Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:02, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение психологии общения. Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:

Раскрытие понятия, видов и функций общения.

Изучение роли восприятия в процессе общения.

Раскрытие понятий стереотип и предубеждение.

Содержание

Введение 3

1. Понятие, виды и функции общения 4

2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия 16

3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения 27

Заключение 28

Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Психология общения.docx

— 56.32 Кб (Скачать документ)

      Везде, где можно выделить различные  группы, существуют и стереотипы, определяющие представления этих групп друг о  друге, и адекватно они могут  использоваться только в межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определения людей  как представителей различных групп. Ориентировка и определение происходят мгновенно: по знакам групповой принадлежности срабатывает механизм стереотипизации  и актуализируется соответствующий социальный стереотип. Для запуска этого механизма совершенно неважно, что в действительности происходит, каков личный опыт владельца стереотипа; главное - не ошибиться в ориентировке.

      Вместе  с тем стереотипизация предполагает определенную оценку и неизвестных  воспринимающему свойств и качеств  его партнера, что может привести к неадекватному общению в  дальнейшем, за пределами ситуации первой встречи, когда потребуется  точность в определении именно этих ненаблюдаемых психологических  качеств.

      Таким образом, восприятие другого всегда одновременно верно и неверно, правильно  и неправильно, более точно в  отношении главных в данный момент характеристик и менее точно  в отношении остальных. Вот почему требуются дополнительные усилия, чтобы  видеть как сходство, так и различия между людьми.

      При изучении коммуникационных навыков  важным становится вопрос о том, можно  ли утверждать, что восприятие одних  людей более точно, чем восприятие других. Психологи согласны в том, что среди людей, способных точнее судить и понимать поведение других, чаще встречаются те, кто:

      в своих заключениях опираются  на наблюдение за поведением, а не на стереотипы;

      менее авторитарные личности;

      более объективно относящиеся к себе.

      Таким образом, неудачи и провалы в  межличностной коммуникации часто  случаются потому, что, во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга; во-вторых, не понимают, что  их восприятия неточны. И хотя было бы иллюзией считать, что более точное восприятие всегда приводит к более  успешной коммуникации, тем не менее, удовлетворенность общением и в  кратковременных, и в долговременных отношениях во многом зависит от степени  адекватности и глубины межличностного восприятия.

      Личное  восприятие – получение и обработка  одним субъектом общения информации о другом – ошибочно считается несложным процессом, но на точность восприятия влияет множество характеристик субъектов восприятия.

      В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать не только отдельные  личности, но и целые группы людей. При этом возникают так называемые эквиваленты личности. При восприятии людьми друг друга можно выделить несколько возможных ситуаций:

      «Я - Он» - восприятие одним индивидом  другого как отдельной личности;

      «Я - Они» - восприятие индивидом группы как единого целого;

      «Мы – Они» - восприятие одной группой  другой группы;

      «Мы - Он» - восприятие группой индивида. [№ 3, с. 128]

      Социальное  восприятие (синоним — социальная перцепция) представляет собой сложный  процесс:

      а) восприятия внешних признаков других людей,

      б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными  личностными характеристиками,

      в) интерпретации и прогнозирования  на этой основе возможных их поступков  и поведения. В нем всегда присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном  и поведенческом плане, в результате чего и осуществляется построение собственной  стратегии деятельности людей.

      Социальное  восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают  как межличностное восприятие: процесс  восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными  характеристиками, интерпретация и  прогнозирование на этой основе его  поступков.

      Социальный  перцептивный процесс имеет две  стороны:

      субъективную (субъект восприятия — человек, который  воспринимает);

      объективную (объект восприятия — человек, которого воспринимают).

      Со  стороны личности трудности общения  могут возникать в связи с  мотивами общения. Если человек испытывает потребность в самоутверждении, то отсутствие со стороны другого  реакции, признающей его первенство, будет раздражать и создавать  препятствия в виде появления  состояния определенной напряженности, возникающей между партнерами. Это  зависит и от их ролевого положения. Например, известно, что руководители больше ориентируются на нормативы, стандарты, директивные указания, в то время как подчиненные больше ориентированы на взаимопонимание. Несовпадение этих ориентации приводит к неудовлетворенности в общении.

      Особую  группу трудностей общения составляют нарушения стратегий, заранее разработанных  участниками. Например, неожиданность  в форме контакта, несовпадение ожидаемого поведения с реальными действиями партнера по общению может привести к полной растерянности. Недостаточная  ориентировка в условиях и содержании общения ведет также к психическому перенапряжению, в результате чего взаимодействие сторон рискует окончиться конфликтом.

      Эту же группу трудностей составляют проблемы социальной перцепции. Стереотипы восприятия, предвзятость и предубеждения, негативные установки партнеров по отношению  друг к Другу, несовпадение ценностных ориентации на уровне базовых социальных установок, смысловых пластов сознания и формальное подведение образа другого  под категории (плохой — хороший, надежный — ненадежный и т. п.) существенно  искажают представление людей друг о Друге и вызывают негативные реакции во время встреч, бесед, переговоров, возбуждают недоверие и снижают  продуктивность в установлении отношений.

