Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:02, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение психологии общения. Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:

Раскрытие понятия, видов и функций общения.

Изучение роли восприятия в процессе общения.

Раскрытие понятий стереотип и предубеждение.

Содержание

Введение 3

1. Понятие, виды и функции общения 4

2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия 16

3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения 27

Заключение 28

Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Психология общения.docx

— 56.32 Кб (Скачать документ)

      Министерство  образования и науки Российской Федерации

      Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

      Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

      Кафедра «Философии, истории и права» 
 
 
 
 
 
 
 

      Контрольная работа

      по  дисциплине «Деловое общение»

      на  тему «Психология общения» 
 
 

      Исполнитель:

      Иванько Алёна Юрьевна

      Курс: 3

      № личного дела: 08УБД43677

      Специальность: Бухгалтерский учёт, анализ и аудит

      Группа  вечерняя 1 высшее образование

      Проверил: Кудряшов Юрий Владимирович 
 
 
 

      Архангельск 2010

 

       Содержание 

Введение 3

1. Понятие, виды и функции общения 4

2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия 16

3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения 27

Заключение 28

Список литературы 29 

 

       Введение 

      Психология  общения встречается в любой  сфере деятельности, где работает больше двух людей.

      Русский мыслитель Петр Чаадаев остроумно  заметил: «Лишенные общения с  другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли бы о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком  в общении.

      В ходе общения его участники обмениваются - не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями

      В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости  от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в  ходе накопления житейского опыта. В  большинстве случаев этого опыта  бывает недостаточно, например, для  овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивных и цивилизованных отношений между людьми. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений их учета  и использования необходимо постоянно  совершенствоваться.

      Целью данной работы является изучение психологии общения. Задачи, которые предстоит  решить в ходе ее выполнения:

      Раскрытие понятия, видов и функций общения.

      Изучение  роли восприятия в процессе общения.

      Раскрытие понятий стереотип и предубеждение. 

 

       1. Понятие, виды и функции общения 

      Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ веке.

      Человек устроен таким образом, что подавляющее  число наших потребностей мы не можем  удовлетворить в одиночку. Мы нуждаемся друг в друге. То же самое можно сказать и о деловом общении. Главная цель общения – это установление контакта с другими людьми для удовлетворения каких-либо потребностей и интересов в ходе совместной деятельности. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного, т.е. эмоционально-оценочного, характера.

      Для того чтобы понять, что такое общение, прежде всего, следует узнать его  определение. Б.Ф. Ломов считает, что  общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее  в обмене между ними информацией  познавательного или аффектно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.

      Общение — это сложный многоплановый  процесс поддержания и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку  единой стратегии взаимодействия. Из этого определения видно, что  общение в одно и то же время  выступает и как личностно-ориентированный  процесс, в котором реализуются  установки личности и ее взгляды на социальные нормы, и как социальный процесс, через который общество влияет на нее.[1]

      В процедуре общения выделяют следующие  этапы:

      1. Потребность в общении (необходимость  сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и  т.п.) побуждает человека вступить  в контакт с другими людьми.

      2. Ориентировка в целях общения,  в ситуации общения.

      3. Ориентировка в личности собеседника.

      4. Планирование содержания своего  общения: человек представляет  себе (часто бессознательно), что  именно скажет.

      5. Бессознательно (иногда сознательно)  человек выбирает конкретные  средства, речевые фразы, которыми  будет пользоваться, решает, как  говорить, как себя вести.

      6. Восприятие и оценка ответной  реакции собеседника, контроль  эффективности общения на основе  установления обратной связи.

      7. Корректировка направления, стиля,  методов общения.

      Если  какое-либо из звеньев акта общения  нарушено, то говорящему не удается  добиться ожидаемых результатов  общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным  интеллектом», «практически-психологическим  умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

      Общение может рассматриваться на трех уровнях  анализа:

      Первый  уровень — макроуровень: общение  индивида с другими людьми описывается  как важнейшая сторона его  образа жизни. На этом уровне процесс  общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью  человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида.

      Второй  уровень — мезауровенъ (средний  уровень): общение в этом случае интерпретируется как сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически завершаемых контактов  или ситуаций обмена информацией, в  которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения - по поводу «чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.[2]

      Третий  уровень — микроуровень, в ходе которого осмысливаются элементарные единицы информации, например, «вопрос  — ответ», «побуждение к действию — действие и т. п.

      Существуют три типа общения – межличностное общение, например, между двумя друзьями или коллегами; между индивидом и группой, например, начальник и подчиненный и, наконец, между группами, например, встреча двух спортивных команд. Особо выделяют виды общения: вербальное, при помощи языка, и невербальное, при помощи мимики, жестов и тому подобное.

      Рассмотрим  подробнее невербальное общение, т.е. язык тела, язык жестов. Язык телодвижений, как наука, возникла в 60-е годы ХХ–го столетия. Одной из предпосылок становления науки о языке телодвижений стало изучение поведения животных, особенностей их общения между собой. Животные давно общаются при помощи языка поз и особи одного вида, как правило, не в состоянии понять язык представителей другого вида. Язык тела давно уже использовали ораторы, режиссеры, но науки как таковой еще не было и, наверное, зря, потому, что это язык очень и очень важный.

      Человек с жизненным опытом при общении  следит за своими словами, контролирует выражение лица и только самые  искушенные в вопросах общения люди контролируют свою позу, свои жесты.Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным и нуждается в постоянном контроле.

      В социально-психологических исследованиях  разработаны различные классификации  невербальных средств общения, к  которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.

      Основные невербальные средства общения.

      Невербальные  средства общения нужны для того, чтобы:

      регулировать  течение процесса общения, создавать  психологический контакт между  партнерами;

      обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;

      выражать  эмоции и отражать истолкование ситуации.

      Невербальные  средства общения делятся на:

      Визуальные  средства общения — это:

      кинесика  — движение рук, ног, головы, туловища;

      направление взгляда и визуальный контакт;

      выражение глаз;

      выражение лица;

      поза (в частности, локализация, смены  поз относительно словесного текста);

      кожные  реакции (покраснение);

      дистанция (расстояние до собеседника, персональное пространство);

      вспомогательные средства общения, в том числе  особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки.).

      Акустические (звуковые) средства общения — это:

      паралингвистические, то есть связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон);

      экстралингвистические, то есть не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи.).

      3. Тактильно-кинестизические средства общения — это:

      физическое  воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

      такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

      4. Ольфакторные средства общения — это;

      приятные  и неприятные запахи окружающей среды;

      естественный  и искусственный запахи человека.

Информация о работе Психология общения