Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:23, курсовая работа
Цель исследования – изучить формирование личности в процессе общения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить влияние круга общения на личность;
- изучить взаимодействие практической деятельности и общения;
- рассмотреть условия психологически комфортного общения.
Введение ……………………………………………………………………...…. 3
Глава I. Общее представление об общении….………………………………... 5
1.1 Понятие и виды общения………………………………………………5
1.2 Связь характеристик круга общения личности и ее свойств……….10
Глава II. Общение и формирование личности ………………………….…….. 14
2.1 Взаимодействие практической деятельности и общения ……….…. 14
2.2 Совместное формирование образа окружающей реальности ….….. 19
2.3 Формирование образа собственного «Я» ………………….………... 23
Глава III. Условия психологически комфортного и личностно
развивающего общения …………………………………………………………. 27
3.1 Навыки межличностного общения ………………………………….. 27
3.2 Способы воздействия на участников общения ……………………... 32
Заключение …………………………………………………………….……….. 39
Список литературы …………………………………………………………… 40
Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия: 1) убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателя; 2) она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, должна содержать как обобщающие положения , так и конкретные примеры; 3) необходимо анализировать факты, известные слушателям; 4) убеждающий сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает. Малейшая неточность, логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения. Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации: 1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как оратор преподносит информацию, откуда он ее черпает, - если человеку кажется, что оратор не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает; 2) создается общее представление об авторитетности убеждающего, но, если оратор не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает; 3) сравниваются установки оратора и слушателя: если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным.
Таким образом, убеждение – метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид.15
Однако, поскольку логика многих людей далеко не безупречна, то такие «псевдодоказательства» и «псевдоубеждения» могут срабатывать. В ряде случаев возможен эффект бумеранга – когда убеждение приводит к результатам, противоположным намерениям убеждающего. Это происходит: 1) когда исходные установки убеждающего и убеждаемого разделены большой дистанцией и с самого начала оратор это показывает, но не обладает должной авторитетностью, вескими аргументами и аудитория заграждает себя «фильтрами», не слушает, отторгает информацию и еще более укрепляется на своей позиции; 2) в случае идеологической перегрузки, обилия информации, доводов, доказательств по ничтожному поводу, создается эмоциональный барьер, который отторгает все убеждающие доводы, хотя внешне человек может сделать вид, что соглашается; 3) если воздействие осуществляется на фокальную установку.
Степень эффективности
воздействия информации на установки
человека зависит и от параметра
первичности-вторичности
Важным социально-
Психологическое воздействие, которое оказывают люди друг на друга, предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека. В качестве средств воздействия используются: 1) вербальная информация, слово, но следует учитывать, что значение и смысл слова могут быть разными для разных людей и оказывать разное воздействие (тут влияют уровень самооценки, широта опыта, интеллектуальные способности, особенности характера и типа личности); 2) невербальная информация (интонация речи, мимика, жесты); 3) вовлечение человека в специально организованную деятельность, ибо в рамках любой деятельности человек занимает определенный статус и тем самым закрепляет определенный тип поведения; 4) регуляция степени и уровня удовлетворенности потребности. Каждый тип воздействия (убеждение или внушение) имеет несколько разных средств воздействия; так, заражение = невербальное эмоциональное воздействие + частично вербальный компонент, а убеждение = вербальный + эмоциональный + вовлеченность в деятельность.
Прием воздействия – совокупность средств и алгоритм по их использованию. Методы воздействия – совокупность приемов, реализующих воздействие на: 1) потребности, интересы, склонности – т.е. источники мотивации активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей – т.е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение.
1) Методы воздействия
на источники активности
2) Чтобы изменилось
поведение человека, требуется изменить
его взгляды, мнения, установки:
создать новые установки, или
изменить актуальность
Требуемая социальная
установка формируется у челове
Для того, чтобы сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста (например, в западных мультиках опасные и плохие инопланетяне изображались с советской символикой, отсюда мог произойти перенос «Все советское – опасное, плохое»).
Для того, чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием «совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить», поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки (этот прием используется в военных инструкциях, где пишут: «Запустить ракету в объект Б» (а не в город Б), поскольку стереотипное слово «объект» снижает эмоциональное отношение человека и усиливает его готовность выполнить требуемый приказ, требуемую установку. Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием «воспоминания горького прошлого» - если человек усиленно будет вспоминать прошлые неприятности, «как было плохо до того, как…», увидев прошлую жизнь в черном свете, происходит непроизвольное снижение недовольства человека сегодняшним днем и создаются «розовые иллюзии» на будущее. Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей с древности используется прием канализации настроения, когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации потребностей людей, видя рост недовольства и возмущения людей действиями правителей, провоцируется излияние гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти причастны к возникновению трудностей, но выступали «козлами отпущения».
Если все три фактора (и мотивация - желания людей, и установки – мнения, и эмоциональные состояния людей) будут учтены, тогда воздействие будет наиболее действительным как на уровне отдельного человека, так и на уровне группы лиц.17
Заключение
На основании изученной методической и научной литературы можно сделать вывод, что, поскольку общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только выявляет наиболее существенные характеристики их как объектов и субьектов общения, но в зависимости от того, как оно протекает, какие требования предъявляет к их познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения, по разным направлениям воздействует на дальнейшее формирование их личности и наиболее явственно на такие блоки свойств в ней, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к себе. А изменения, которые в них происходят под влиянием так или иначе (с положительным или отрицательным результатом для целей каждого участника) развертывающегося общения, в свою очередь более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, к труду. Своевременно правильно оценивать роль общения для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимает очень высокое место.
В ходе проведения
научно-исследовательской
Список литературы
1. Егидес А.П. Лабиринты общения, или как ладить с людьми. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 368с.
2. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 272с.
3. Мелибруда Е. Познай самого себя. – М.: Прогресс, 1980. – 298с.
4. Мелибруда Е. Я – Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986. – 256с.
5. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, 5-е издание. – М.: ВЛАДОС, 2005. – Книга 1. Общие основы психологии. – 687с.
6. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Краткий курс. – Спб.: Питер, 2006. – 208с.
7. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 335с.
8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 736с.
9. Титов В.А. Общая психология (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2002. – 208с.
10. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, 1994. – 384с.
11. Харчева В.О. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Логос, 2001. – 302с.
12. Элкин А. Психология отношений межличностной значимости: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2006. – 320с.
13. http://bestreferat.com.ua/
14. http://bobych.ru/referat.html
15. http://psy.piter.com
1 Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, 5-е издание. – М.: ВЛАДОС, 2005. – Книга 1. Общие основы психологии. – С. 512-516
2
http://bestreferat.com.ua/
3 Кондратьев М. Ю., Кондратьев Ю. М. Психология отношений межличностной значимости. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – С. 51-52
4 http://psy.piter.com
5 Егидес А. П. Лабиринты общения, или как ладить с людьми. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – С. 273
6 Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: Психолог. Возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986. – С. 63-68
7 Мелибруда Е. Я Тот же. – С. 42
8 А. Элкин Психология отношений межличностной значимости.: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2006. – С. 74-75
9 Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: Психолог. Возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986. – С. 42-48
10 http://bobych.ru/referat.html
11 Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: Психолог. Возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986. – С. 54
12 Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: Психолог. Возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986. – С. 120-127
13 Мелибруда Е. Познай самого себя. – М.: Прогресс, 1980. – С. 21-23
14 Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 262 - 263
15 Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 264 - 265
16 Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 266 - 268
17 Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 268 - 270