Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:02, контрольная работа
Целью данной работы является изучение психологии общения. Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:
Раскрытие понятия, видов и функций общения.
Изучение роли восприятия в процессе общения.
Раскрытие понятий стереотип и предубеждение.
Введение 3
1. Понятие, виды и функции общения 4
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия 16
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения 27
Заключение 28
Список литературы 29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра
«Философии, истории и права»
Контрольная работа
по дисциплине «Деловое общение»
на
тему «Психология общения»
Исполнитель:
Иванько Алёна Юрьевна
Курс: 3
№ личного дела: 08УБД43677
Специальность: Бухгалтерский учёт, анализ и аудит
Группа вечерняя 1 высшее образование
Проверил:
Кудряшов Юрий Владимирович
Архангельск 2010
Содержание
Введение 3
1. Понятие, виды и функции общения 4
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия 16
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения 27
Заключение 28
Список
литературы 29
Введение
Психология общения встречается в любой сфере деятельности, где работает больше двух людей.
Русский мыслитель Петр Чаадаев остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли бы о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком в общении.
В
ходе общения его участники
В
повседневной жизни человек учится
общению с детства и овладевает
разными его видами в зависимости
от среды, в которой живет, от людей,
с которыми взаимодействует. Причем
происходит это часто стихийно, в
ходе накопления житейского опыта. В
большинстве случаев этого
Целью данной работы является изучение психологии общения. Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:
Раскрытие понятия, видов и функций общения.
Изучение роли восприятия в процессе общения.
Раскрытие
понятий стереотип и
1. Понятие, виды и функции общения
Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ веке.
Человек устроен таким образом, что подавляющее число наших потребностей мы не можем удовлетворить в одиночку. Мы нуждаемся друг в друге. То же самое можно сказать и о деловом общении. Главная цель общения – это установление контакта с другими людьми для удовлетворения каких-либо потребностей и интересов в ходе совместной деятельности. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного, т.е. эмоционально-оценочного, характера.
Для
того чтобы понять, что такое общение,
прежде всего, следует узнать его
определение. Б.Ф. Ломов считает, что
общение – это взаимодействие
двух или более людей, состоящее
в обмене между ними информацией
познавательного или аффектно-
Общение
— это сложный многоплановый
процесс поддержания и развития
контактов и связей между людьми,
порождаемый потребностями
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1.
Потребность в общении (
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3.
Ориентировка в личности
4.
Планирование содержания
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6.
Восприятие и оценка ответной
реакции собеседника, контроль
эффективности общения на
7.
Корректировка направления,
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
Общение может рассматриваться на трех уровнях анализа:
Первый уровень — макроуровень: общение индивида с другими людьми описывается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида.
Второй
уровень — мезауровенъ (средний
уровень): общение в этом случае интерпретируется
как сменяющаяся совокупность целенаправленных,
логически завершаемых
Третий уровень — микроуровень, в ходе которого осмысливаются элементарные единицы информации, например, «вопрос — ответ», «побуждение к действию — действие и т. п.
Существуют три типа общения – межличностное общение, например, между двумя друзьями или коллегами; между индивидом и группой, например, начальник и подчиненный и, наконец, между группами, например, встреча двух спортивных команд. Особо выделяют виды общения: вербальное, при помощи языка, и невербальное, при помощи мимики, жестов и тому подобное.
Рассмотрим подробнее невербальное общение, т.е. язык тела, язык жестов. Язык телодвижений, как наука, возникла в 60-е годы ХХ–го столетия. Одной из предпосылок становления науки о языке телодвижений стало изучение поведения животных, особенностей их общения между собой. Животные давно общаются при помощи языка поз и особи одного вида, как правило, не в состоянии понять язык представителей другого вида. Язык тела давно уже использовали ораторы, режиссеры, но науки как таковой еще не было и, наверное, зря, потому, что это язык очень и очень важный.
Человек с жизненным опытом при общении следит за своими словами, контролирует выражение лица и только самые искушенные в вопросах общения люди контролируют свою позу, свои жесты.Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным и нуждается в постоянном контроле.
В
социально-психологических
Основные невербальные средства общения.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Невербальные средства общения делятся на:
Визуальные средства общения — это:
кинесика — движение рук, ног, головы, туловища;
направление взгляда и визуальный контакт;
выражение глаз;
выражение лица;
поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста);
кожные реакции (покраснение);
дистанция (расстояние до собеседника, персональное пространство);
вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки.).
Акустические (звуковые) средства общения — это:
паралингвистические, то есть связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон);
экстралингвистические, то есть не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи.).
3. Тактильно-кинестизические средства общения — это:
физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);
такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).
4. Ольфакторные средства общения — это;
приятные и неприятные запахи окружающей среды;
естественный и искусственный запахи человека.