Психология межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить формирование личности в процессе общения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить влияние круга общения на личность;
- изучить взаимодействие практической деятельности и общения;
- рассмотреть условия психологически комфортного общения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...…. 3
Глава I. Общее представление об общении….………………………………... 5
1.1 Понятие и виды общения………………………………………………5
1.2 Связь характеристик круга общения личности и ее свойств……….10
Глава II. Общение и формирование личности ………………………….…….. 14
2.1 Взаимодействие практической деятельности и общения ……….…. 14
2.2 Совместное формирование образа окружающей реальности ….….. 19
2.3 Формирование образа собственного «Я» ………………….………... 23
Глава III. Условия психологически комфортного и личностно
развивающего общения …………………………………………………………. 27
3.1 Навыки межличностного общения ………………………………….. 27
3.2 Способы воздействия на участников общения ……………………... 32
Заключение …………………………………………………………….……….. 39
Список литературы …………………………………………………………… 40

Работа состоит из  1 файл

Московский областной педагогический колледж.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые  малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия: 1) убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателя; 2) она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, должна содержать как обобщающие положения , так и конкретные примеры; 3) необходимо анализировать факты, известные слушателям; 4) убеждающий сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает. Малейшая неточность, логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения. Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации: 1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как оратор преподносит информацию, откуда он ее черпает, - если человеку кажется, что оратор не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает; 2) создается общее представление об авторитетности убеждающего, но, если оратор не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает; 3) сравниваются установки оратора и слушателя: если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным.

Таким образом, убеждение – метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид.15

Однако, поскольку  логика многих людей далеко не безупречна, то такие «псевдодоказательства» и «псевдоубеждения» могут срабатывать. В ряде случаев возможен эффект бумеранга – когда убеждение приводит к результатам, противоположным намерениям убеждающего. Это происходит: 1) когда исходные установки убеждающего и убеждаемого разделены большой дистанцией и с самого начала оратор это показывает, но не обладает должной авторитетностью, вескими аргументами и аудитория заграждает себя «фильтрами», не слушает, отторгает информацию и еще более укрепляется на своей позиции; 2) в случае идеологической перегрузки, обилия информации, доводов, доказательств по ничтожному поводу, создается эмоциональный барьер, который отторгает все убеждающие доводы, хотя внешне человек может сделать вид, что соглашается; 3) если воздействие осуществляется на фокальную установку.

Степень эффективности  воздействия информации на установки  человека зависит и от параметра  первичности-вторичности информации (первая поступившая информация о  каком-либо новом событии, факте  воспринимается легче, доверчивее, без влияния предыдущих убеждений, но информация о каком-либо давно известном событии, человеке, которая поступила последней, может перечеркнуть имеющееся ранее отношение к этому человеку.

Важным социально-психологическим  феноменом является подражание – воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить. Условия подражания: 1) наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к этому человеку – объекту подражания; 2) меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении; 3) ясность, выразительность, привлекательность образца; 4) доступность образца, хотя бы в некоторых качествах; 5) сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же). Подражание – важнейший фактор в развитии личности ребенка, но присуще и взрослым в определенной степени. Молодежь подражает прежде всего тому, что специально ново, и предпочтение часто отдается не только образцам социально значимым, но и образцам внешне динамичным, ярким (образцам кино, моды), хотя социально незначимым или даже социально негативным по своей сути.

Психологическое воздействие, которое оказывают  люди друг на друга, предполагает, что  происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека. В качестве средств воздействия используются: 1) вербальная информация, слово, но следует учитывать, что значение и смысл слова могут быть разными для разных людей и оказывать разное воздействие (тут влияют уровень самооценки, широта опыта, интеллектуальные способности, особенности характера и типа личности); 2) невербальная информация (интонация речи, мимика, жесты); 3) вовлечение человека в специально организованную деятельность, ибо в рамках любой деятельности человек занимает определенный статус и тем самым закрепляет определенный тип поведения; 4) регуляция степени и уровня удовлетворенности потребности. Каждый тип воздействия (убеждение или внушение) имеет несколько разных средств воздействия; так, заражение = невербальное эмоциональное воздействие + частично вербальный компонент, а убеждение = вербальный + эмоциональный + вовлеченность в деятельность.

Прием воздействия  – совокупность средств и алгоритм по их использованию. Методы воздействия  – совокупность приемов, реализующих воздействие на: 1) потребности, интересы, склонности – т.е. источники мотивации активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей – т.е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение.

1) Методы воздействия  на источники активности направлены  на формирование новых потребностей  или изменение побудительной  силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: вовлекают его в новую деятельность, используя желание у человека взаимодействовать с каким-то определенным лицом (2все равно куда, лишь бы с тобой быть»), либо вовлекая всю группу в эту новую деятельность и используя мотив следования дисциплинарным нормам («Я должен, как и все в группе, делать это»). При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению – если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к деятельности. Для того, чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (Хочет уже того, чего раньше не хотел), т.е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, - регрессия, т.е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы. (Этот прием используется в политике, чтобы «сбить» активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для проживания).

