борьбы между членами группы за более привлекательную позицию в коллективе и т.д.
О благоприятном
состоянии отношений в
Установить зависимость между качеством взаимоотношений и результатами совместной работы – задача не из легких. Факт получения неудовлетворительных результатов не всегда воспринимается как сигнал о нарушенных способах взаимодействия между членами группы. Люди, отношения между которыми внешне кажутся благополучными, стараются не допустить у себя подобных мыслей. Это значит, что хотя между этими людьми и нет явных конфликтов, однако есть множество скрытых претензий, невысказанной критики и взаимных опасений. Часто они заключают между собой как бы пакты о ненападении, основной принцип которых «если ты меня не тронешь, я тебя тоже не трону…». Внешне кажется, что все в порядке, но результаты работы оказываются неудовлетворительными.
Среди различных форм взаимоотношений, связанных с совместным выполнением какой-то работы, можно выделить несколько наиболее типичных. К ним относятся: дружеская кооперация, антагонистическое соперничество, взаимное невмешательство, дружеское соревнование, кооперация антагонистов.
Дружеская кооперация – это такая форма отношений, когда партнеры взаимно доверяют друг другу, каждый из них готов оказать другому помощь (и надеется в этом плане на взаимность), если это будет необходимо для достижения общей цели.
Антагонистическое соперничество – основано на отсутствии доверия, уважения и даже на проявлениях взаимной враждебности между партнерами. Даже в ситуации выполнения какого-то общего совместного дела партнеры ориентируются на индивидуальные цели. Эта форма отношений противоположна дружеской корпорации, она характеризуется отрицательным отношением партнеров друг к другу.
Взаимное невмешательство – обычно связано с большой дистанцией между партнерами и отсутствием у них заинтересованности во взаимных контактах. Партнеры работают скорее «рядом», но не «вместе», не помогая, но и не мешая друг другу. Как правило, их мало волнуют возможности достижения как индивидуального, так и общего успеха.
Дружеское соревнование – в целом характеризуется тем, что партнеры положительно относятся друг к другу, правда, в отдельных сферах деятельности они стараются соперничать друг с другом и достичь определенных преимуществ; немаловажную роль в их поведении играет стремление определить, «кто лучше, а кто хуже».