      Очевидна  и важность умения не только говорить, но и слушать. В силу привычки постоянно  говорить, давать другим указания, как  это часто бывает у некоторых  людей, навыки внимательного слушания, основанного на межличностном понимании, могут ослабевать. У некоторых людей, напротив, затруднено формирование навыков говорения, и им нередко бывает трудно «выдавить из себя слово». Эти индивидуальные различия являются одним из факторов затрудненности общения. В настоящее время разнообразные тренинговые программы общения при развитии техник говорения включают в себя не только отработку техники построения и произнесения речевого высказывания, но и его адекватного сопровождения мимикой, пантомимикой, жестами, взглядом.

      Психологические барьеры, т. е. препятствия, преграды в  общении могут возникать как  в связи с эмоциональным состоянием общающихся лиц, так и по причине  несовпадения смыслов высказывания, просьб, приказов и т. п. у различных  людей. Барьер общения (психологический) — психологическое состояние, переживаемое как неадекватная пассивность, препятствующая общению. В состоянии субъекта при  возникновении барьеров наблюдаются  усиленные отрицательные переживания (например, переживание стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др.).

      В целом барьеры общения можно  подразделить на барьеры эстетические, моральные, эмоциональные. Например, человек, задержанный в грязной одежде, вследствие эстетического барьера  заранее воспринимается как потенциальный  правонарушитель, хотя, разумеется, за ним может и не быть никаких  противоправных поступков.

      Барьеры в общении связаны с предвзятостью  и беспричинностью негативных установок, возникающих в ряде случаев по первому впечатлению. Отрицательные  установки могут вводиться в  опыт человека кем-то из людей. У застенчивых  людей сильным препятствием в  общении становятся ожидания непонимания  или беспокойство о том, будет  ли общение успешным. В отношениях людей разных поколений возникают  барьеры возраста. Иногда человек  сам создает себе препятствия  в общении в силу своих неверных представлений о других людях.

      При восприятии возможны те или иные ошибки. Их разделяют на три группы. Во-первых, это фактор превосходства. Его суть в том, что мы склонны переоценивать тех людей, которые, как мы считаем, по тем или иным параметрам превосходят нас, и недооценивать тех, кого мы считаем ниже себя, например, по социальному статусу, материальному положению, возрасту, физическим данным и так далее. Источником информации о превосходстве другого человека могут быть одежда, прическа, награды, оформление кабинета, сотовый телефон, наличие кредитной карточки, модель автомобиля и т.д. И, наконец, немаловажное значение имеет манера поведения человека, его осанка, поза, умение держаться. Информация о превосходстве обычно, так или иначе, закладывается в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

      Второй  фактор называется фактором привлекательности. Ученые установили, что если человек нам нравится внешне, то мы склонны считать его более умным, интересным, перспективным и т.д. Привлекательность – не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым.

      И, наконец, очень важен третий фактор – фактор отношения к нам. Его  суть в том, что людям, которые  относятся к нам хорошо, мы склонны  прощать те или иные недостатки, которые бы мы не простили бы другим людям.[7]

      Таким образом, можно сделать вывод  о том, что восприятия человека зависит  от разных факторов. Умение грамотно общаться и понимать других людей является основой построения взаимоотношений с ними. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. Зная основы психологии общения, мы можем сделать наше общение с другими людьми наиболее продуктивными для нас.

 

      3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения 

      Соотнесите  предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:

      а) стереотип;

      б) предубеждение;

      1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;

      2) личная антипатия или активная  враждебность по отношению к  другой социальной группе; при  этом индивиды могут участвовать  в дискриминационной деятельности  на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.

      1) Стереотип – личная антипатия  и активная враждебность по  отношению к другой социальной  группе; при этом индивиды могут  участвовать в дискриминационной  деятельности на основании своих  взглядов, а могут и не участвовать.

      2) Предубеждение – односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов. 

 

       Заключение 

      Общение – это сложнейший, многоуровневый процесс установления и развития отношений между людьми, который  представляет собой обмен информацией, восприятие и понимание человеком  другого человека. И помогает в  этом процессе человеку знания основ  психологии.

      Основа  психологии общения - это способность  выделять моменты эффективного проведения переговоров, бесед и применять  его на практике, быть психологически грамотным при беседе, формирование системы знаний об эффективном, партнёрском  общении.

      Общение определяется тем представлением о  партнере, которое складывается в  восприятии. Под восприятием в  психологии общения подразумевается  непросто формирование целостного образа на основе его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению.

      В повседневной жизни между людьми зарождаются различного рода отношения, такие как любовь, дружба, партнерские  отношения, и в основе всех этих отношений  лежит психология общения. Процесс  психологии отношений необходим  человеку для приобретения собственной  индивидуальности, признания в обществе и подтверждения своей значимости. 

Информация о работе Психология общения