2) Чтобы изменилось  поведение человека, требуется изменить  его взгляды, мнения, установки:  создать новые установки, или  изменить актуальность существующих  установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается. Условия, которые этому способствуют: фактор неопределенности – чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности. Неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий). Се это вызывает напряженность у человека, от которой он пробует защититься: 1) пытаясь переосмыслить ситуацию; 2) осуществляя поиск новых целей, либо 3) уходя в регрессивные формы реагирования (пьянство, безразличие, апатия, депрессия, агрессия и пр.)16

Требуемая социальная установка формируется у человека: 1) если он периодически включается в соответствующую деятельность; 2) многократно получает соответствующую информацию; 3) если его включают в престижную, значимую для него группу, в которой эта позиция, эта установка поддерживается (например, лидеров рабочего движения включают в актив фирмы, на престижный пост, - этот прием называется «кооперация»).

Для того, чтобы  сформировать установку на требуемое  отношение или оценку того или  иного события, используется метод  ассоциативного или эмоционального переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста (например, в западных мультиках опасные и плохие инопланетяне изображались с советской символикой, отсюда мог произойти перенос «Все советское – опасное, плохое»).

Для того, чтобы  усилить, актуализировать требуемую  установку, но способную вызвать  эмоциональный или моральный  протест человека, часто используется прием «совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить», поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки (этот прием используется в военных инструкциях, где пишут: «Запустить ракету в объект Б» (а не в город Б), поскольку стереотипное слово «объект» снижает эмоциональное отношение человека и усиливает его готовность выполнить требуемый приказ, требуемую установку. Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием «воспоминания горького прошлого» - если человек усиленно будет вспоминать прошлые неприятности, «как было плохо до того, как…», увидев прошлую жизнь в черном свете, происходит непроизвольное снижение недовольства человека сегодняшним днем и создаются «розовые иллюзии» на будущее. Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей с древности используется прием канализации настроения, когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации потребностей людей, видя рост недовольства и возмущения людей действиями правителей, провоцируется излияние гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти причастны к возникновению трудностей, но выступали «козлами отпущения».

Если все  три фактора (и мотивация - желания  людей, и установки – мнения, и  эмоциональные состояния людей) будут учтены, тогда воздействие будет наиболее действительным как на уровне отдельного человека, так и на уровне группы лиц.17

 

 

 

 

Заключение

 

На основании  изученной методической и научной  литературы можно сделать вывод, что, поскольку общение является одним из основных видов  деятельности  людей,  оно  не  только  выявляет наиболее  существенные  характеристики  их  как  объектов  и   субьектов общения, но в зависимости от того, как оно протекает,  какие  требования предъявляет к их познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере  и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них  идеалу  общения, по  разным  направлениям  воздействует  на  дальнейшее  формирование  их личности и наиболее явственно на такие блоки свойств в  ней,  в  которых находит выражение ее отношение к другим людям и  к  себе.  А  изменения, которые в них происходят под влиянием так или иначе (с положительным или отрицательным результатом для целей каждого участника) развертывающегося общения, в свою очередь более или менее сильно  воздействуют  на  такие базисные  свойства  личности,  в  которых  выражается  ее  отношение   к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, к труду. Своевременно правильно оценивать роль  общения  для  стимулирования оптимального эмоционального настроя личности,  максимального  проявления ее общественно одобряемых склонностей и  способностей  и,  наконец,  для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей,  имеющихся  у  большинства людей, занимает очень высокое место.

В ходе проведения научно-исследовательской работы было выявлено положительное и отрицательное  влияние круга общения на личность, было изучено взаимодействие практической деятельности и общения, а также изучены условия психологически комфортного общения.

 

 

 

Список литературы

1. Егидес А.П. Лабиринты общения, или как ладить с людьми. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 368с.

2. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 272с.

3. Мелибруда Е. Познай самого себя. – М.: Прогресс, 1980. – 298с.

4. Мелибруда Е. Я – Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986. – 256с.

5. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, 5-е издание. – М.: ВЛАДОС, 2005. – Книга 1. Общие основы психологии. – 687с.

6. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Краткий курс. – Спб.: Питер, 2006. – 208с.

7. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 335с.

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 736с.

9. Титов В.А. Общая психология (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2002. – 208с.

10. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, 1994. – 384с.

11. Харчева В.О. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Логос, 2001. – 302с.

12. Элкин А. Психология отношений межличностной значимости: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2006. – 320с.

13. http://bestreferat.com.ua/referat/detail-27494.html

14. http://bobych.ru/referat.html

15. http://psy.piter.com

 

1 Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, 5-е издание. – М.: ВЛАДОС, 2005. – Книга 1. Общие основы психологии. – С. 512-516

2 http://bestreferat.com.ua/referat/detail-27494.html

3 Кондратьев М. Ю., Кондратьев Ю. М. Психология отношений межличностной значимости. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – С. 51-52

4 http://psy.piter.com

5 Егидес А. П. Лабиринты общения, или как ладить с людьми. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – С. 273

6 Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: Психолог. Возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986. – С. 63-68

7 Мелибруда Е. Я Тот же. – С. 42

8 А. Элкин Психология отношений межличностной значимости.: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2006. – С. 74-75

9 Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: Психолог. Возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986. – С. 42-48

10 http://bobych.ru/referat.html

11 Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: Психолог. Возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986. – С. 54

12 Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: Психолог. Возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986. – С. 120-127

13 Мелибруда Е. Познай самого себя. – М.: Прогресс, 1980. – С. 21-23

14 Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 262 - 263

15  Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 264 - 265

16 Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 266 - 268

17 Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 268 - 270

 


Информация о работе Психология межличностных отношений